Потяркина
Елена Евгеньевна

  • Кандидат искусствоведения
  • Доцент
Потяркина<br /> Елена Евгеньевна

Родилась 3 июня в Москве. Окончила с отличием теоретико-композиторское отделение Академического музыкального училища при Московской государственной консерватории в 2000 году. Среди педагогов: В.П. Фраенов (полифония, анализ формы), И.С. Лопатина (сольфеджио), Т.А. Петрова (гармония), О.И. Аверьянова (музыкальная литература), Е.В. Аникиенко (фортепиано). В 2005 году окончила Московскую консерваторию и в том же году поступила в аспирантуру. Педагоги: Ю.Н. Холопов (гармония), Т.Н. Дубравская (полифония), В.П. Варунц (история музыки), Е.М. Царева (история музыки), Т.И. Савенко (история музыки), К.В. Зенкин (история музыки), Е.Г. Сорокина (история музыки), А.В. Самонов (фортепиано), Н.Н. Гилярова (народное творчество). Научной руководитель дипломной работы, а затем и кандидатской диссертации – И.А. Скворцова. Тема диссертации – «К.Д. Бальмонт и русская музыка рубежа XIX-XX веков»; защита состоялась в апреле 2010 года (кафедра истории русской музыки МГК имени П.И. Чайковского).

Ведет трудовую деятельность с 1998 года. Работала в музыкально-эстетическом центре «Аллегро» в качестве концертмейстера, затем преподавала в ДШИ имени Е.Ф. Светланова и АМУ при МГК имени П.И. Чайковского. С 2011 года работает в Московской консерватории, в настоящее время – доцент кафедры истории русской музыки.

Композитор, автор музыки к художественным фильмам, а также музыкальный редактор документальных фильмов. Победитель композиторского конкурса импровизации «Как слово в звуках отзовется» (Москва, 2009). Номинант премии «Прорыв» 2009 (за саундтрек к фильму «Любовь.ru», режиссер М. Сулейманова).

Стипендиат фонда Э. Быстрицкой (1999), лауреат международных фортепианных конкурсов (Великобритания – 1998, Италия – 1997, 2000), обладатель премии «Лучший концертмейстер» (всероссийский конкурс флейтистов имени В.Н. Цыбина, 2013). Общественный деятель в сфере культуры и просветительства, основатель и художественный руководитель творческого объединения «ARTES synthesis», ставшего победителем международного фестиваля «Синтез искусств». В 2022 году инициировала создание творческого альянса МузАртМедиа, объединяющего представителей различных сфер культуры и искусства.

Имеет публикации в различных изданиях:

  1. Николай Мясковский и Константин Бальмонт//Неизвестный Николай Мясковский. Взгляд из XXI века. – М.: Издательский дом «Композитор», 2006. С. 51–58
  2. К.Д. Бальмонт и С.С. Прокофьев // Из наследия композиторов XX века. Материалы творческих собраний молодых исследователей в Союзе московских композиторов. Вып. 5 / Ред.-сост. И.М. Ромащук. М., 2006. С. 108–120
  3. Диалоги Серебряного века. К.Д. Бальмонт и А.Н. Скрябин // Музыковедение. М., 2008. № 1. С. 64
  4. К. Д. Бальмонт и А. Н. Скрябин// Научные чтения памяти А. И. Кандинского. – М.: Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского Редакционно-издательский отдел, 2007. С. 171–192
  5. К.Д. Бальмонт и композиторы-современники // Болховитиновские чтения — 2007. Культурное пространство России: прошлое, настоящее, будущее. Материалы научно-практической конференции. Воронеж, 2007
  6. К.Д. Бальмонт и русская музыка рубежа XIX-XX веков. Автореферат….дисс. канд. иск. – М., 2009.
  7. К.Д. Бальмонт и русская музыка рубежа XIX-XX веков: дис. канд.иск. – М., 2009.
  8. К. Бальмонт и А. Скрябин: творческие параллели//Научный вестник Московской консерватории №3 2012. С. 83–95
  9. К.Д. Бальмонт и А.Н. Скрябин//Ученые записки. Вып.7. Книга 1. – М.: Мемориальный музей А.Н. Скрябина, 2012. С.64–72
  10. Любовь к Скрябину // Музыкальный журнал М., 2013 № 1–2. С. 96–98
  11. Вселенная Рахманинова // Музыкальный журнал М., 2013. № 5-6. С. 42–44
  12. Дельфийский Новосибирск // Музыкальный журнал М., 2013 №5-6. С. 92–93
  13. «В атмосфере сотворчества»//Российский музыкант, 2013 №9 (1311), С. 4
  14. Тема великой отечественной войны в современной хореографии. Балет «Письма с фронта» на музыку Валерия Гаврилина//Двадцатый век. Музыка войны и мира. Материалы международной научной конференции. – М.: Прогресс-Традиция, 2016. С. 460–468
  15. С. Рахманинов и М. Фокин. Творческие параллели//С. В. Рахманинов и проблема исторической памяти России [Текст]: материалы Международной научно-практической конференции, 3—4 декабря 2015 года, Санкт-Петербург / Арт-Холдинг «Рахманинов», Музей-усадьба С. В. Рахманинова «Ивановка»; ред.-сост. И. Н. Вановская. — Тамбов: Изд-во Першина Р. В., 2016. С.123-131
  16. Пластическое начало музыкальных образов А. Н. Скрябина. Взгляд К. Я. Голейзовского// С. И. Танеев и А. Н. Скрябин. Учитель и Ученик : Сборник статей по материалам международной научно-практической конференции навстречу 150-летию Московской консерватории. – М.: НИЦ «Московская консерватория», 2018. С. 236–246
  17. Творческие диалоги: И. Стравинский и Дж. Балла. Сценическое воплощение симфонической фантазии «Фейерверк» в дягилевской антрепризе// Ученые записки Российской академии музыки им. Гнесиных. – М.: Российская академия музыки им. Гнесиных, 2019. С.15-21
  18. «Дягилевская антреприза в оформлении Л.С. Бакста: черты модерна» (совместно с проф. И.А. Скворцовой)// Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА имени С.Г. Строганова. – М.: МГХПА, 2020.  № 1. Часть 1. С. 163–170
  19. Рекомендации к написанию курсовой работы по истории русской музыки. Учебно-методическое пособие по дисциплине «История русской музыки» для студентов музыкальных вузов (совместно с проф. И.А. Скворцовой и доц. Н.В. Гурьевой). – М.: Научно-издательский центр "Московская консерватория", 2020
  20. Русские сезоны С.П. Дягилева в Испании//Балет, 2020 №6. С. 42-44
  21. «Сезоны» С.П. Дягилева в Великобритании// Российско-британский культурный диалог: русская музыка в Великобритании – британская музыка в России: сборник по материалам Международной научно-практической конференции. Ред.-сост. Е.А. Артамонова, Г.У. Лукина, О.М. Табачникова. –М.: Государственный институт искусствознания, 2020. С. 304–313
  22. «Сезоны» С.П. Дягилева в Великобритании: специфика и хронология// Сборник статей по материалам Международной научной конференции «Музыка Британии и России: параллели и перекрестки». – Казань: Изд.дом Маковского, 2021. С. 104–116
  23. Sergey Diaghilev’s “Ballets Russes’ in Great Britain: details and chronology//A collection of proceedings on Materials from the international academic conference “Music of Great Britain: parallels and intersections”. – Kazan: Makovsky publishing house, 2021. P. 104–116
  24. Учебная программа дисциплины «Слушание музыки» для 1–3 классов Музыкальной школы. М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2021
  25. «Вечная сказка» Шарля Перро в музыкальной версии Цезаря Кюи (совместно с проф. Скворцовой И. А..). Буклет  Московского государственного академического Детского театра им. Н. И. Сац. «Цезарь Кюи. Красная Шапочка. Опера–сказка. – М.2021. С. 6–20
  26. Оперные спектакли в «Русских сезонах» С.П. Дягилева: М.П. Мусоргский//«Проблемы музыкальной науки/ Music Scholarship». Уфа: Уфимский государственный институт искусств им. Загира Исмагилова.  № 4 (2021), С. 103–110
  27. Фольклор в «Русских сезонах» С.П. Дягилева// Сборник материалов III научно-практической конференции кафедры Педагогики балета Института славянской культуры  «От  фольклора до сценических видов танца» Этапы  создания хореографической композиции. От замыслов к воплощению (к 75-летию Народного артиста РФ В.М. Захарова).  Педагогические аспекты образовательного процесса. Выпуск 3. М.: ФГБОУ ВО «РГУ им. А.Н. Косыгина», 2022. С. 97–101.
  28. Методические рекомендации к написанию реферата по дисциплине «научно-методическая работа». (Совм. с проф. И.А. Скворцовой, доц. Я.А. Кабалевской). – М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2022. 16 с.
  29. «Фейерверк» И. Ф. Стравинского в римских сезонах С.П. Дягилева//Русская музыкальная историография: прошлое, современность, перспективы. – М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2022. С. 208–213
  30. Оперные спектакли в «Русских сезонах» С.П. Дягилева: Н.А. Римский-Корсаков//«Проблемы музыкальной науки/ Music Scholarship». Уфа: Уфимский государственный институт искусств им. Загира Исмагилова. №2 2022. С. 119–126
  31. Музыка П.И. Чайковского в «Русских сезонах» С.П. Дягилева//«Проблемы музыкальной науки/ Music Scholarship». Уфа: Уфимский государственный институт искусств им. Загира Исмагилова. №3 2022. С. 79 89

E-mail: lepiano@yandex.ru