Столповой знаменный распев (вторая половина XV–XVII вв.). Формульная структура
  • Автор:И. Е. Лозовая
  • Рецензент: В. Ю. Григорьева, кандидат искусствоведения; З. М. Гусейнова, доктор искусствоведения; Н. В. Заболотная, доктор искусствоведения; Ю. В. Москва, доктор искусствоведения
  • Издательство: Научно-издательский центр "Московская консерватория", 2015
  • Тираж: 150 экз.
  • К-во страниц: 80
  • ISBN: 978-5-89598-307-2 (в обл.)

Столповой знаменный распев (вторая половина XV–XVII вв.). Формульная структура: Материалы к спецкурсу истории русской музыки XI–XVII вв.: учебное пособие

Пособие содержит музыкально-теоретический материал, предназначенный для студентов музыкальных учебных заведений, имеющих в программах курс истории и теории древнерусского церковного пения, а также для всех интересующихся древними певческими традициями. Таблицы гласовых попевок знаменного распева включают наиболее употребительные мелодические формулы и их основные разновидности в параллельном изложении невменной и пятилинейной нотациями. После словаря попевок в каждом гласе предлагается небольшая подборка песнопений для обучения первичным навыкам пения по крюкам (погласица, запевная строка, самогласен, подобен, воскресная стихира в наонной, или раздельноречной, текстовой редакции).

Столповой знаменный распев (вторая половина XV–XVII вв.). Формульная структура

Введение 4

Мелодические формулы (МФ). Общая информация 4

Способы преобразования МФ 7

Функциональные характеристики МФ 10

«Тайнозамкненность» МФ 17

Основная литература 25

Таблицы попевок знаменного распева

Глас 1  27

Глас 2 37

Глас 3 44

Глас 4  48

Глас 5  55

Глас 6 62

Глас 7 70

Глас 8 74

Столповой знаменный распев — древнерусская певческая традиция, сложившаяся во второй половине XV века как общерусский стиль и генетически представляющая собой своеобразную ветвь византийского искусства.

Происхождение термина «столповой распев» связано с так называемыми столпами — осмогласными циклами песнопений седмичного круга, соотнесенными с воскресными евангельскими чтениями на утрене. Отдельные осмогласные циклы были нотированы на рубеже XI–XII веков: псалмовые формулы для пения утренних кафизм, тропари степенных антифонов, подобны восьми гласов (ГТГ, К-5349 — Типографский устав с Кондакарем и разделом знаменных песнопений). В XII веке были записаны с нотацией также воскресные утренние Евангельские стихиры, предположительно мелизматические (ГИМ, Стихирарь Синод. собр. 279; РНБ, Благовещенский Кондакарь Q.п. I № 32); их нотированные списки сохранились и от первой половины XV века (РГБ, Стихирари ф. 304 № 22 — 1403 г., № 407 — 1437 г.). Редкий образец нотированных стихир Октоиха 1-й половины XV века содержится в рукописи ГИМ, Чудовское собр. 59; он имеет значительные отличия в порядке их расположения, обусловленные принадлежностью списка ранним литургической практике и книжности, а также в знаменной графике по сравнению с нотацией более позднего времени. «Столп» — полный набор седмичных знаменных песнопений восьми гласов, составивших певческую книгу Октоих (точнее, Октоих-Стихирарь), — стал систематически нотироваться только во второй половине XV века. Рукописи этого периода писали с ориентацией на введенный на Руси в последние десятилетия XIV века Иерусалимский литургический устав, сменивший древнюю Студийскую уставную традицию. Нотация стихир Октоиха — столповой знаменный распев, «классическая» певческая традиция знаменного распева, в которой в главных чертах оформился словарь мелодических формул, составивших основу этого певческого стиля. Кодификация большинства мелодических формул в целом завершилась к началу XVI века. Вместе с тем, на протяжении XVI–XVII веков формульная графика продолжала уточняться и детализироваться, однако редактирование в это время не вносило столь принципиальные изменения в запись песнопений, которые очевидны, например, при сравнении ирмосов, минейных и триодных стихир в нотации XII — первой половины XV века и второй половины XV–XVII века. В научной литературе нередко столповым распевом расширительно называют любые гласовые распевы знаменных песнопений, независимо от времени образования столпового Октоиха-­Стихираря, их нотации, знакового и формульного состава, стилистики.