Актуальные проблемы изучения церковно-певческого искусства. (Гимнология. Вып. 6)
  • Издательство: Научно-издательский центр "Московская консерватория", 2011
  • Тираж: 300 экз.
  • К-во страниц: 568
  • ISBN: 978-5-89598-252-5

Актуальные проблемы изучения церковно-певческого искусства: наука и практика. (Гимнология. Вып. 6)

 

Cоставитель и ответственный редактор И. Е. Лозовая

 Шестой выпуск ученых записок «Гимнология» содержит материалы 5-й международной конференции «Актуальные проблемы изучения церковно-певческого искусства: наука и практика», прошедшей в мае 2009 года — года 120-летия памяти протоиерея Димитрия Разумовского († 1889). Публикуемые доклады посвящены широкому спектру проблем — исследованию литургических традиций Древней Руси, Византии, Армении, Греции, Сербии; истории литургических книг, богослужебных чинопоследований, певческих жанров и циклов песнопений; анализу древних форм Октоиха, музыкально-теоретических руководств, разных форм нотации; изучению древнерусской певческой культуры позднего периода и ранней многоголосной традиции; деятельности хранителей древних певческих традиций — старообрядцев; формированию электронного корпуса песнопений.

Сборник предназначен специалистам по истории и теории средневековых певческих культур, а также всем интересующимся древними традициями церковного пения.

От составителя 6

А. Ю. Никифорова (Россия, Москва) «Сокрытое сокровище». Значение находок 1975 года в монастыре вмц. Екатерины на Синае для истории служебной Минеи 8

Е. И. Коляда (Россия, Москва) Θєотокіα в коптской церковной традиции: литургические, структурные и музыкальные особенности 32

А. С. Аревшатян (Армения, Ереван) По следам музыковедческих изысканий Комитаса 43

Э. Яннопулос (Греция, Фессалоники) Древние и новые композиции в певческом искусстве: изучение традиции и современная практика 52

К. Фотопулос (Греция, Афины) Сочинение (мелопия) как основной компонент византийской музыки и проблемы сочинения в настоящее время 61

A. Chaldaiakis (Greece, Athens) Yet another contributor to the exegesis’ issue: Georgios-Eutychios Ugurlus 76

В. Пено (Сербия, Белград) Ненотированные певческие книги – источники для изучения сербского церковного пения 109

Д. Петрович (Сербия, Белград) Традиции и новаторство в сербской музыкальной практике XVIII века 121

О. О. Живаева (Россия, Оренбург) История изучения восточно-христианской псалмодии в зарубежной и отечественной медиевистике: традиции и современные тенденции 139

Н. С. Серёгина (Россия, Санкт-Петербург) «Слово о полку Игореве» в свете гимнографии XII века (композиционный аспект) 146

А. Н. Кручинина (Россия, Санкт-Петербург) Гимнографические источники русских служб преподобным святым 164

Н. В. Рамазанова (Россия, Санкт-Петербург) Проблема идентификации служб русским святителям (по источникам XVI–XVII веков) 175

Н. П. Парфентьев (Россия, Челябинск) Малоизвестные мастера московской школы церковно-певческого искусства XVI–XVII веков 191

Н. В. Парфентьева (Россия, Челябинск) Певческий цикл «Стихиры евангельские» московского мастера XVI века Федора Крестьянина (опыт исследования) 203

О. В. Тюрина (Россия, Москва) О некоторых особенностях древних графических форм мелизматического стиля на примере цикла Евангельских Стихир 215

Е. В. Плетнёва (Россия, Санкт-Петербург) Фиты в канонах древнейших русских Октоихов XII–XV веков 231

З. М. Гусейнова (Россия, Санкт-Петербург) Певческие «соборнички» первой половины XVII века 249

Ю. В. Москва (Россия, Москва) «Приидите, возрадуемся Господу!». О жанровой природе инвитатория 263

М. В. Макаровская (Россия, Москва) Херувимская песнь знаменного распева в наонной традиции: проблемы прочтения 290

И. В. Старикова (Россия, Москва) К вопросу о происхождении и певческих редакциях предначинательного псалма в древнерусской традиции XV–XVII веков 301

Г. Б. Печёнкин (Россия, Москва) «Припевные строки». Опыт исследования и истолкования 318

И. Е. Лозовая (Россия, Москва) Модальный комплекс певческих текстов анафоры и система октоиха 330

И. Е. Лозовая (Россия, Москва) О содержании понятий «глас» и «лад» в контексте теории древнерусской монодии 344

Ю. Р. Шлихтина (Швеция, Стокгольм) «Ключ Разумения» архимандрита Тихона Макариевского в контексте эпохи 360

Р. Л. Поспелова (Россия, Москва) Теория октоиха в поздних ссылках (трактат о ладах И. Тинкториса) 370

Г. А. Пожидаева (Россия, Москва) Об атрибуции песнопений демественной традиции (опыт исследования музыкальной лексики) 383

А. А. Лукашевич (Россия, Москва) К прочтению нотации рукописи РГБ. Ф. 304/I. № 428 402 Н. В. Мосягина (Россия, Санкт-Петербург) Вопросы изучения «странных голосов» знаменного распева 429

Е. Ю. Шевчук (Украина, Киев) О редактировании славянами литургийных текстов в ХVI–ХVII веках (припев «аллилуиа» в херувимских песнех) 435

Е. В. Игнатенко (Украина, Киев) Украинский греческий распев: опыт сравнительного анализа 451

Н. А. Герасимова-Персидская (Украина, Киев) Принцип порождения в партесном творчестве 465

Н. Ю. Плотникова (Россия, Москва) К проблеме региональных традиций в партесном стиле (на материале ярославских рукописей из Синодального певческого собрания ГИМ) 480

Н. В. Гурьева (Россия, Москва) К вопросу о стиле партесных гармонизаций. Сочинения Петра Норицына и Стефана Беляева в рукописях ГИМ и РНБ 492

Е. А. Агеева (Россия, Москва) Из истории хора и певческого рукописного наследия Московской старообрядческой общины Рогожского кладбища в конце XIX – первой четверти XX века 512

Ф. В. Панченко (Россия, Санкт-Петербург) Московские старообрядцы и Д. В. Разумовский (эпизоды к сюжету) 524

А. В. Коваленин, Е. Ю. Нечипоренко (Россия, Новосибирск) Кодификация богослужебных песнопений 533

А. В. Коваленин, Е. Ю. Нечипоренко (Россия, Новосибирск) Электронный корпус знаменных песнопений: состояние, возможности, перспективы 547

Список сокращений 559

Сведения об авторах 564

Шестой выпуск ученых записок «Гимнология» содержит материалы 5-й Международной конференции «Актуальные проблемы изучения церковно-певческого искусства: наука и практика», прошедшей в мае 2009-го — года 120-летия памяти протоиерея Димитрия Разумовского († 1889), имя которого носит Научно-исследовательский центр древнерусской церковной музыки, подготовивший в Московской консерватории эту традиционную встречу исследователей истории и теории литургического пения.

Круг проблем, разрабатывавшихся Д. В. Разумовским, представленный как в его опубликованных книгах и очерках, так и в рукописном фонде, хранящемся в Российской государственной библиотеке (НИОР РГБ. Ф. 380), весьма значителен. В трудах о. Димитрия отражены разные эпохи и стили, исследования в области истории и теории древнерусского богослужебного пения и различных форм нотации, рассматриваются вопросы организации певческого дела и истории главных церковных хоров Руси, патриаршего и государева, сделаны первые шаги в изучении византийской монодии, сравнительной семиографии, музыкально-теоретических текстов и творчества византийских мелургов. Немало сил и времени отдавал профессор-протоиерей и проблемам церковно-музыкального образования и современной ему певческой практики.

Конференция 2009 года, подобно первой из организованных Цент­ром, состоявшейся в сентябре 1996 года и также посвященной памяти протоиерея Димитрия Разумовского и его многогранной деятельности, охватила широкий спектр вопросов и проблем, часть которых была намечена основателем русской музыкальной медиевистики. Разделение материалов конференции на тематические группы в значительной мере условно, так как проблематика большинства докладов не сводится в каждом из них к одной строго определенной области и затрагивает взаимосвязанные аспекты изучения, исторический и теоретический, во всем многообразии конкретных направлений, которые и с методологической точки зрения рискованно рассматривать изолированно.

Несколько статей, помещенных в начале выпуска, направлено на исследование литургических традиций, от древнейших до современных, развитие которых протекало за пределами Древней Руси (Византия, Армения, Греция, Сербия). Следующий блок статей, наиболее объемный по количеству материалов и, одновременно, самый разнородный по проблематике, включает разработку тем, связанных с историей литургических книг, богослужебных чинопоследований, певческих жанров и циклов песнопений. Особое внимание к исследованию огромного корпуса песнопений, предполагающему возможность различных аспектов и способов рассмотрения источников, отражает объективную ситуацию, сложившуюся в русской музыкальной медиевистике, — явно недостаточную пока изученность десятков тысяч певческих рукописей и фрагментов, хранящихся в библиотеках и музеях России и за ее пределами, разнообразие вопросов, требующих последовательного и комплексного их изучения, а также незначительное число публикаций рукописных памятников, сопровождающихся современным научным комментарием. Небольшая группа статей посвящена актуальным проблемам музыкальной теории, изучению октоиха как музыкальной системы, музыкально-теоретическим руководствам, а также насущным задачам изучения разных форм нотации. Очередной раздел сборника содержит статьи о древнерусской певческой культуре позднего периода и о раннем этапе новой многоголосной традиции, распространение которых охватывает земли Украины, Беларуси и России. К ним примыкают материалы, посвященные деятельности хранителей древних певческих традиций, — старообрядцев, в данном случае, принадлежащих московскому кругу, с некоторыми из которых переплетались и труды протоиерея Димитрия Разумовского. Заключают шестой выпуск «Гимнологии» две статьи, предлагающие один из возможных вариантов электронной базы данных по песнопениям знаменного распева и предназначенные для нее способы кодификации литургических песнопений. Потребность в создании подобного электронного корпуса песнопений очевидна, и можно надеяться, что его использование не только облегчит работу исследователей, но и станет необходимой основой для подготовки новых научных трудов.