Парафразис: композитор Игорь Кефалиди


  • Рецензент: М. С. Высоцкая, доктор искусствоведения, профессор; Ю. С. Каспаров, профессор
  • Издательство: Научно-издательский центр "Московская консерватория", 2022
  • Тираж: 200 экз.
  • К-во страниц: 172
  • ISBN: 978-5-89598-441-3 (в обл.)

Редакторы-составители: доктор искусствоведения, профессор В. В. Задерацкий; доктор искусствоведения, профессор К. В. Зенкин
Сборник к юбилею — восьмидесятилетию Игоря Кефалиди, включает исследования, посвященные его творчеству. Статьи, большая часть которых написана ведущими российскими учеными-музыкантами, не только раскрывают различные грани творческого и жизненного пути композитора, но и содержат серьезные аналитические наблюдения касательно такой малоизученной области музыкального искусства, как электронная музыка и, в частности, электроакустическая композиция. В книге также представлены тексты и аннотации самого композитора.

Издание адресовано композиторам и музыковедам, а также всем, кому интересно современное искусство.

К читателю 5

Аналитические этюды

Игорь Кефалиди Что такое ЦЭАМ? 7

Валерия Ценова Внутри пространства Игоря Кефалиди 15

Рауф Фархадов Экзерсис в манере Kефалиди 27

Всеволод Задерацкий Игорь Кефалиди: электроакустическая композиция и задачи музыкальной теории 38

Валентина Холопова «Mультимедиа» в творчестве Игоря Кефалиди 58

Паулу С. Шагас Электроакустическая и аудиовизуальная композиция в творчестве Кефалиди 67

Всеволод Задерацкий Профетическая грань новой музыки 83

Владимир Громадин К проблеме электронной гармонии: «contraplasm_pf» Игоря Кефалиди 95

Павел Левадный Прелюдии Кефалиди: индивидуальный взгляд на жанр 104

Всеволод Задерацкий О Второй сонате Игоря Кефалиди 109

Валерия Ценова Три товарища 110

Александра Игубнова (Локтева) Звукорождающее слово: о композициях «Parataxe» и «Apophonie» Игоря Кефалиди 112

Валерия Ценова, Игорь Кефалиди О Третьей сонате для фортепиано (в двух движениях, 1988) 118

Интервью

Андрей Смирнов, Игорь Кефалиди, Валерия Ценова Электронная музыка — проблемы и перспективы 123

Николай Хруст Небольшая игра 143

Игорь Кефалиди Компьютер для композитора 147

Игорь Кефалиди О микрохроматике и композиции «Foxt 4x4» 151

Игорь Кефалиди О «Vogelperspektive» и некоторых вопросах электронной композиции 153

Авторские аннотации

Trio a quattro 155

Syntagma 156

TetrisGame for Bridge Ensemble 157

Percato molto 157

Feu le fol, eh! 158

Zu seiner wahren Gestalt nach Franz Kafka (Vers sa véritable stature) 158

_noiseREaction_ 158

Nach dem Klang ist vor dem Klang 158

Foxt 4х4 159

Grisions 159

...so und auch so... 159

contraplasm_pf 159

Some_Small_Synth 160

Χρονοκινεσις (Chronokinesis) 160

Ενδοχώρα (Espace dedans) 160

Peer to Peer 160

Imperatif 160

Parataxe 161

Contatto misto 161

Izo-Alpi-S 161

Proobos 161

Приложение

Игорь Кефалиди / Igor Kefalidis. Список сочинений по жанрам 162

Литература об Игоре Кефалиди и его музыке 167

Сведения об авторах 170

Можно говорить о множестве факторов, придающих книге, которую читатель держит в руках, особое значение. В первую очередь — это те художественные явления, которые чрезвычайно редко становятся предметом и материалом для отдельной книги, а именно: музыка, созданная не только при помощи традиционных, или, как принято говорить, акустических, инструментов (хотя всё, что звучит, относится к области акустики), а посредством компьютерного генерирования звука и всей композиции. Необычен также и на редкость «пестрый» авторский коллектив, а также жанровый состав представленных материалов. Но главное, что определяет цельность книги и ее смысл, — это личность героя: композитора Игоря Леонидовича Кефалиди.

Отмечая сначала только фактические (то есть неоспоримые) данные, следуя которым Московская консерватория должна быть всегда благодарна Игорю Леонидовичу, назову, во-первых, создание и формирование первоначальной программы Центра электроакустической музыки (ЦЭАМ); во-вторых, его техническое оснащение; в-третьих, включение Центра в CIME/ICEM — Международную конфедерацию электроакустической музыки1; в-четвертых, активное участие ЦЭАМ в международной жизни. За последние несколько лет деятельность консерваторского Центра была с большим успехом представлена на международных ассамблеях CIME/ICEM в Дентоне (США, 2014), Лиссабоне (Португалия, 2015), Морелии (Мексика, 2016). Генеральная ассамблея 2017 года прошла в Москве — в Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского (в рамках Третьего международного конгресса Общества теории музыки «Революции в музыкальном искусстве») и в Московском доме композиторов. А в следующем 2018 году Игорь Кефалиди вместе с автором этих строк представлял наш ЦЭАМ на ассамблее в Пекине, где с ошеломляющим успехом было исполнено его произведение с участием танцовщицы Софи Жегу «Sophisteia».

Однако за внешними, фактическими данными стоит главное — творческая личность и творчество, принципы композитора, его метод и стиль. А за всем этим — творческая энергия, придающая смысл всей работе. Для Игоря Кефалиди нет принципиальной разницы между музыкой «традиционной» и электроакустической, компьютер для него — такой же инструмент, как фортепиано. Кстати, Кефалиди — прекрасный пианист, постоянно участвующий в исполнении своих произведений. Но компьютер предоставляет новые, ранее невиданные возможности. Исследование звука, его тембра, внутреннего ритма (пульсации) стало ведущим направлением новейшей мировой музыки. Экспериментов и поисков — безграничное количество, но на этом безбрежном фоне музыка Игоря Кефалиди всегда выделяется и узнается благодаря его специфической энергетике, одинаково значимой и в его фортепианной музыке, и в электроакустической. Магия ритма, экономность и тщательный отбор средств, никакого намека на «психологию», логика композиции, сгенерированной на основе избранного «центрального элемента», продуманность и выверенность всей «текстуры» — не только фактуры в традиционном специальном смыле, а всего материально-звукового воплощения.

Мультимедиа — еще одно пристрастие Кефалиди, которого вдохновляет работа с художниками, создателями видеоряда. Чаще всего этот видеоряд абстрактен, беспредметен, и звучащая музыка продолжается в «музыке» зримой, образованной контурами, линиями, фигурами и красками. Так создаются новые формы синтеза искусств, которые, возможно, в недалеком будущем приведут к трансформации всей системы искусств и музыки. Новый звуковой и видеоматериал, новые концепции времени и пространства, новое чувствование — во всём этом искусство Игоря Кефалиди делает ощутимый выразительный шаг вперед.

Константин Зенкин


1 Об истории этой организации и ее деятельности см. с. 8 данного сборника.

Автор(ы)


Валентина Холопова

Заслуженный деятель искусств РФ, Лауреат Премии Правительства РФ

Игорь Кефалиди

Заслуженный деятель искусств РФ

Всеволод Задерацкий

Заслуженный деятель искусств РФ