Учителя

Государственная премия РФ
Почётная памятная медаль «Тихон Хренников — 100 лет со дня рождения»


Музыковед, музыкально-общественный деятель, лауреат Государственной премии России, заместитель председателя Союза композиторов России, художественный руководитель Академии музыки «Новое передвижничество».


Родился в семье композитора и пианиста Всеволода Петровича Задерацкого (1891–1953). Занимался музыкой с отцом, затем поступил во Львовскую консерваторию, где обучался у А. Н. Котляревского, А. М. Солтиса и Т. С. Маерского. Последний, будучи учеником Э. Кшенека и И. Коффлера, оказал большое влияние на формирование представлений В. Задерацкого об искусстве ХХ века. Окончил историко-теоретический (1958) и фортепианный (1959) факультеты. В 1963–1965 совершенствовался в аспирантуре Московской консерватории (науч. рук. В. В. Протопопов). В 1968 году защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Полифония в инструментальных произведениях Д. Д. Шостаковича».

В 1958–61 годах преподавал во Львовской консерватории и ССМШ при консерватории, в 1961–63 и 1965–67 — в Новосибирской консерватории, в 1967–80  — на кафедре теории музыки Киевской консерватории (с 1971 доцент, в 1968–77 проректор по научной работе). С 1980 преподаёт в Московской консерватории: сначала на кафедре теории музыки, в 1981–1988 декан теоретико-композиторского факультета, с 1990 — на композиторском отделении (с 1997 композиторский факультет). Ведёт курсы полифонии, музыкальной формы, руководит дипломными работами и кандидатскими диссертациями. Среди многочисленных учеников В. В. Задерацкого — профессора, доктора искусствоведения и ведущие специалисты разных стран.

Автор учебного пособия по музыкальной форме в 2-х томах, ориентированного главным образом на подготовку композиторов и дающего новый взгляд на проблемы формы с учётом творческого опыта ХХ века.

Задерацкий видный музыкально-общественный деятель и просветитель. В 1980-е годы — главный художественный эксперт по организации крупнейших международных фестивалей, посвящённых творчеству Д. Д. Шостаковича (в 30 городах ФРГ), С. С. Прокофьева и современных отечественных композиторов (в 23 городах ФРГ), фестиваля «Музыкальная культура ФРГ» (в 16 городах СССР). Входил в число директоров проекта ЮНЕСКО «Музыка в жизни человечества — Всемирная история». Участвовал в многочисленных международных симпозиумах и конгрессах, проводимых в Москве, Санкт-Петербурге, городах Великобритании, Франции, ГДР, ФРГ, Мексике, Швеции, Финляндии, Болгарии, Румынии, Венгрии, Чехословакии, Японии.

В 1980–86 возглавлял Комиссию музыкознания и критики при СК СССР. В 1990-е годы, возрождая идею художественного передвижничества, учредил передвижные музыкальные академии «Новое передвижничество», объединявшие наиболее авторитетные коллективы, музыкальные театры, ансамбли, известных артистов, композиторов и педагогов Москвы и Санкт-Петербурга. С 1990 года — вице-председатель и секретарь СК РФ.


Московская консерватория. От истоков до наших дней. 1866–2000
стр. 188–189

В центре научных интересов Задерацкого — проблемы теории музыки, прежде всего, полифонии и музыкальной формы, а также философии искусства, культурологии, музыкально-социологические аспекты истории музыки ХХ века, вопросы музыкального исполнительства. Автор капитальных работ «Полифония в инструментальных произведениях Д. Шостаковича» (1969) и «Полифоническое мышление Стравинского» (1980). Сквозная тема исследований Всеволода Всеволодович Задерацкого — творчество современных композиторов: С. А. Губайдулиной, Э. В. Денисова, Г. А. Канчелли, И. Л. Кефалиди, А. С. Лемана, В. В. Сильвестрова, М. М. Скорика, Е. Ф. Станковича, А. Р. Тертеряна, Б. И. Тищенко, Т. Н. Хренникова, К. С. Хачатуряна, Р. К. Щедрина и мн. др. Многочисленных критические очерки Задерацкого посвящены выдающимся музыкантам и музыкальным коллективам Москвы, Сибири, Украины.

Публикации:

  • Полифония как принцип развития в сонатной форме Шостаковича и Хиндемита // Вопросы музыкальной формы. Вып. 1. М., 1966
  • Полифония в инструментальных произведениях Д. Шостаковича. М., 1969
  • О новом в украинском музыкальном творчестве // Творчество. М., 1976
  • Полифоническое мышление Стравинского. М., 1980
  • Современный симфонический тематизм: вопросы мелодических структур и полифонических предпосылок // Проблемы традиций и новаторства в современной музыке. М., 1982
  • Tradition and change in music // International music education. International Music Education ISME Yearbook. Vol. 9. Bristol, 1982
  • Strawinsky und die Musik des 20. Jahrhuderts // Kunst und Literatur [Berlin]. 1983. Heft 4
  • О новой функции мелоса и комплементарно-сонорной полифонии // Музыкальный современник. Вып. 4. М., 1984
  • Schostakowitschs Klavierwerk // D. Schostakowitsch. Dokumente, Iterpretationen, Wissenschaftliche Beitrage. Duisburg, 1984
  • Сонористическое претворение принципа остинатности в творчестве Оливье Мессиана // Проблемы музыкальной науки. Вып. 6. М., 1985
  • И. Стравинский: преломление русской художественной традиции и вклад в музыку ХХ века // И. Ф. Стравинский. Статьи и воспоминания. М., 1985
  • Über Melodie- und Thema-Strukturen im Werk Schostakowitschs // Zeitschrift für Musikpädogogik. [Kassel]. Heft 29. März 1985
  • Асафьев и музыка ХХ века // Асафьев и советская музыкальная культура. М., 1986
  • Schostakowitsch und europäische künstlerische Tradition // Kölner Beitrage zur Musilforschung. Bd. 150. 1986
  • Культура и цивилизация: искусство и тоталитаризм // Советская музыка 1990. № 9
  • Komponieren zwischen Zivilisation und Kultur. Zur Nachkriegsentwicklung in der BDR und in der UdSSR // Musik Texte. Verlag Musik Texte G.b.R. Köln
  • Musikkultur in der Bundesrepublik Deutschland. Kassel, 1994
  • Музыкальная форма. Учебное пособие в двух томах. Т. 1. М., 1995. Т. 2. М., 2008
  • Мир музыки и мы // Музыкальная академия. 2001. № 4
  • На пути к новому контуру культуры // Современное музыкальное искусство. М., 2003
  • Электронная музыка и электронная композиция // Музыкальная академия. 2003. № 2