Гнилов
Борис Геннадьевич

  • Доктор искусствоведения
  • Профессор
Гнилов<br /> Борис Геннадьевич

Гнилов Борис Геннадьевич родился 29 июля 1961 г. в Москве. Талантливый педагог, руководитель, научный работник, он является одним из ведущих специалистов военно-дирижерского образования в нашей стране. За многолетнюю и плодотворную творческую и педагогическую деятельность и заслуги в области искусства в сентябре 2006 года Б.Г. Гнилову был присужден грант благотворительного фонда В. Потанина. В сентябре 2009 г. ему вручен памятный знак военно-оркестровой службы МО РФ «Н.А. Римский-Корсаков». в 2012 году он был удостоен звания «Почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации». В 2016 году Б.Г. Гнилову было присуждено звание «Заслуженный работник Высшей школы Российской Федерации».

В 1988 году после окончания с отличием Московской государственной консерватории и прохождения срочной службы в Вооружённых силах Б.Г. Гнилов был принят на работу на Военно-дирижёрский факультет при Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского [ныне – Военный институт (военных дирижеров) Военного университета].

На настоящий момент стаж педагогической работы Б.Г. Гнилова составляет свыше тридцати лет. В течение этого времени Б.Г. Гнилов защитил кандидатскую (1992) и докторскую (2008) диссертации, в 1996 г. ему присвоено учёное звание «доцент». С 2006 года он занимает должность заведующего кафедрой теории и истории музыки военного института (военных дирижёров) Военного университета МО РФ.

С 1994 года продолжается преподавательская работа Б.Г. Гнилова в Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского. Он ведет авторский факультативный курс «Теория и практика музыкальной импровизации». Этот курс имеет подчёркнуто авторский инициативный характер. Включение данного курса помогло значительно обогатить учебный процесс, дооснастить студентов и аспирантов консерватории новыми знаниями, умениями, навыками, востребованными в современной музыкальной жизни. О высоком авторитете Б.Г. Гнилова свидетельствует и тот факт, что его неоднократно приглашали председателем жюри международных музыкальных конкурсов эстрадной и джазовой музыки, а также привлекали в качестве эксперта и консультанта для решения различных вопросов военного музыкального образования.

Б.Г. Гнилов ведет продуктивную научную деятельность. Он является членом ученого совета Военного института (Военных дирижеров) Военного университета. Регулярно привлекается к оппонированию и рецензированию кандидатских и докторских диссертаций, рецензированию учебной литературы, разработанной другими кафедрами. Под его руководством и при его консультировании подготовлено 2 кандидата наук. Имеет объем публикаций более 100 печатных листов. Результатом интенсивной научной и учебно-методической деятельности явилась публикация двух монографий («Джазовый пианизм и фортепианное искусство», «Акмеологический шпиль абсолютной музыки»), Внимания заслуживает тот факт, что музыковедческие и учебно-методические работы Б.Г. Гнилова опубликованы в ведущих, наиболее престижных периодических изданиях, в том числе тех, которые выходят в системе Академии наук России («Общественные науки и современность», «Социологические исследования», «Восточно-европейские исследования», «США. Канада», «Вопросы истории»), а также в системе Российской Академии образования (журнал «Педагогика»). Появление музыковедческих материалов на страницах этих изданий – большая редкость. Тем самым можно утверждать, что Б.Г. Гнилов как ученый и как педагог произвел своими публикациями своего рода прорыв в музыкознании как в научной, так и в учебной дисциплине, поскольку он поставил музыковедческую проблематику в один ряд с актуальными проблемами смежных гуманитарных наук.

Защита его докторской диссертации «Музыкальное произведение для фортепиано с оркестром как жанрово-композиционный феномен (Классико-романтическая эпоха)» получила значительный резонанс в мире отечественной музыкальной науки. Диссертация Б.Г. Гнилова посвящена фортепианно-оркестровой музыке классико-романтического периода. Это – углубленное исследование, охватывающее внушительный по объему музыкальный материал, занимающий центральное положение в концертной и педагогической практике и несколько недооцененный в музыкознании. Результат исследования существенно дополняет и по некоторым позициям видоизменяет сложившиеся на данный момент научные представления о жанрово-видовой специфике музыкальных произведений для фортепиано с оркестром.

Главное достижение Б.Г. Гнилова в учебно-методической работе – создание и публикация учебного пособия «Конспективный курс истории зарубежной музыки». Эта работа Б.Г. Гнилова отличается от аналогичной литературы, используемой при изучении данной дисциплины в других вузах тем, что в нем даётся подчеркнуто сжатое изложение учебного материала, сочетающее, с одной стороны, доступность и ясность, и, с другой стороны, учет современных достижений исторического музыкознания. Так, впервые в учебной литературе по этой дисциплине сквозным образом рассматривается эволюция фортепиано-оркестровой музыки в европейском и американском музыкальном искусстве XVIII–ХХ веков.

Научные труды. Издания. Публикации

Статьи

  1. Разработка теоретических проблем музыкального искусства как фактор модернизации военно-дирижерского образования // Проблемы безопасности. 2012. № 1.
  2. Модернизация военно-дирижерского образования в опоре на инновационный подход к преподаванию истории музыкальных жанров // Проблемы безопасности. 2012. № 4.
  3. Исторические константы музыкального произведения для фортепиано с оркестром // Musiqi Dünyasi [Музыкальный мир]. 2012. № 3/52. С. 47–54.
  4. Исторические константы музыкального произведения для фортепиано с оркестром // Военный академический журнал. № 4, 2014. С. 133–140.

Публикации в электронных изданиях

  1. История зарубежной музыки [Электронный учебник] / Авторский коллектив 45 кафедры ТИМ ВИ(ВД)ВУ. Рук. Б. Гнилов // Военный университет МО РФ, 2016.
  2. Блокаккорды // Военный университет МО РФ, 2016.

Учителя


Валентина Холопова

Заслуженный деятель искусств РФ, Лауреат Премии Правительства РФ