Хруст
Николай Юрьевич

  • Кандидат искусствоведения
  • Доцент
Хруст<br /> Николай Юрьевич

С отличием окончил Московскую консерваторию и её аспирантуру как композитор у профессора Владимира Тарнопольского. Посещал Летние курсы новой музыки в Дармштадте (дважды), курсы Impuls в Граце и множество мастер-классов известных композиторов (таких, как Беат Фуррер и Георг Фридрих Хаас) и исполнителей. Был избран в качестве студента для участия в VIII Международной академии молодых композиторов в городе Чайковский (2018).

Николай Хруст — лауреат международных и всероссийских конкурсов: «Открытый космос» (2018, I приз), III и IV конкурса имени П. И. Юргенсона, конкурса Радио «Орфей» (I приз); участник VI международного форума ансамбля Aleph. Музыка Хруста исполнялась в Москве, Санкт-Петербурге, Венеции (Венецианская Биеннале), Париже, Берлине (Концертхауз), Вене, Амстердаме, Стамбуле, Киеве, Базеле, Риге, Ницце, Лионе, Гааге, Дармштадте, Ростове-на-Дону, Киле, Турине, Кракове, Наймегене, Цюрихе, Фессалониках, Аппельдорне и других городах мира такими ансамблями, как Студия новой музыки, МАСМ, eNsemble института Про Арте, de Ereprijs, Reconsil, Aleph, Nostri Temporis, UMS-n-JIP, Xenia Quartet, KlangNetz, музыкантами Ensemble Orchestral Contemporain (Фабрис Юнгер, Йи-Пинь Ян) и MusikFabrik (Хелен Бледсо), Микеле Марелли, а также симфоническими оркестрами Русская филармония и Оркестром Радио «Орфей» (Москва), хором Смольного собора (СПб).

Николай Хруст был резидентом электроакустических центров GRAME (Лион) и CIRM (Ницца).

Николай — соавтор коллективной оперы «Boxing Pushkin» (режиссёр А. Болл); опера была поставлена в пяти городах, включая Амстердам (Музикгебау) и Гаагу (театр Korzo).

В 2013–2014 гг. Центр Вс. Мейерхольда (Москва) поставил «Сотворение мира» — звуковую мистерию Н. Анастасьевой, Н. Хруста и А. Колейчук, автором музыки которой был Николай Хруст (хореография М. Нагайчук-Эль-Абдалла, арт-объекты В. Колейчука). Всего состоялось восемь представлений.

Николай Хруст — автор и соавтор мультимедийных проектов. Звуковые инсталляции, созданные Хрустом в соавторстве с современными художниками Анной Колейчук, Вячеславом Колейчуком, Дмитрием Каваргой, были показаны в Москве, Загребе, Гейдельберге, Гранаде, Линце. Последняя работа — «самосочиняющаяся» алогоритмическая звуко-световая композиция для воссозданной инсталляции Вячеслава Колейчука «Атом» (по заказу Музея «Гараж»), эскпонировавшейся в Парке Горького в Москве круглосуточно в июне — сентябре 2018 г.

Николай Хруст выступает как саунддизайнер, импровизатор, электронный исполнитель. Он является основателем электронно-инструментального импровизационного ансамбля «Осьминог» и выступает с импровизациями на разных сценах Москвы, Петербурга, Киева: от клубов до Союза московских композиторов. Ансамблю и его композиторам был посвящён выпуск передачи Дмитрия Ухова «Домашняя музыка» на Радио России.

С участием Николая как исполнителя состоялось несколько мировых и российских премьер (например, российская премьера «Das Atmende Klarsein» Луиджи Ноно, «Московский форум», 2011). Работал с такими музыкантами, как Теодор Курентзис, Студия новой музыки, МАСМ и т. д. и выступал в России и за рубежом.

Хруст создал оригинальный саунддизайн для музейных экспозиций, театральных представлений, фильмов (картина Гр. Шестакова «Слово молчаливое» с саунддизайном Н. Хруста получила приз III фестиваля имени Саввы Морозова).

Является автором научных трудов по новым техникам игры на музыкальных инструментах, современной нотации, интерактивной звуковой инсталляции, музыкальной феноменологии; среди них — диссертация «Новые инструментальные техники: опыт классификации» (руководитель — профессор Т. В. Цареградская, консультант — профессор Г. Г. Амосов).

На кафедре современной музыки Н. Хрустом разработаны новые учебные программы: «Мультимедийные формы искусства» (бакалавриат), «Нотный набор», «Набор и вёрстка сложных партитур» (факультатив), совместно с доцентом Ф. М. Софроновым — «Репертуар XX века для струнных инструментов», совместно с А. С. Наджаровым — «Инструментарий электроакустической музыки», совместно с коллективом авторов — «Репертуар XX века для духовых инструментов». Большинство этих курсов успешно внедрены в учебную практику и ведутся педагогами кафедры.

Николай Хруст занимается научно-просветительской, кураторской деятельностью: выступает с докладами и лекциями, в том числе в Музее современного искусства «Гараж», Центре им. Вс. Мейерхольда (Москва), Московской консерватории, МГУ, МФТИ, Киевской Академии музыки, «Культурном проекте» и Национаьном центре А. Довженко (Киев), «Архстоянии» в Конакове и др.

Николай Хруст — член Союза композиторов России, Союза московских композиторов, группы «Пластика звука», резидент Центра им. Вс. Мейерхольда.

Основные фестивали, на которых звучала музыка Н. Хруста:

  • «Klang und Raum» (Дрезден, 2005),
  • «Московская Осень» (2005, 2006, 2008, 2010, 2011),
  • «Встреча молодых композиторов» (Апельдоорн, Нидерланды, 2006),
  • «Московский Форум» (2007, 2008, 2010, 2011, 2013),
  • «Пифийские игры»,
  • «Музыкальный Олимп» (Санкт-Петербург, 2008),
  • Музыкальный фестиваль Шлезвиг-Гольштейна (Киль, Германия, 2008),
  • «Другое пространство» (Москва, 2009, 2010),
  • «Young Euro Classic» (Берлин, Konzerthaus, 2009),
  • Биеннале «Musique en scéne» (Лион, 2010),
  • Дармштадские курсы новой музыки (2010),
  • «Tax free» (Санкт-Петербург, 2010),
  • MANCA (Ницца, 2010),
  • ISCM World New Music Days — Музыкальная биеннале в Загребе (2011),
  • Венецианская биеннале (2011),
  • EstOvest (Турин, Италия, 2011),
  • «Платформа» — «Транскрипции» (Москва, «Винзавод», 2012),
  • «Мир звука. Микротоновые инновации» (Санкт-Петербург, 2012),
  • «Re:Musik» (Санкт-Петербург, 2013),
  • «Гольфстрим III» (Киев, 2013),
  • NET («Новый европейский театр»; Москва, 2014),
  • «Открытый Космос» (Москва, 2018).

Основные сочинения

  • «Ароматы кварков» для флейты, арфы, альта и ударных (2004)
  • «Расщепления» для кларнета или бас-кларнета соло (2004, версия 2011)
  • «Прометей. Скользящее время» (на текст Р. Г. Моннау) для сопрано и ансамбля (2004, версии 2005, 2009)
  • «Трепет» для флейты и ансамбля (2005, версия 2007)
  • «Prospettiva inversa col piano e forte» для четырёх музыкантов (2005)
  • «Распадающаяся улица» для баритона и большого ансамбля (2006, версия 2007)
  • «Боксирующий Пушкин»: сцены из коллективной оперы (I, II, XI, XII) (2007)
  • Музыка для симфонического оркестра (2007)
  • «Проблеск Экхарта» (на слова проповеди Мейстера Экхарта) для сопрано, двух скрипок и альта (2007)
  • «Чужая Грация» для ансамбля и электронной обработки (тж. версия для ансамбля; 2008)
  • «Fragile» для хора и ударных (2008)
  • «l’Air en formes» для ансамбля (2008)
  • «Вхождение в тему», интерактивная звуковая программа к инсталляции Дмитрия Каварги (2009, версия 2011)
  • «Евгеника I». Итальянский концерт для ансамбля и лайв-электроники (2009, версия 2010)
  • «Fluting point для флейты», ударных и лайв-электроники (2010, саунддизайн — Макс Бракерт (Max Bruckert); электроакустические центры CIRM (Ницца) и GRAME (Лион);
  • «Interferenzen» для органа и трёх ассистентов (2010)
  • «Unanswered flashes» для флейты соло (2010)
  • «Манифест о земле и воле или Как это было на самом деле» для чтеца, бассетгорна и струнного квартета (2011)
  • «Substitutions» для альтовой блок-флейты, контратенора и фонограммы (2011)
  • «Евгеника II. Дороги и просёлки» для ансамбля и электроники (2012)
  • «Микросонет» (на сонет Петрарки) для сопрано, ансамбля и электроники (2012)
  • «DJ Khrust» для гобоя, скрипки, виолончели и фортепиано (2012)
  • «Tip of the Horn of a Nanny Goat which Inclined its Head to See Musingly at Splashes Produced by a Pebble Dropped into Water near Moulin d’Andé» для ансамбля (2013)
  • «Внимание!» для ансамбля (2013)
  • «Сотворение мира», акустическая мистерия: актёры, ансамбль, live-электроника, видео, свет, пространство и т. п. (2013—2014); в сотрудничестве с Натальей Анастасьевой (постановка), Анной Колейчук (художественная концепция), Вячеславом Колейчуком (звуковые и визуальные объекты), Мариам Нагайчук-Эль-Абдалла (хореография); Центр им. Мейерхольда (Москва)
  • «Маленькое сотворение мира» (Katjas Gesang) для скрипки и импровизационной лайв-электроники (2013)
  • «OF» для микрохроматического электрооргана и баяна (2014)
  • «...Даже смерть  мне   явилась  впервые...», интерактивная музыкальная инсталляция, совместно с Анной Колейчук (для выставки Государственного литературного музея «Я скажу тебе с последней прямотой...» к 125-летию О. Мандельштама; 2015—2016),
  • Сонатина («Рельефы») для фортепиано соло (2016),
  • «Ночные блики фонтана в Ронде» для скрипки, электроквинтона и электроники или для двух скрипок,
  • «Атом», алгоритмическая звуко-световая композиция для инсталляции Вячеслава Колейчука (Музей современного искусства «Гараж» (2018), Парк Горького, Москва),
  • «Нить» для оркестра русских народных инструментов (2018),
  • ISM для отражённого бас-кларнета и клика (2018).

Публикации об Н. Хрусте

Е. Мусаелян. Группа композиторов «Пластика звука». Николай Хруст // Молодые композиторы России 2010. — М.: Композитор, 2010. — С. 132–136 
ru/publication.aspx?id=125940 ]

Н. Травина, В. Мирошниченко. Сотворение «Сотворения...»: два взгляда // Трибуна современной музыки. — МГК, 2014, № 2 (136). — С. 4   [ http://tribuna.mosconsv.ru/?p=4736 ]

Н. Хруст. «Я зацепился за идею сотворённого мира». Интервью с победителем III Международной творческой лаборатории современных композиторов. «Открытый космос» // ГАРНА «Россия» [http://russia-ensemble.ru/news/news_post/nikolay-khrust-ya-zatsepilsya-za-ideyu-sotvorennogo-mira].

Избранные публикации

  • Про пауков и осьминогов. Композиторский взгляд на музыкальную форму сегодня // Постмодернизм в контексте современной культуры / редактор-составитель О. В. Гарбуз. — МГК, 2009. — С. 78–89
  • ru/publication.aspx?id=123097 ]
  • Дармштадские курсы новой музыки — перемена курса // Музыкальная жизнь. — 2010, № 11. — С. 28–29
  • Музыка нашего времени // Музыкальная жизнь. — М: Композитор, 2011, №№ 1. — С. 21–22
  • Some Small Game. Интервью с Игорем Кефалиди // Музыкальная жизнь. — М: Композитор, 2011, № 6 — С. 24–25
  • Новые техники игры на инструментах [в 6 ч.] // Музыкальная жизнь. — М: Композитор, 2011, №№ 11, 12; 2012, №№ 1, 2, 3, 6
  • Электроакустическая музыка во Франции и в России // re:Music.org. — СПб.: reMusic.org, 2013, № 6-130512  [ http://www.remusik.org/6-130512/ ]
  • Как слушать современную музыку / С. Невский, А. Маноцков, Н. Хруст. — Арзамас [электронный ресурс]. — http://arzamas.academy/materials/822