Член Союза композиторов России (2000);
Награждена Почётной грамотой Министра культуры и массовых коммуникаций РФ (2008).


Родилась в городе Москве. В 1974 году окончила историко-теоретическое отделение Государственного музыкального училища им. Гнесиных (класс В. А. Кирилловой, В. П. Середы).

В 1980 году окончила теоретико-композиторский факультет Московской консерватории. Училась у В. В. Протопопова, Е. В. Назайкинского, Ю. Н. Холопова, Е. М. Царёвой, Е. Г. Сорокиной, Е. Б. Долинской, Н. С. Корндорфа. В 1984 году окончила аспирантуру (научный руководитель — Е. В. Назайкинский), в 2001 году стажировалась в Институте музыкознания Венского университета (консультант — доктор Гернот Грубер).


Педагогическая деятельность:

Педагогическая деятельность Е. А. Николаевой началась ещё в студенческие годы. В 1980–1995 годах преподавала в Государственном музыкальном училище им. Гнесиных (с 1991 по 1995 год заведовала общетеоретическим отделом). В 1989–1994 годах по совместительству работала на кафедре полифонии и анализа Российской академии музыки им. Гнесиных.

С 1993 года работает на кафедре теории музыки Московской консерватории (с 2001 года — доцент). Ведёт лекционные и практические занятия по гармонии на исполнительских (пианисты, струнники) и дирижёрско-хоровом факультетах; практические занятия по гармонии на историко-теоретическом факультете. Осуществляет научное руководство курсовыми работами по гармонии у студентов II курса историко-теоретического факультета, дипломными рефератами выпускников дирижёрско-хорового факультета, а также аспирантскими рефератами и диссертационными работами.

По рекомендации ректората Московской консерватории Е. А. Николаева дважды выезжала в Хорватию, где преподавала теоретические дисциплины в Музыкальной академии в г. Ловране (1996, 1997).

Е. А. Николаева принимает участие в различных научно-педагогических акциях, в том числе, является членом экспертных комиссий, рецензентом учебных программ и проектов Государственных стандартов среднего специального образования (2002).

Работает в оргкомитете Международного конкурса органистов Валерия Кикты.

Является одним из организаторов Международного музыкального фестиваля «Неделя памяти Н. С. Корндорфа» (25 мая — 1 июня 2011) и научной конференции в рамках фестиваля (1 июня 2011).

В течение нескольких лет возглавляет ГЭК на государственных экзаменах в Государственном музыкальном училище им. Гнесиных.

Ученики:

За годы работы в училище и вузе в классе Николаевой занималось более 500 студентов разных специальностей.
Среди них:

  • К. Прасолова, член Союза композиторов России, преподаватель Государственного музыкального училища им. Гнесиных;
  • С. Дмитриев, член Союза композиторов России, живет и работает в Швеции;
  • А. Котов, руководитель ансамбля «Сирин»;
  • Д. Кобрин, лауреат международных конкурсов, солист Московской государственной академической филармонии;
  • П. Клиничев, дирижёр Большого театра;
  • С. Митряйкина, лауреат международных конкурсов;
  • К. Жарко, лауреат международных конкурсов;
  • Г. Казазян, лауреат Международного конкурса им. П. И. Чайковского;
  • А. Коробейников, лауреат III Международного конкурса им. А. Н. Скрябина;
  • Н. Хозяинов, лауреат международных конкурсов.

Научные труды. Издания. Публикации:

Научная работа связана с проблемами современной музыки, в частности — с отражением литургических жанров в музыке ХХ–ХХI веков. Результаты научной работы представлены на международных конференциях имв ряде публикаций в периодических имспециальных изданиях. Е. А. Николаева — автор монографии «Валерий Кикта: звуки времени» (М.: Музыка, 2006), а также более 50 статей, в том числе:

  • О взаимоотношении мелодики и ладообразования // Советская музыка. 1983. № 11;
  • Функциональный аспект теории лада в трудах советских музыковедов // Теоретические и эстетические проблемы советской музыки. — М.: Московская консерватория. 1985;
  • Пространственные аспекты гармонии в музыке советских композиторов // Пространство и время в музыке. — М.: РАМ им. Гнесиных. 1993;
  • О Нине Сергеевне Качалиной // Воспитание музыкального слуха. — М.: Московская консерватория. 1993;
  • Мастерство хоровой живописи // Российская музыкальная газета. 1998. № 12;
  • Литургические фрески Валерия Кикты // Музыкальное просвещение. 1999. № 1;
  • Пушкинская тайна // Музыкальная академия. 1999. № 2;
  • Семантические метаморфозы: «Петербургский концерт» Валерия Кикты // Двенадцать этюдов о музыке (к 75-летию Е. В. Назайкинского — его ученики). — М.: Московская консерватория. 200;1
  • Валерий Кикта: На рубеже веков // Музыкальная академия. 2001. № 4;
  • А. Головин и его опера «Первая любовь» // Антология оперного творчества московских композиторов (вторая половина ХХ века). — М.: Композитор. 2003;
  • Две судьбы на фоне Вены: А. Шёнберг и С. Людкевич // Материалы Международных конференций «Российские музыкальные архивы за рубежом». Вып. 3. — М.: Московская консерватория. 2004;
  • «Бывают странные сближенья...» (интервью с А. Кулыгиным) // Музыкальная академия. 2004. № 3;
  • Удаление и приближение (интервью с С. Дмитриевым) // Музыкальная академия. 2004. № 4;
  • Балетные фантазии Валерия Кикты // Балет. 2006. № 1;
  • Метафоры жанра: балетный театр В. Кикты // Антология музыкального театра московских композиторов (вторая половина ХХ века). — М.: Композитор, 2006;
  • Александр Кулыгин: «Мой театр…» // Антология музыкального театра московских композиторов (вторая половина ХХ века). — М.: Композитор, 2006;
  • «Времена года»: хоровой роман // Роман Леденёв: Статьи. Материалы. Исследования. — М., 2007;
  • Ираида Юсупова: «Композитор должен уметь всё» // Музыкальная академия. 2007. № 2;
  • «Литургия св. Иоанна Златоуста» Валерия Кикты: память жанра// Миф. Музыка. Обряд. — М.: Композитор, 2007;
  • Две арфы и не только… (о Концерте на шотландские темы В. Кикты) // Оркестр без границ: Материалы научной конференции памяти Ю. А. Фортунатова / Редакторы-составители И. А. Барсова, И. В. Вискова. — М., 2009;
  • Медиаопера: между прошлым и будущим // ГЭЗета (специальный выпуск к 10-летию галереи экспериментального звука), № 3. — СПб, 2009;
  • Борис Пиговат: «Идти своей дорогой» // Процессы музыкального творчества. Вып.11: РАМ им. Гнесиных. — М., 2010;
  • Н. С. Корндорф — исследователь современного оркестра//Альфреду Шнитке посвящается. Вып.8. —М.,2011;
  • Неофольклоризм: вчера, сегодня, завтра? «Шведская модель» Сергея Вилюмана (Дмитриева)//Бела Барток сегодня/Научные труды МГК. Сборник 74. — М.,2012;
  • «Художественные промыслы» Дмитрия А. Пригова — Ираиды Юсуповой// Сто лет русского авангарда. — М., 2013;
  • «Композитор — профессия не из трусливых»// Рос. музыкант. 2015. №1;
  • «Стилевое сольфеджио Н. С. Качалиной: традиции и перспективы»//Журнал Общества теории музыки. 2015. № 3 (11). — С. 12–18;
  • Николай Корндорф: история Литургии//Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. 2015. № 25.

Е. А. Николаева является автором Программы по гармонии для оркестрового факультета музыкальных вузов (2001), редактором-составителем научно-методических изданий Московской консерватории («Образцы письменных заданий на вступительных экзаменах по сольфеджио и гармонии в Московскую консерваторию имени Чайковского» — 2001, 2004, 2010).