Родилась в г. Москве. В 1971 г. окончила с отличием Музыкальное училище при Московской консерватории, в 1976 г. – Московскую консерваторию (кафедра теории музыки, с отличием). Училась у Д. А. Блюма, В. П. Фраёнова, Е. М. Царёвой, Ю. Н. Холопова, Н. С. Николаевой, А. И. Кандинского, Е. Г. Сорокиной, В. Н. Холоповой.

В аспирантуре Московской консерватории занималась по специальности «теория музыки» (научный руководитель – В. Н. Холопова, окончила в 1981 г.). Работала в издательствах «Советская энциклопедия» (1976–1989), «Композитор» (1990–1993), в Богословском православном Свято-Тихоновском институте (1992–1997).

Автор научных трудов в области древнерусской и византийской церковной музыки, статей в энциклопедических изданиях («Die Musik in Geschichte und Gegenwart», «Православная энциклопедия»).Член научно-редакционного совета Научно-издательского центра «Православная энциклопедия» (научный куратор редакции «Богослужение и церковная музыка», с 2004 г. – самостоятельной редакции «Церковной музыки»).

Научный руководитель НИЦ древнерусской церковной музыки с момента его основания (1995). Организатор Международных научных конференций в МГК (1996, 2000, 2005, 2009) и секции «Византия и Древняя Русь: литургические и певческие традиции» в рамках международной научно-богословской конференции «Россия – Афон: тысячелетие духовного единства» (2006). Составитель и ответственный редактор издания ученых записок «Гимнология» (вып. 1, 3, 4, 5, 6), подготавливаемых Центром.

Награждена Почетной грамотой Министерства культуры РФ за большой вклад в развитие культуры (2011), Орденом Русской Православной Церкви Святой равноапостольной княгини Ольги III степени (2007).

Педагогическая деятельность:

С 1993 г. преподает на кафедре истории русской музыки Московской консерватории, ведет спецкурс истории русской церковной музыки XI–XVII вв., с 2000 г. – профессор.

Научные труды. Издания. Публикации:

  • Знаменный распев и русская народная песня (О самобытных чертах столпового знаменного распева) // Русская хоровая музыка XVI–XVIII веков / Труды ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 83. М., 1986
  • «Ангелогласное пение» и осмогласие как важнейшая сторона его музыкальной иконографии // Musica Antiqua. VIII. Vol. 1. Acta Musicologica. Bydgoszcz, 1988
  • «Слово от словес плетуще сладкопения» // Герменевтика древнерусской литературы: XVI – начало XVIII веков. Вып. 2. М., 1989
  • Древнерусский нотированный Параклитик конца XII – начала XIII века: предварительные заметки к изучению певческой книги // Герменевтика древнерусской литературы. Сб. 6. Ч. 2. М., 1993
  • Проблемы певческого исполнения канона в эпоху домонгольской Руси // Музыкальная культура православного мира: Традиции, теория, практика / Материалы международных научных конференций 1991–1994 гг. М., 1994
  • Церковно-певческое искусство: XI – XVI века // Художественно-эстетическая культура Древней Руси. XI – XVII вв. М., 1996
  • Церковно-певческое искусство XVII века: Традиционное направление // Там же 
  • Византийские прототипы древнерусской певческой терминологии // Музыкально-исторические чтения памяти Ю. В. Келдыша: 1997. М., 1999
  • Древнерусский нотированный Параклит в кругу Ирмологиев XII – первой половины XV века: мелодические варианты и версии в роспеве канонов // Материалы Международной научной конференции «Памяти протоиерея Димитрия Разумовского» (к 130-летию Московской консерватории). Гимнология. Вып. 1. Сост. и отв. ред. – И. Лозовая. М., 2000
  • Образы и символы древнерусского певческого искусства: Каноны мелопеи и «Шестоднев» // Из истории русской музыкальной культуры: Памяти А. И. Кандинского / Науч. тр. Моск. конс. Сб. 35. М., 2002
  • Греческая Хлудовская Псалтирь как источник для изучения византийской певческой традиции IX века // Манрусум: Вопросы истории, теории и эстетики духовной музыки / Международный музыковедческий ежегодник. Т. I. Ереван, 2002
  • О происхождении Хлудовской Псалтири // Древнерусское искусство: Искусство рукописной книги: Византия и Древняя Русь [совм. с Б. Л. Фонкичем]. СПб., 2003
  • Типология древнерусских Параклитов и их отношение к действующему литургическому уставу // Материалы международной научной конференции «Церковное пение в историко-литургическом контексте: Восток – Русь – Запад» (к 2000-летию от Рождества Христова) / Гимнология. Вып. 3. Cост. и отв. ред. И. Лозовая. М., 2003
  • О системе пения седмичных канонов Октоиха в ранней литургической традиции // Византия и Восточная Европа. Литургические и музыкальные связи. К 80-летию доктора Милоша Велимировича / Гимнология. Вып. 4. Cост. Н. А. Герасимова-Персидская и И. Е. Лозовая (отв. ред.). М., 2003
  • «Новый Октоих» св. Иосифа Гимнографа (Grottaferrata, D. g. XIV) и его отражение в древнерусских Параклитах Студийской традиции // Хризограф. Вып. 3: Средневековые книжные центры: местные традиции и межрегиональные связи. Труды международной научной конференции: Москва, 2005 г. М. 2009
  • Состав канонов в древнерусских Параклитах XII – первой половины XV века: таблицы и комментарии// «Иду в неведомый мне путь...» Памяти Елены Филипповой / Научные труды Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского. Сборник 55. М., 2006
  • О литургической функции молебных канонов Параклита // Научные чтения памяти А. И. Кандинского. М., 2007
  • О свидетельствах устной певческой практики в письменных источниках // Устная и письменная трансмиссия церковно-певческой традиции: Восток – Русь – Запад / Гимнология. Вып. 5. Cост. Н. Г. Денисов, И. Е. Лозовая (отв. ред.). М., 2008
  • Древнерусский нотированный Параклит XII века: Византийские источники и типология древнерусских списков. М. 2009
  • Модальный комплекс певческих текстов анафоры и система октоиха // Гимнология. Вып. 6: Актуальные проблемы изучения церковно-певческого искусства: наука и практика (к 120-летию кончины Д. В. Разумовского). М. 2011
  • О содержании понятий «глас» и «лад» в контексте теории древнерусской монодии // Гимнология. Вып. 6: Актуальные проблемы изучения церковно-певческого искусства: наука и практика (к 120-летию кончины Д. В. Разумовского). М. 2011

Автор ряда статей в Православной Энциклопедии: Азбука певческая; Асматик; Ведерников Н. А., протоиерей; Велимирович М.; Глас (в византийском и древнерусском пении); Знаменная нотация; Знаменный распев, и др.

Контакты: ilozovaya@yahoo.com