Музыкальное искусство барокко: стили, жанры, традиции исполнения


  • Издательство: Московская консерватория Редакционно-издательский отдел, 2003
  • Тираж: 300 экз.
  • К-во страниц: 235
  • ISBN: 5-89598-107-0

Составители: Т. Н. Дубравская, А. М. Меркулов


Данный сборник тематически продолжает сборник трудов Московской консерватории «Проблемы стиля и интерпретации музыки барокко» (М., 2001). В нем освещаются исторические, теоретические и практические вопросы музыкальной культуры барокко. Рассматриваются стилевые, жанровые, структурно-смысловые особенности и своеобразие музыкального языка различных национальных школ (немецкой, французской, итальянской), а также риторические традиции барокко, в частности, в творчестве В. А. Моцарта. В ряде статей на материале руководств XVII – XIII веков раскрываются важнейшие аспекты барочной исполнительской практики: импровизация на основе basso continuo и свободное мелодическое варьирование. Исследуются общие и конкретные вопросы интерпретации, проблемы т. н. аутентичного исполнения и музыкального инструментария эпохи барокко. Все работы публикуются впервые. Содержание сборника призвано обогатить работу в курсах истории и теории музыки, истории исполнительского искусства и методики преподавания в специальных исполнительских классах.


Серия: Научные труды Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского
Номер сборника: 37

Ю. Н. Холопов. Структура баховской фуги в контексте исторической эволюции гармонии и тематизма 4
Ку Ле Зуен. К истории понятия «канон» 32
Л. С. Пылаева. О некоторых аспектах содержания и формы в танцах барокко (на примере сарабанд французских авторов) 49
Е. Н. Цыбко. Французский мотет от Люлли до Куперена 67
Е. Д. Кривицкая.
О некоторых аспектах французской ладовой теории XVII века 90
Л. Н. Логинова.
Тональность барокко, какой мы ее слышим сегодня 105
Э. Р. Симонова.
Итальянское барочное либретто XVII – первой половины XVIII века: от ранней drama per musica к метастазиевской драме 113
М. И. Катунян. Импровизация на основе basso continuo 131
С. В. Грохотов.
И. И. Кванц о свободном варьировании в исполнительском искусстве (по его трактату «Опыт наставления в игре на поперечной флейте») 148
В. В. Березин. Кларнет в музыке барокко 181
Е. И. Чигарёва.
Проблема интерпретации «риторического слова» в музыке Моцарта (на материале книги Г. Борна «Музыкальный язык Моцарта. Ключ к жизни и творчеству») 194
А. А. Паршин. Аутентизм: вопросы и ответы 221
К. Дальхауз.
Интерпретация и практика исполнения. Перевод О. В. Лосевой 234