От барокко к романтизму. Музыкальные эпохи и стили. Вып. 3
  • Издательство: Научно-издательский центр "Московская консерватория", 2012
  • Тираж: 300 экз.
  • К-во страниц: 272
  • ISBN: 978-5-89598-274-7

Научный руководитель проекта — доктор искусствоведения, профессор В. П. Чинаев.

Ответственный редактор — кандидат искусствоведения, профессор С. В. Грохотов.

Члены редакционного совета: доктор искусствоведения, профессор В. В. Березин, кандидат искусствоведения, профессор А. М. Меркулов, доктор искусствоведения, профессор М. А. Сапонов, кандидат искусствоведения, старший преподаватель П. В. Седов, кандидат искусствоведения, доцент Н. П. Толстых.

 

Это третий сборник из серии «От барокко к романтизму», проблематика которой доста- точно обширна: экскурсы в историю стилей и жанров, музыкальная текстология и поэтика, особенности исторических инструментов, исполнительские традиции прошлого и их отражения в исторической перспективе. Книга составлена на основе выступлений, прозвучавших на конференции в Московской консерватории 24–26 октября 2007 года, и дополнена близкими по тематике материалами.

Издание адресовано музыкантам различных специальностей, оно будет интересно и широкому кругу любителей музыки.


Серия: Научные труды Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского

Номер сборника: 71

Предисловие 4

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ И ГОЛОС В КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ
(по материалам трактатов и других документов)

В. В. Березин. Статуты и правила менетрье города Парижа. 1321–1773  9

В. П. Качмарчик. Об исполнительской эстетике И. И. Кванца   36

Л. В. Раков. К вопросу о генеалогии контрабаса  45

А. М. Меркулов. Каденция солиста в XVIII — начале XIX века: теория и практика (часть вторая)  57

МУЗЫКАЛЬНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ: ОПЫТ ИНТЕРПРЕТАЦИИ

 B. О. Рабей. Пятый скрипичный концерт В. А. Моцарта. Некоторые стилистические аспекты интерпретации  87

Е. И. Максимов. Тридцать две вариации c-moll Бетховена: особенности драматургии  99

У ИСТОКОВ РОМАНТИЗМА. МУЗЫКАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ОЧЕРКИ

С. В. Грохотов. Иоганн Непомук Гуммель — композитор, пианист, педагог  115

Н. А. Шохирева. Исполнительские и педагогические принципы Фридриха Вика  155

Н. П. Толстых. Д. Штейбельт и Дж. Фильд в России: притяжение — противостояние  180

В. П. Чинаев. Искусство ограничения — искусство безграничного: смена культурных парадигм в зеркале современной отечественной мысли (часть вторая)   201

Приложение. Исторические материалы

К. Черни. Воспоминания из моей жизни (перевод и примечания Н. Б. Кашкадамовой)   242

Ф. Вик. Фортепиано и пение (избранные главы) (перевод и примечания Н. А. Шохиревой)  260

Сведения об авторах  272

Настоящий выпуск сборника «От барокко к романтизму» завершает публикацию материалов одноименной конференции, проведенной кафедрой истории и теории исполнительского искусства в октябре 2007 года.

 Первый раздел сборника, «Музыкальные инструменты и голос в культурно-историческом контексте (по материалам трактатов и других документов)», продолжает сходную рубрику из предыдущего, второго, выпуска.

Идут столетия, а повседневная жизнь музыканта по сути своей мало изменяется — такой вывод может сделать читатель по прочтении очерка В. В. Березина «Статуты и правила менетрье города Парижа. 1321–1773». Основательно документированная и при этом чрезвычайно живо написанная, эта публикация в занимательной форме раскрывает многовековую историю одного из старейших профессиональных музыкальных объединений Европы — парижского братства св. Юлиана.

Статья В. П. Качмарчика «Об исполнительской эстетике И. И. Кванца» представляет собой сжатый, но весьма емкий портрет выдающегося немецкого музыканта, чье значение далеко выходит за рамки проблем исполнительства на духовых инструментах или истории флейтового репертуара.

История контрабаса полна дискуссионных вопросов. Разрешению их посвящена статья Л. В. Ракова «К вопросу о генеалогии контрабаса». Автор убедительно опровергает распространенное в научной литературе положение о, так сказать, «линейной» эволюции инструмента — из виольного в скрипичное семейство, и утверждает тезис об особом пути контрабаса, окончательное формирование которого до сих пор не завершилось.

Во второй, завершающей, части развернутой статьи А. М. Меркулова «Каденция солиста в XVIII — начале XIX века: теория и практика» (начало опубликовано в первом выпуске сборника) речь идет о фундаментальных свойствах каденции, в первую очередь об импровизационности и виртуозности, а также об особой разновидности жанра — каденции-фермате. В сферу внимания исследователя попадают не только образцы каденций времен барокко и раннего классицизма, но и каденции к концертам Бетховена.

Многообразие подходов к тому или иному конкретному сочинению демонстрируют авторы статей, объединенных в следующую рубрику сборника — «Музыкальное произведение: опыт интерпретации».

Статья B. О. Рабея «Пятый скрипичный концерт В. А. Моцарта. Некоторые стилистические аспекты интерпретации» содержит конкретные исполнительские советы музыкантам, изучающим это произведение; среди прочего в этой работе критически рассматриваются существующие каденции и редакции, прежде всего опубликованная посмертно редакция Ю. И. Янкелевича.

«Тридцать две вариации c-moll Бетховена: особенности драматургии» — в этой работе Е. И. Максимова проанализированы различные подходы к строению цикла, как выдвинутые в трудах музыковедов прошлого, так и практически воплощенные пианистами разных поколений. Исследователя в первую очередь интересуют многообразные возможности темповой организации произведения.

В последнем разделе сборника — «У истоков романтизма. Музыкально-исторические очерки» — затрагивается проблематика, связанная с новым, ранне-романтическим этапом в развитии музыки и исполнительского искусства.

Монографическая статья С. В. Грохотова «Иоганн Непомук Гуммель — композитор, пианист, педагог» раскрывает основные грани деятельности выдающегося австрийского музыканта, чье творчество, стилистически близкое венскому классицизму, несет на себе отпечаток эстетики бидермейера.

Статья Н. А. Шохиревой «Исполнительские и педагогические принципы Фридриха Вика» знакомит читателей с жизнью и своеобразными новаторскими воззрениями знаменитого педагога, оказавшего огромное воздействие на творческое формирование Роберта и Клары Шуман.

Н. П. Толстых в своей статье «Д. Штейбельт и Дж. Фильд в России: притяжение — противостояние» рассказывает о параллельной деятельности в России двух выдающихся европейских виртуозов, во многом предопределивших пути развития отечественного фортепианного искусства в XIX столетии.

Вторая часть развернутой статьи В. П. Чинаева «Искусство ограничения — искусство безграничного: смена культурных парадигм в зеркале современной отечественной мысли» (начальные разделы статьи были опубликованы в первом выпуске) образует своего рода «конструктивную арку», скрепляющую воедино все три тома сборника. В настоящем выпуске речь идет, главным образом, о специфике романтического мироощущения и о его проявлениях в культуре первой половины XIX столетия.

Третий выпуск сборника содержит и документальное Приложение. В нем впервые на русском языке публикуются ценные материалы по истории исполнительского искусства — «Воспоминания из моей жизни» К. Черни в переводе и с примечаниями Н. Б. Кашкадамовой и избранные главы из книги Ф. Вика «Фортепиано и пение», перевод которых выполнен Н. А. Шохиревой.

С. В. Грохотов