Пути развития русской оперы


  • Рецензент: М. Г. Раку, доктор искусствоведения; И. П. Сусидко, доктор искусствоведения, профессор
  • Издательство: Научно-издательский центр "Московская консерватория", 2023
  • Тираж: 200 экз.
  • К-во страниц: 304
  • ISBN: 978-5-89598-467-3 (в обл.)

Пути развития русской оперы: сборник статей по материалам международной научной конференции.

Редакторы-составители: И. А. Скворцова, доктор искусствоведения, профессор Д. Р. Петров, кандидат искусствоведения, доцент.

Сборник составлен по материалам международной конференции, прошедшей в Московской консерватории 28–29 ноября 2019 года. Тематика публикуемых работ охватывает весь исторический путь, пройденный оперным жанром в России от XVIII до начала XXI века, и освещает избранные явления в различных аспектах (жанровая специфика, индивидуальное композиторское творчество, организация музыкально-театрального дела, исполнительская практика). Специальное внимание уделено творчеству М. П. Мусоргского и Н. А. Римского-Корсакова, в чей юбилейный год проходила конференция.

Издание адресовано историкам музыки, учащимся и всем читателям, интересующимся прошлым и настоящим музыкальной культуры.

От составителей 5

Опера в России. От XVIII к началу ХХ века

Суфия Мураталиева О развитии русской и немецкой оперы во второй половине XVIII века. «Альцеста» Сумарокова — Раупаха и Виланда — Швейцера 9

Ирина Полозова Становление русской комической оперы и творчество В. А. Пашкевича: о специфике музыкального театра в России XVIII века 21

Ярослава Кабалевская Оперное творчество А. А. Алябьева. Судьба неизданной оперы «Буря» 33

Даниил Петров К вопросу о «композиторской режиссуре» в операх Чайковского 41

Анна Горшкова Оперы А. С. Аренского в контексте русского музыкального театра рубежа веков 59

Григорий Моисеев Русская опера и ее августейшие покровители (по неизданным воспоминаниям Э. Ф. Направника) 67

М. П. Мусоргский и Н. А. Римский-Корсаков

Варвара Павлинова Об эстетических горизонтах оперы Мусоргского «Борис Годунов» 84

Елена Долинская Исторические оперы Мусоргского в концепции С. М. Слонимского 111

Сергей Слонимский Трагедия разобщенности людей в исторических операх Мусоргского 117

Ольга Комарницкая Принципы музыкальной драматургии и композиции в опере Н. А. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» 139

Анжела Хачаянц «Плетение словес» в либретто оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» 154

Ирина Дынникова Старообрядческие предания в либретто «Сказания о невидимом граде Китеже и деве Февронии» 168

Анна Асатрян Роль и значение Н. А. Римского-Корсакова в творческой судьбе армянских композиторов Макара Екмаляна и Александра Спендиаряна (Спендиарова) 180

Мария Щербакова Из переписки Н. А. Римского-Корсакова и Е. К. Альбрехта: 1870–1890-е 186

Русская опера XX века

Ольга Шмакова «Мавра» Стравинского по прочтении Пушкина. Из опыта анализа расколотой целостности 198

Екатерина Власова В поисках советской классической оперы 204

Аклима Омарова «Акан — Зайра» М. Ауэзова и С. Муканова: об особенностях либретто к «казахской» опере Б. В. Асафьева 220

Елена Лобзакова «Пугачев» Владимира Кобекина. Спирали развития исторической оперы, или Вновь об анатомии русского бунта 240

Русские оперы в постановочной практике

Нина Свиридовская Оперные постановки Николая Евреинова 253

Елена Потяркина Оперы М. П. Мусоргского в «Русских сезонах» С. П. Дягилева 277

Сюй Кэхань К вопросу о развитии русской оперы в Китае 286

Ирина Скворцова Новые сценические воплощения забытых русских опер 295

Сведения об авторах 301

Основу предлагаемого сборника составили материалы международной научной конференции «Пути развития русской оперы (к 180-­летию М. П. Мусоргского и 175-летию Н. А. Римского-­Корсакова)», которая была организована кафедрой истории русской музыки Московской консерватории и прошла 28–29 ноября 2019 года.

Изучение оперного жанра — в традициях кафедры. Об этом свидетельствуют труды музыковедов, в разное время причастных ее деятельности1. В последние годы, помимо появления новых исследований по истории русского музыкального театра, в работе кафедры возник дополнительный оперный «акцент». Речь идет о проекте «Возрождение русской оперной классики», способствующем исполнению забытых и малоизвестных произведений, без которых нельзя представить себе историю русского музыкального театра и которые обладают высокими художественными достоинствами. На страницах сборника об этом проекте рассказывает его инициатор, заведующая кафедрой профессор И. А. Скворцова2.

Название конференции понималось ее устроителями как адресованное коллегам приглашение поделиться результатами своих изысканий и размышлений, касающихся различных аспектов того громадного явления, которое мы подразумеваем, думая о русском оперном театре в его историческом развитии. В результате программа конференции охватила тематику, связанную с главными стадиями этого процесса, а именно: становлением музыкального театра в России XVIII — первых десятилетий XIX века, русской оперной классикой XIX — начала ХХ века, судьбами жанра в ХХ столетии. Ряд участников конференции закономерным образом заострили внимание на постановочной практике как принципиально важном факторе, от которого зависит продолжающаяся жизнь оперных произведений.

В количественно небольшой группе статей, посвященных оперному творчеству XVIII и первых десятилетий XIX века, затрагивается различная проблематика. С. Г. Мураталиева, обращаясь к конкретному материалу, поднимает и общие методологические вопросы, связанные с изучением начального этапа становления национального оперного театра: во-первых, о значении первых опытов по созданию опер-seria на «местных» языках (русском и немецком), во-вторых, о том, насколько адекватен исторической реальности распространенный взгляд на русскую оперу XVIII века, почти полностью исключающий из рассмотрения музыку, которую создавали на русские тексты композиторы-иностранцы. Статья И. В. Полозовой представляет собой опыт целостной характеристики комических опер В. А. Пашкевича с точки зрения драматургии и стиля, в значительной степени определяемых литературным текстом. Первые десятилетия XIX века — этап, богатый забытыми или малоизвестными страницами русского музыкального театра. К одному из интереснейших явлений такого рода — оперному творчеству А. А. Алябьева — привлекает внимание Я. А. Кабалевская.

Среди материалов о русском оперном театре XIX — начала ХХ века читатель найдет опыт анализа оперной драматургии П. И. Чайковского с намерением подчеркнуть еще не оцененные в полной мере, но, на взгляд автора, важные ее черты (Д. Р. Петров), характеристику опер А. С. Аренского, раскрывающую их историческое место и стилевое своеобразие (А. М. Горшкова). Две статьи написаны на основе ранее не известных архивных материалов, свидетельствующих об отношении к потребностям и положению русской оперной труппы со стороны членов императорской семьи (Г. А. Моисеев), о контактах Н. А. Римского-Корсакова с инспектором музыки и заведующим музыкальной библиотекой Мариинского театра Е. К. Альбрехтом (М. Н. Щербакова).

Из двух композиторов, к фигурам которых было приковано особое внимание в связи с их юбилейными датами, наибольший отклик со стороны участников конференции нашел Н. А. Римский-Корсаков (см. статьи О. В. Комарницкой, А. Г. Хачаянц, И. В. Дынниковой). Выступления и представленные для публикации материалы показали, что не иссякает интерес к одному из главных произведений русской оперной классики — «Китежу» и что эта опера в ее музыкальной и литературно-сюжетной составляющих остается предметом всё новых музыковедческих интерпретаций, доказывающих свойственную шедеврам бесконечность смыслов. Корсаковская тема, затронутая также в упомянутой источниковедческой публикации М. Н. Щербаковой, дополняется статьей, которая на примере жизни и творчества деятелей армянской музыкальной культуры раскрывает значение школы Римского-Корсакова (А. Г. Асатрян).

В той же неисчерпаемости шедевра убеждает статья В. П. Павлиновой о «Борисе Годунове» М. П. Мусоргского. Останавливаясь на разных сторонах идейного и музыкального содержания оперы, автор, в частности, пишет о Самозванце и предлагает оригинальную интерпретацию его образа. Имея в виду ценность глубоких и самостоятельных толкований творчества Мусоргского, мы решили включить в сборник ранее публиковавшуюся статью С. М. Слонимского, в которой ярко и своеобразно высвечены особенности трактовки в операх Мусоргского образа народа и, шире, образа истории. Работу Слонимского представляет Е. Б. Долинская, которая указывает также, сколь важное место занимал Мусоргский в сознании Слонимского и его представлениях о русской музыке в целом.

В разделе, посвященном русской опере ХХ века, содержится еще один пример оригинальной и, в данном случае, весьма субъективной интерпретации произведения, а именно «Мавры» И. Ф. Стравинского (О. В. Шмакова). Две статьи с разных сторон освещают особенности развития и бытования оперного жанра в Советском Союзе, а именно: задачи и результаты государственной культурной политики по созданию советской оперы (Е. С. Власова) и характерные для 1930–1940-х годов пути формирования национального репертуара в союзных республиках на примере малоизвестного замысла казахской оперы, музыку которой должен был писать Б. В. Асафьев (А. К. Омарова). В статье Е. Э. Лобзаковой рассматривается произведение В. А. Кобекина, которое демонстрирует новое претворение исторической темы — одной из ведущих для русской оперной классики — в композиторском творчестве второй половины ХХ века.

В последнем разделе сборника, помимо упомянутой статьи И. А. Скворцовой, содержатся работы, посвященные интерпретациям оперных произведений в исполнительской и театральной практике XX — начала ХХI века. Привлекательным предметом изучения остается обширная деятельность С. П. Дягилева, среди начинаний которого Е. Е. Потяркина остановилась на постановках опер Мусоргского. Н. Д. Свиридовская как никогда полно представила деятельность Н. Н. Евреинова в музыкальном театре и его менявшиеся с течением времени взгляды на эту область искусства. Своеобразная история русской оперы в Китае, как и современное положение русского оперного репертуара в этой стране, сжато освещаются в статье Сюй Кэхань.


1 Не перечисляя всего существенного, что было сделано в области изучения русской оперы, напомним работы М. С. Пекелиса о А. С. Даргомыжском, Б. В. Ярустовского о П. И. Чайковском и драматургии оперы XIX–ХХ веков, Н. В. Туманиной о М. П. Мусоргском и П. И. Чайковском, А. И. Кандинского о Н. А. Римском-­Корсакове, Е. М. Левашева о русской опере XVIII века, М. И. Глинке, М. П. Мусоргском, А. П. Бородине.

2 Еще об одном, аналогичном проекте упоминает в своей статье Я. А. Кабалевская.