Ссылки
Самуил Евгеньевич Фейнберг (1890–1962). 120 лет со дня рождения
  • Рецензент: К. В. Зенкин, доктор искусствоведения; Н. О. Власова, доктор искусствоведения
  • Издательство: Научно-издательский центр "Московская консерватория", 2011
  • Тираж: 500 экз.
  • К-во страниц: 144
  • ISBN: 978-5-89598-265-5

С. Е. Фейнберг – композитор, пианист, педагог, профессор Московской консерватории, создатель фортепианной школы – четыре десятилетия своей жизни отдал делу воспитания молодых музыкантов. Альбом дает представление о современном восприятии многогранной личности музыканта, о путях осмысления его творчества.

В первый раздел издания вошли статьи русских и зарубежных авторов о жизненном и творческом пути Фейнберга, о его исполнительском искусстве и композиторском стиле, проблематике его музыкально-литературного наследия, посвященного теории и практике пианизма, а также о деятельности западных музыкантов, пропагандирующих творчество Фейнберга. Второй раздел содержит первую научную публикацию избранных писем и документов Фейнберга из фондов Государственного центрального музея музыкальной культуры имени М. И. Глинки. Третья, заключительная, часть издания включает в себя воспоминания и интервью о выдающемся мастере.

В альбоме помещены фотографии и подлинные архивные документы, многие из которых ранее не публиковались.

Издание адресовано профессиональным музыкантам и всем интересующимся историей фортепианного исполнительства, музыкальной культурой XX века.

Статьи

В. В. Бунин. Жизнь, посвященная музыке 4

А. Ф. Хитрук. Магия свободы. Самуил Фейнберг играет И. С. Баха 35

А. М. Меркулов. «Отвоевывать все, что доступно осознанию и обобщению…» О книге «Пианизм как искусство» и других работах С. Е. Фейнберга  42

Дж. Пауэлл (Великобритания). С. Е. Фейнберг в контексте его эпохи 53

К. Сиродо (Франция). Музыка Фейнберга на Западе 61

Из фондов Государственного центрального музея музыкальной культуры имени М. И. Глинки

Публикация архивных документов

М. Д. Соколова. С. Е. Фейнберг и Персимфанс. Об одной неизвестной рукописи Фейнберга 66

М. Д. Соколова. «Я могу и должен творчески работать…» С. Е. Фейнберг. Избранные письма 78

Письма. Публикация и комментарии М. Д . Соколовой

1913 – 1927. С. Е. Фейнберг – А. Б. Гольденвейзеру  91

Письма военных лет. 1942 – 1943. С. Е. Фейнберг – Л. Т. Атовмьяну и А. Б. Гольденвейзеру 105

Воспоминания и интервью

«Утро начиналось с Баха». Интервью с С. Л. Прокофьевой 117

«Человек Серебряного века». О личности и творчестве С. Е. Фейнберга размышляет профессор Е. Г. Сорокина 126

Уроки Самуила Евгеньевича Фейнберга. Из воспоминаний профессора И. А. Барсовой 128

«Он постоянно открывал нам новое в мире музыки». Из воспоминаний профессора В. К. Мержанова 130

«Великая школа, которая навсегда остается в душе, в памяти, в пальцах». Интервью профессора Л. В. Рощиной 134

«В память о незабвенном и дорогом учителе». Воспоминания профессора З. А. Игнатьевой  138

Сведения об авторах 142

Большая часть того, что написано о Самуиле Евгеньевиче Фейнберге, принадлежит прошлому столетию. Новый век, привносящий в музыкальное искусство ранее неизвестные формы и жанры, подсказывает необходимость вновь обратиться к ценнейшему наследию, которое оставил нам этот выдающийся и универсальный мастер – к его композиторскому творчеству, аудиозаписям (к сожалению, немногочисленным), статьям и книгам. Ибо Фейнбергу были в равной степени чужды как становящееся самоцелью радикальное новаторство музыкального языка, так и слепое, некритичное отношение к соблюдению традиций.

Его мысли, неизменно проникающие в глубь явлений и совершенные по форме выражения, были направлены на утверждение подлинно значимого в искусстве. Труды Фейнберга предназначены для сосредоточенного чтения и напряженной интеллектуальной работы. Исследователь и философ музыкального искусства, за роялем он поражал слушателей своей фантастической виртуозностью и нередко шокирующе быстрыми темпами. Необычные прочтения пианистом произведений самых разных стилей – прочтения, всегда вызывавшие горячий отклик современников и сегодня порождающие споры и дискуссии, – возможно, были обусловлены его особым композиторским слышанием, чутким восприятием новейших тенденций в искусстве, стремлением прочнее связать прошлое с современным. Фейнберг был страстным пропагандистом новой русской музыки 20-х годов, одним из лучших интерпретаторов Скрябина. Вместе с тем, именно с исполнением произведений Баха и Бетховена была связана значительная часть его лучших пианистических достижений. Симбиоз классического и современного в творчестве художника XX века – явление нередкое, но в наследии Фейнберга – пианиста и композитора, не ставшего ни неоклассиком, ни авангардистом – эта характерная стилистическая примета искусства XX столетия нашла неповторимое и в высшей степени индивидуальное выражение.

Музыканты, написавшие статьи в настоящий альбом, – российские и зарубежные пианисты и исследователи. Среди них – автор единственной на сегодняшний день монографии о Фейнберге В. В. Бунин; известные специалисты по истории пианизма А. М. Меркулов и А. Ф. Хитрук; английский пианист, композитор и музыковед Джонатан Пауэлл, глубоко и всесторонне осваивающий русскую музыку первой трети минувшего века; французский пианист Кристоф Сиродо, инициатор создания Международного общества Фейнберга – Скалкоттаса.

Настоящий альбом является первым проектом, осуществляемым в рамках договора о сотрудничестве между Московской государственной консерваторией имени П. И. Чайковского и Государственным центральным музеем музыкальной культуры имени М. И. Глинки.

Издание содержит первую научную публикацию избранных писем и документов Фейнберга из фондов ГЦММК. В альбом вошли бесценные воспоминания тех людей, на долю которых выпала радость личного общения с выдающимся музыкантом, – профессоров Московской консерватории В. К. Мержанова, Л. В. Рощиной, З. А. Игнатьевой, Е. Г. Сорокиной, И. А. Барсовой и племянницы Самуила Евгеньевича – литератора С. Л. Прокофьевой.

В альбоме публикуются портреты С. Е. Фейнберга, выполненные его братом – известным художником и теоретиком искусства Л. Е. Фейнбергом. Оригиналы этих работ переданы для печати дочерью художника – С. Л. Прокофьевой.

Альбом иллюстрирован материалами из фондов ГЦММК имени М. И. Глинки и Научной музыкальной библиотеки имени С. И. Танеева Московской консерватории, фотографиями и документами из личных и семейных архивов, любезно предоставленными В. В. Буниным, А. В. Кагарлицкой, В. К. Мержановым, С. Л. Прокофьевой, Л. В. Рощиной, Г. С. Ширинской.

Хочется надеяться, что настоящее издание не только дополнит картину жизни и творчества Самуила Евгеньевича Фейнберга – личности поистине уникальной в истории отечественной культуры, но и послужит стимулом для дальнейшего изучения и популяризации его наследия, путь к которому открывается не просто и не каждому.

М. Д. Соколова