Русские музыкальные архивы за рубежом. Зарубежные музыкальные архивы в России. Выпуск 9.


  • Рецензент: О. В. Лосева, доктор искусствоведения; Д. Р. Петров, кандидат искусствоведения.
  • Издательство: Научно-издательский центр "Московская консерватория", 2023
  • Тираж: 300 экз.
  • К-во страниц: 236
  • ISBN: 978-5-89598-449-9 (в обл.)

Русские музыкальные архивы за рубежом. Зарубежные музыкальные архивы в России: материалы международных конференций. Выпуск 9 / сост. И. В. Брежнева.

Проект осуществлен в рамках программы Научной музыкальной библиотеки им. С. И. Танеева Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского «Русское музыкальное зарубежье»

Автор проекта — Э. Б. Рассина, кандидат педагогических наук.

Основу девятого выпуска сборника составляют тексты докладов, прозвучавших на конференциях Научной музыкальной библиотеки имени С. И. Танеева «Русские музыкальные архивы за рубежом. Зарубежные музыкальные архивы в России» в 2018–2021 годах. Статьи посвящены обзору и изучению рукописных материалов, хранящихся в отечественных и зарубежных архивах. Сборник предназначен для музыкантов разных специальностей, интересующихся данной темой, сотрудников библиотек, архивов и музеев.

Предисловие 5

Т. В. Гинзбург Неизвестная рукопись XVIII века в фондах Российского национального музея музыки 9

А. Е. Максимова Опера Дж. Паизиелло «Крестьянин-маркиз» 15

А. А. Сафонова Произведения А.-Э.-М. Гретри в фондах Российской государственной библиотеки 27

Е. В. Мирошникова Иностранные преподаватели музыки в санкт-петербургском Институте слепых в первой четверти XIX века 40

Е. Ф. Овчаренко-Чернодубровская «Вечный cюжет»: либретто балета «Орфа» А.-Ш. Адана (по российским архивным материалам) 50

Е. В. Кривцова Музыкальная фантазия Шарля Гуно на русскую тему 62

Е. Е. Прыткова, А. В. Сахарова, Н. В. Хорошилова Русские контакты Джакомо Пуччини: новые открытия 75

Е. Л. Харлова Литургия грузинского (кахетинского) распева А. Е. Мревлова из фондов Российского национального музея музыки. К проблеме атрибуции  92

А. В. Наумов От Шольца до Шульце и Шульцева. Иностранные капельмейстеры Малого театра середины XIX — начала ХХ веков (по материалам РГАЛИ) 103

С. А. Петухова Письма М. Н. Климентовой-Муромцевой С. И. Танееву из Парижа (1901–1903): хлопоты об «Орестее» 115

В. Б. Валькова Новое о лондонском дебюте С. В. Рахманинова (по архивным фондам Британской библиотеки) 128

Н. С. Зелов Переписка советских и зарубежных музыкальных деятелей в фонде ВОКС 145

С. А. Петухова Деловая переписка С. С. Прокофьева в фонде РГАЛИ как часть эпистолярного наследия композитора 154

Е. В. Кривцова К истории сотрудничества C. С. Прокофьева и Б. Н. Демчинского над оперой «Огненный ангел» 168

Т. Ю. Масловская Три русско-еврейских сюжета (по материалам архива Л. Л. Сабанеева) 185

Н. С. Зелов «Я надеюсь на победу России». Переписка Сергея Кусевицкого с советскими музыкальными деятелями в годы Великой Отечественной войны 197

Е. В. Васильева Неизвестные автографы Марлен Дитрих в личном фонде С. Т. Рихтера в Отделе рукописей ГМИИ имени А. С. Пушкина 205

Е. Д. Кривицкая Скрипач и королева (по материалам переписки Л. Б. Когана и Елизаветы Бельгийской) 215

Б. В. Мукосей Большой театр. Из непоставленного 221

К. Мориц Звуки безмолвного архива: музыкальные материалы Амхерстского Центра русской культуры 227

Сведения об авторах 234

Девятый выпуск сборника «Русские музыкальные архивы за рубежом. Зарубежные музыкальные архивы в России» продолжает публикацию докладов, прочитанных на одноименных конференциях Научной музыкальной библиотеки имени С. И. Танеева в стенах Московской консерватории в 2018–2021 годах. Тематика сборника, охватывающая период XVIII–XX веков, предстает достаточно разнообразной — от истории сценических постановок и концертной жизни до проблем музыкального образования, знакомства с эпистолярным наследием и мемуарами, а также c содержанием архивных фондов хранений. Читателю предлагается глазами авторов «увидеть» редкие документы российских и зарубежных архивов, открыть для себя новое в неизвестном или забытом, ранее не привлекавшем внимания.

Статьи располагаются в хронологии рассматриваемых событий, сохраняя стиль и точку зрения авторов.

История XVIII века представлена музыкальными источниками нескольких западноевропейских опер с их сценической судьбой — в статьях Т. В. Гинзбург «Неизвестная рукопись И. Д. Хайнихена в фондах Российского национального музея музыки», А. Е. Максимовой «Опера Дж. Паизиелло “Крестьянин-маркиз”» и А. А. Сафоновой «Произведения А.-Э.-М. Гретри в фондах Российской государственной библиотеки».

Поводом для многочисленных исследований послужили документы, датированные XIX веком. Вопросов образования касается в своей статье Е. В. Мирошникова «Иностранные преподаватели музыки в санкт-петербургском Институте слепых в первой четверти XIX века». Русский след в творчестве Ш. Гуно обозначен в работе Е. В. Кривцовой «Музыкальная фантазия Шарля Гуно на русскую тему». Редкую рукопись представляет исследование Е. Л. Харловой «Литургия грузинского (кахетинского) распева А. Е. Мревлова из фондов Российского национального музея музыки. К проблеме атрибуции».

Серия статей посвящена оперным и балетным постановкам на разных театральных сценах. Об этом пишут Е. Ф. Овчаренко-Чернодубровская — «“Вечный сюжет”: либретто балета “Орфа” А.-Ш. Адана (по российским архивным материалам)», авторский коллектив Е. Е. Прыткова, А. В. Сахарова и Н. В. Хорошилова — «Русские контакты Джакомо Пуччини: новые открытия», С. А. Петухова — «Письма М. Н. Климентовой-Муромцевой С. И. Танееву из Парижа (1901–1903): хлопоты об “Орестее”». О неосуществленных оперных проектах узнаем из статьи Б. В. Мукосея «Большой театр. Из непоставленного». Непростая жизнь музыкантов театральных оркестров подробно освещена А. В. Наумовым в статье «От Шольца до Шульце и Шульцева. Иностранные капельмейстеры Малого театра середины XIX — начала ХХ веков (по материалам РГАЛИ)».

Продолжается выявление и исследование документов, связанных с именем С. В. Рахманинова. В центре внимания работ В. Б. Вальковой «Новое о лондонском дебюте С. В. Рахманинова (по архивным фондам Британской библиотеки)» и Н. С. Зелова «Переписка советских и зарубежных музыкальных деятелей в фонде ВОКС» — концертная деятельность композитора в разные годы: в конце XIX века и начале 40-х годов ХХ века.

Не менее пристально изучаются материалы о С. С. Прокофьеве. Новый взгляд на рассматриваемые документы предлагает в своей статье «Деловая переписка С. С. Прокофьева в фонде РГАЛИ как часть эпистолярного наследия композитора» С. А. Петухова. Неизвестные ранее источники вводит в научный оборот Е. В. Кривцова («К истории сотрудничества С. С. Прокофьева и Б. Н. Демчинского над оперой “Огненный ангел”»).

По-прежнему актуальна тема, отражающая контакты отечественных и зарубежных музыкантов в годы Великой Отечественной войны, которая поднимается в статье Н. С. Зелова «“Я надеюсь на победу России”. Переписка Сергея Кусевицкого с советскими музыкальными деятелями в годы Великой Отечественной войны».

Неисчерпаемым источником открытий являются материалы из личных фондов. Они послужили основанием для статей Т. Ю. Масловской «Три русско-еврейских сюжета (по материалам архива Л. Л. Сабанеева)», Е. В. Васильевой «Неизвестные автографы Марлен Дитрих в личном фонде С. Т. Рихтера в Отделе рукописей ГМИИ имени А. С. Пушкина» и Е. Д. Кривицкой «Скрипач и королева (по материалам переписки Л. Б. Когана и Елизаветы Бельгийской)».

Завершает сборник статья К. Мориц «Звуки безмолвного архива: музыкальные материалы Амхерстского Центра русской культуры», посвященная обзору документов русских эмигрантов первой волны (особенно А. Лурье), хранящихся в колледже Амхерста (США), их провенансу. Автор уверен, что «пока существуют архивы, безмолвные бумаги могут вернуться к жизни и заново обрести голос». И в этом ведущая роль принадлежит заинтересованным исследователям.