Учителя

Родился в г. Воронеже. В 1986 г., по окончании школы, поступил в Академическое музыкальное училище при Московской консерватории (фортепианное отделение, класс В. М. Хорошиной).

В 1990 г. поступил на теоретико-композиторский факультет Московской консерватории, который окончил в 1994  г. написанием двух дипломных работ: «Музыкально-историческая концепция Афанасия Кирхера и становление музыкально-исторического сознания Нового времени» (научный руководитель — М. А. Сапонов) и «“Патетическая музыка” и ее место в музыкально-теоретической системе Афанасия Кирхера» (научный руководитель — Ю. Н. Холопов).

В 1994–1996 гг. учился в аспирантуре консерватории. В 1996 г. защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата искусствоведения на тему: «“Универсальная музургия” Афанасия Кирхера. Музыкальная наука в контексте музыкальной практики раннего Барокко» (научные руководители — М. А. Сапонов и Ю. Н. Холопов).

Член Редакционно­-издательского совета консерватории (с 2011 года). Научный руководитель Студенческого научно­-творческого общества (с 2014 года).

Организатор ряда научных конфренций и фестивалей, в том числе Майского фестиваля старинной музыки в Московской консерватории (1999) и приуроченной к фестивалю научно-практической конференции «Старинная музыка: Практика. Аранжировка. Реконструкция» (1999), Международной научной конференции «Музыка Италии: от Ренессанса к Новому времени» (2011), Международной научной конференции «Закадровое искусство: история и теория киномузыки» (2012), Международной научной конференции «Старинная немецкая музыка и современная исполнительская практика» (2012), Международной научной конференции с концертами «От Тавернера — к Тавенеру: Пять столетий английской духовной музыки» (2014), Всероссийской научной конференции «Духовная музыка в XX и в XXI веках: традиции и новаторство» (в рамках XXIV Международных Рождественских образовательных чтений на тему «Традиция и новации: культура, общество, личность», 2016).

Педагогическая деятельность:

Педагогическая деятельность Насонова началась в 1994 г. в Московском физико-техническом институте, в качестве ассистента профессора Т. В. Чередниченко (курс «Музыка в истории культуры»). 1996–1999 гг. Насонов работал преподавателем, а затем – старшим преподавателем в Государственной еврейской академии им. Маймонида (курсы сольфеджио, гармонии, анализа музыкальных произведений и истории зарубежной музыки).

Одновременно с 1996 г. Насонов работает на кафедре истории зарубежной музыки Московской консерватории. В 2000 г. был принят в штат консерватории. С 2001 г. – доцент (аттестат 2004 г.).

На кафедре истории зарубежной музыки Насонов читает курс истории зарубежной музыки на исполнительских факультетах и отдельные лекции в рамках спецкурса у студентов историко-теоретического факультета.С 1996 г. ведет дипломный класс, с 2005 г. – аспирантский.

С 1998 г. Насонов работает на факультете журналистики Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, где читает лекционные курсы «Основы теории искусства (музыка)», «Музыка в системе массовых коммуникаций», ведет спецкурсы и спецсеминары, руководит написанием курсовых и дипломных работ. Автор цикла передач «Магия музыки» на телеканале «Просвещение» (2010–2012), постоянный участник просветительских программ, посвященных старинной и духовной музыке, на радиостанции «Радио России». Выступает с публичными просветительскими лекциями по истории музыкального искусства.


Ученики:

Кандидатские диссертации, защищенные под руководством Насонова

  • Д. Ю. Голдобин. Интабуляция вокальной полифонии в инструментальной музыке Возрождения и раннего Барокко. М., МГК, 2008.
  • Д. И. Волов. Оратории Генделя на христианские сюжеты: жанровая природа и национальные традиции. М., МГК, 2012.
  • М. Н. Блажевич.  Числовая  символика  в  музыкальной  теории  и  практике  XVII века  (на  материале немецкой органно-клавирной музыки). Казань, КГК, 2012.
  • С. С. Гандилян. Иоганн Якоб Фробергер и его клавирная музыка. М., МГК, 2012.
  • Н. В. Донцева. Творчество Б. А. Циммермана: музыка и слово. М., МГК, 2012.
  • Е. Ю. Антоненко. Духовная музыка Бальдассаре Галуппи: вопросы изучения и исполнения. М., МГК, 2013
  • К. Н. Рычков. Музыка в современном коммерческом кинематографе США: проблемы истории и теории. М., МГК, 2013
  • В. П. Бойкова. Расширенные исполнительские техники в творчестве Зигфрида Пальма: путь к новому виолончельному искусству. М., МГК, 2014
  • Я. И. Тимофеев. Стравинский и «Хованщина» в редакции Дягилева. Опыт источниковедческого и исторического исследования. М., МГК, 2014
  • А. Ю. Великовский. «Гольдберг­-вариации» (Aria mit verschiedenen Verænderungen) в контексте позднего творчества И. С. Баха. М., МГК, 2014
  • В. А. Жданов. Духовный концерт в творчестве северонемецких композиторов второй половины XVII века. М., МГК, 2015

Дипломные работы

  • Ю. Попов «К истории музыкальных воплощений текстов заупокойных песнопений (от Окегема до раннего Барокко)» (1997)
  • Ю. Литвинова «Флорентийские интермедии в контексте гуманистического театра зрелого и позднего Возрождения» (2004)
  • Н. Донцева «Слово о музыке и слово в музыке Бернда Алоиза Циммермана» (2005)
  • Е. Колокольникова «Музыкальная жизнь Вестминстерского аббатства эпохи Барокко» (2006)
  • А. Хомутова «Сэр Майкл Типпет и его время» (2006)
  • П. Захарова «Духовные основы музыки Иоганнеса Брамса» (2007)
  • В. Новичкова «Западноевропейский литургический музыкальный театр XII-XIII веков: проблемы стилистики и поэтики» (2007)
  • О. Геро «Вокально-инструментальная музыка Дитриха Букстехуде в духовном контексте его времени» (2008)
  • С. Гандилян «Иоганн Якоб Фробергер и его клавирная музыка» (2009)
  • К. Ноговицына «Бьяджо Марини и его инструментальное творчество» (2009)
  • К. Рычков «Композитор Джон Уильямс: знаменитый и неизвестный» (2009)
  • А. Великовский «Гольдберг-вариации Иоганна Себастьяна Баха» (2010)
  • Я. Тимофеев «Пародии Игоря Стравинского: транскрипции чужих сочинений» (2010)
  • Е. Данилова «Песнь Богородицы в творчестве Иоганна Себастьяна Баха» (2011)
  • Н. Игнатьева «Мантуанский придворный театр во времена Винченцо I Гонзага (Пасторальная трагикомедия «Верный пастух» и музыка на ее тексты)» (2011)
  • А. Ракитина «Романсы С. В. Рахманинова: типология, поэтика, эволюция стиля» (2012)
  • В. Иванова.  Оратория  «Триумф  Времени  и  Правды»  в  контексте  творчества  Георга  Фридриха Генделя (2013)
  • А. Филиппова. «Страсти по Луке BWV 246: исторический казус и художественный феномен» (2014)
  • К. Заморникова. Творчество Себастьяна Дурона в истории испанской духовной музыки эпохи Барокко (2015)

Научные труды. Издания. Публикации:

Научные интересы Насонова связаны с такими областями музыковедения, как история духовной музыки, история западноевропейской музыкальной теории, музыкальная историография и музыкальная поэтика Ренессанса и барокко, проблемы аутентичного исполнительства, история музыкального театра и киномузыки. Автор более 50 опубликованных научных и научно-методических работ, статей в Православной энциклопедии и в Большой российской энциклопедии, переводов трудов иностранных авторов (с английского и с немецкого языков), аннотаций к компакт­-дискам; в их числе:

  • Как я не стал «нашим», или Беседы о проблемах композиторского образования // Музыкальная академия. 1993. № 4. С. 60–64.
  • Парадоксы Эйлера // Музыкальная академия. 1995. № 1. С. 140–150. (в т. ч. перевод фрагментов трактата)
  • Мифы А. Ф. Лосева в контексте российской истории ХХ века: опыт прочтения // Страницы: журнал Библейско-богословского института св. апостола Андрея. Том 3 (1998). Вып. 3. С. 359–376.
  • Музыкальная культура Барокко // Искусство. 1998. №№ 37–38 (109–110).
  • Музыкальная жизнь Рима середины XVII века сквозь призму теоретического трактата // Старинная музыка: Практика. Аранжировка. Реконструкция: материалы научно-практической конференции / Сост. и ред. Р. А. Насонов, М. Л. Насонова. М., 1999. С. 157–165.
  • Русское/Немецкое. К проблеме культурно-исторического перевода // Литературоведение как проблема / Глав. ред. Т. А. Касаткина. М.: Наследие, 2001. С. 162–179. (Труды Научного совета «Наука о литературе в контексте наук о культуре». Памяти Александра Викторовича Михайлова посвящается)
  • Прелюдийные жанры и становление клавирной композиции (2-я половина XVI–XVII вв.) // SATOR TENET OPERA ROTAS. Юрий Николаевич Холопов и его научная школа (к 70-летию со дня рождения): сборник статей / Ред.-сост. В. С. Ценова. М.: Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского, 2003. С. 114–123. (в соавт. с М. Л. Насоновой)
  • Путь Спасения, пройденный с И. С. Бахом (осмысление евангельского текста в «Страстях по Иоанну») // Музыка и проповедь: к интерпретации наследия И. С. Баха: сборник статей / Ред. коллегия: М. А. Сапонов, К. В. Зенкин, М. В. Воинова (ред.-сост.). М.: Московская консерватория, 2006. С.  64–80. (Научные труды Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского, 56)
  • Категория стиля в западной музыкальной историографии ХХ века //ХХ век и история музыки. Проблемы стилеобразования: сборник статей / Ред.-сост. М. Г. Арановский. М.: Государственный институт искусствознания, 2006. С. 171–185.
  • Поэтика последних комических опер Моцарта (двойной портрет) // Музыковедение к началу века: прошлое и настоящее: сб. тр. по материалам конф. 30 окт.–1 ноября 2007 / Ответственный редактор Т. И. Науменко. М.: РАМ им. Гнесиных, 2007. С. 211–232. (в соавт. с Я. И. Тимофеевым)
  • «Ода Пиндара» Афанасия Кирхера: научная достоверность и историческое сознание // Памяти Романа Ильича Грубера: Статьи. Исследования. Воспоминания. Вып. 1 / Ред. коллегия: А. С. Алпатова, Р. А. Насонов, М. А. Сапонов, В. Н. Юнусова (ред.-сост.). М.: Московская консерватория, 2008. С. 124–137.
  • Thema & Subiectum (Основополагающие понятия музыкальной поэтики раннего Барокко в трактате А. Кирхера «Универсальная музургия») // Памяти Романа Ильича Грубера: Статьи. Исследования. Воспоминания. Вып. 1 / Ред. коллегия: А. С. Алпатова, Р. А. Насонов, М. А. Сапонов, В. Н. Юнусова (ред.-сост.). М.: Московская консерватория, 2008. С. 161–205.
  • Живая музыка на мертвом языке. Заметки об искусстве Палестрины ab ovo // Слово и музыка. Вып. 2 / Ред.-сост.: Е. И. Чигарева, Е. М. Царева, Д. Р. Петров. М.: Московская консерватория, 2008. С. 150–179.
  • Полемика И. Кунау с А. Кирхером: видимый повод и скрытые причины // AD MUSICUM. К 75-летию со дня рождения Юрия Николаевича Холопова: Статьи и воспоминания / Ред.-сост. В. Н. Холопова. М.: Московская консерватория, 2008. С. 74–90.
  • Теория аффектов Афанасия Кирхера: тройка, восьмерка и бесконечность // PAX SONORIS: история и современность» (Памяти М. А. Этингера): научный журнал. Вып. III. Астрахань, 2008. С. 44–51.
  • Музыкальная риторика Афанасия Кирхера: к истории «готовых слов» // Музыкальное искусство и наука в XXI веке: история, теория, исполнительство, педагогика: сборник статей по материалам Международной научной конференции, посвященной 40-летию Астраханской государственной консерватории / Глав. ред. Л. В. Саввина, ред.-сост. В. О. Петров. Астрахань, 2009. С. 115–121.
  • Кому и о чем поют «Аллилуйя»? (Христианская вера в оратории Г. Ф. Генделя) // Музыкальное искусство: история и современность: сборник научных статей к 40-летию Астраханской государственной консерватории / Глав. ред. Л. В. Саввина, ред.-сост. В. О. Петров. Астрахань, 2009. С. 5–10.
  • Два взгляда на Младенца Христа (история Рождества в интерпретации Х. Шютца и И. С. Баха). Очерк Первый. «…я возвещаю вам великую радость». Очерк Второй. «Как мне принять Тебя?» // Научный вестник Московской консерватории. 2010. № 1. С. 118–136; № 2. С. 52–73; № 3. С. 21–56.
  • Dies illa: мотив «кары Божьей» в двух шедеврах В. А. Моцарта // Научный вестник Московской консерватории. 2011. № 1. С. 36–60.
  • Барочная  программность  в  музыке  И. Я. Фробергера  (в  соавт.  с  С. С. Гандилян) / /  Памяти  Романа  Ильича  Грубера.  В  мире  истории  музыки:  Статьи.  Исследования.  Переписка / ред.-сост. В. Н. Юнусова. М.: Московская консерватория, 2012. С. 55–93.
  • Непредсказуемый Сапонов // Musiqi Dünyasi. 1/50. 2012. С. 59–63.
  • По  следам  «народной  веры»  («Сказание  о  невидимом  граде Китеже  и  деве Февронии»  Н. А.  Римского-Корсакова  и  «Свадебка»  И. Ф.  Стравинского) //  Научный  вестник  Московской консерватории. 2012. № 3. С. 121–135.
  • Загадка  «Иеффая»  (о  шедевре  Дж. Кариссими  в  свете  учения  А. Кирхера  о  «патетической  музыке») //  Научный  вестник  Московской  консерватории.  2013.  № 1.  С. 128–153.
  • Музыкальная  риторика  Иоганна  Иоахима  Кванца //  Научный  вестник  Московской  консерватории. 2013. № 1. С. 162–168.
  • Беспокойный космополит или классик северонемецкой музыки? Фигура Каспара Фёрстера Младшего (1616–1673) в зеркале исторических свидетельств и современных научных исследований // Научный вестник Московской консерватории. 2014. № 3. С. 62–91 (в соавт. с В. А. Ждановым)
  • От Тавернера — к Тавенеру: Пять столетий английской духовной музыки. М.: МГК, 2014 (материалы буклета к Международной научной конференции с концертами)
  • «Второе рождение» оперы // Музыкальная наука в XXI веке: пути и поиски. К 70­-летию Российской академии музыки им. Гнесиных: Материалы Международной научной конференции 14 ­–17 октября 2014 года / редколлегия: Т. И. Науменко, И. П. Сусидко. М.: ПРОБЕЛ-­2000, 2015. С. 221–­235
  • «Злые боги» (О внемузыкальных аспектах оперной реформы К. В. Глюка) // Научный вестник Московской консерватории. 2015. № 2. С. 150–155
  • Восьмое слово Христа (о духовном смысле эхо­-арии Flößt, mein Heiland из «Рождественской оратории» Баха) // Научный вестник Московской консерватории. 2015. № 4. С. 216–225

Контактный e-mail: mnassonova@mail.ru