Сигида
Светлана Юрьевна

  • Доктор искусствоведения
  • Профессор
Сигида<br /> Светлана Юрьевна

Образование

2012 – Московская государственная консерватория, докторская диссертация по специальности искусствоведение. Тема – «Музыкальная культура США конца XVIII – первой половины XX века. Становление национальной идентичности». 504 с. Научные консультанты – М.А. Сапонов (МГК), Уайли Хичкок, Ричард Кроуфорд (США).
1994 – Московская государственная консерватория, кандидатская диссертация по специальности искусствоведение, Московская консерватория. Тема – «Музыкальная культура США периода “Великой депрессии”. К истории становления национального стиля». В 2-х томах. Том 1, 231 с., том 2, 117 с. (нотные примеры). Научный руководитель – доктор искусствоведения Израиль Нестьев.
1969 – Московская государственная консерватория, диплом по специальности теория музыки. Тема – «Народно-национальная тематика в музыке А. Копленда». 153 с. Научный руководитель – доктор искусствоведения И. Нестьев.
1965 – Московский государственный педагогический институт им. В.И. Ленина, математический факультет, диплом по специальности математика.
1964 – Музыкальное училище при Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского, диплом по специальности теория музыки.

Профессиональная деятельность

1998 – приглашенный профессор по истории и теории музыки, летний семестр – июнь, июль, август. Национальный университет г. Сан Хуан, Аргентина.
1998 (ноябрь) – организатор мастер-класса и концерта американского джазового трубача Уинтона Марсалиса в Московской консерватории.
1997 – организатор фестиваля американского джазового пианиста Дэйва Брубека в Московской консерватории.
1993, 1996, 1997, 2006, 2014, 2015 – организатор фестиваля музыки Американского композитора Джорджа Крама в Московской консерватории.
2003 – профессор кафедры истории зарубежной музыки Московской консерватории.
1995-2003 – доцент кафедры истории зарубежной музыки Московской консерватории.
1971-1995 – преподаватель кафедры истории зарубежной музыки.
1993 (июнь-август) – координатор и приглашенный профессор по истории русской культуры Канадского университета Гуэльф, летний семестр лекций и экскурсий в Московском университете.
1993 – директор музыкального фестиваля композиторов Филадельфии (Джордж Крам, Ричард Верник, Джэй Риз, Джеральд Левинсон и др.).
1991 (март-апрель-май) – организатор Русско-Американского музыкального фестиваля в Московской консерватории совместно с Бостонским университетом и Ново-английской консерваторией.
1985-2003 – начальник отдела международных связей Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского.
1980-1985 – заместитель директора по научной работе научной Музыкальной библиотеки Московской государственной консерватории.
1970-1980 – библиотекарь музыкальной библиотеки Московской государственной консерватории.

Специальные курсы и семинары

«Американская музыка XIX – XX веков» (с 1980 года).
«Современная музыка Великобритании» (с 1990 года).
«Музыкальная культура стран Латинской Америки» ( 1980-1995)

Членство

1995 – член Ассоциации Российских университетов по изучению США.
1985-88 – вице-президент Международной Ассоциации музыкальных библиотек (МАМБ).
1968-89 – член Международной Ассоциации музыкальных библиотек.

Награды

1989 – стипендия фонда Сороса (месяц пребывания в США).
1997 – медаль «В память 850-летия Москвы».
1999 – стипендия Дины Эпштейн (Ассоциация музыкальных библиотек).
1999-2000 – стипендия программы Фулбрайта (6 месяцев).
2002 – стипендия фонда Рокфеллера (Италия, Белладжо).

Зарубежные стажировки

1992, 1994, 1996, 1998, 2002, 2005, 2007, 2011, 2013, 2015, 2017 – краткие стажировки в библиотеке Конгресса, Нью-Йоркской Публичной библиотеке, библиотеках Университете штата Пенсильвании, Гарвардского университета, Университете штата Индианы, Юго-Западном Техасском университете, Университета Коннектикута.
1995, 1996, 2000, 2006, 2007 – Великобритания, Королевская Академия музыки, Тринити колледж, Гилдхолл школа музыки – двухнедельные стажировка по современной британской музыке при поддержке Британского Совета.
1993 – Франция, Парижская Национальная библиотека, Парижская консерватория – двухнедельная стажировка, работа с архивами Нади Буланже при поддержке Французского культурного центра в Москве.

Лекции, конференции

  • “Творческое содружество в жанре оперы композиторов-минималистов Ф. Гласса и Дж. Адамса и режиссеров США последней трети XX-начала XXI вв. Р. Вилсона и П. Селларса (на примере опер «Эйнштейн на пляже», «Никсон в Китае» и «Доктор Атомик»”. Доклад на XLIIМеждународной конференции Общества по изучению культуры США «Творческая коммуникация: американская культура как система коммуникации». Московский государственный университет. 7-10 декабря 2016.
  • «Джордж Крам и алхимия звука на примере сочинений последних двух десятилетий». Международная научно-практическая конференция «AD Memoriam: памяти профессора Московской консерватории Татьяны Наумовны Дубравской (5 лет со дня смерти)». Московская государственная консерватория. 9-11 ноября 2016.
  • Творческие контакты научно-музыкальной библиотеки им. С. И. Танеева (МГК) с информационными изданиями Международной Ассоциации музыкальных библиотек (на примере РИЛМа). Международная научная конференция «Московская консерватория в прошлом, настоящем и будущем» Москва, Московская консерватория, 20-24 сентября 2016.
  • «Документальное в сюжетах опер американского композитора Дж. Адамса. Конференция «Синтез документального и художественного в литературе и искусстве». Казань. Казанский государственный университет. 3-7 мая, 2016.
  • «Трактовка голоса в пьесе “Восемь песен безумного короля” британского композитора П. М. Дейвиса. Международная конференция «Голос и литературное воображение». Московский государственный университет / Московская государственная консерватория. Москва. 25-26 сентября 2015.
  • «Художественное претворение темы Гражданской войны в творчестве композиторов США ХХ века на примере сочинений А. Копленда и Р. Харриса». Международная конференция «Война в американской культуре: тексты и контексты». Московский государственный гуманитарный университет. 12-13 мая, 2015.
  • «Русские страницы в архиве Н. Л. Слонимского» в библиотеке Конгресса (США). XVI международная научная конференция «Русские архивы за рубежом» в библиотеке им. С. И. Танеева. Московская государственная консерватория. 25 марта 2015.
  • «Параллели и влияние фольклорных традиций Глинки на музыку американского композитора Л. М. Готчока». Международная конференция в Смоленске, посвященная 210-летию со дня рождения М. И. Глинки. Смоленск, 8-9 июня 1014.
  • «Минимализм в русской музык конца ХХ века». Лекция в университете штата Пенсильвания – Филадельфии. США. 29 января 2014.
  • «Музыкальная жизнь Чикаго». Конференция  «Музыка и Поэзия в большом городе: к 180-летию Чикаго». Организаторы – Московский государственный университет / Московская государственная консерватория. Москва, МГК, 30 ноября 2013.
  • «Вагнер и США». Конференция «Оперный театр: история и современность». Московская государственная консерватория. 19-21 апреля 2013.
  • «Дэн Рудьяр и его научные статьи об индийской музыке». Конференция «Музыка народов мира. Феномен звука в культурах мира». Московская государственная консерватория. 19-21 апреля 2013.
  • Доклад на английском языке «Филадельфия: своеобразие концепции музыкальной жизни и ее главных векторов от XIX к XXI веку». Конференция “Urban Dimension of American Civilization”. Московский государственный гуманитарный университет. Москва 14-15 мая 2013.
  • «Влияние американского опыта на мою педагогическую и общественную работу». Международная конференция – «40 лет программе Фулбрайта в России. Москва. 10-11 апреля, 2013.
  • Лекция на английском языке «Претворение техники американского минимализма в музыке русских композиторов». Университете штата Индиана в Блумингтоне (США), 4 сентября 2013.
  • «Мультимедийный театр в творчестве Х. Парча и М. Монк как синтез восточных и американских традиций». Международная конференция «Американские ценности: девальвация, переоценка, реконструкция». Московский государственный университет. 14-17 декабря 2012.
  • «Постмодернизм в американской музыке второй половины ХХ века». Конференция в Вологде на тему «Диалоги и встречи; постмодернизм в русской и американской культурах». Вологда, 19 ноября 2012.
  • Организация конференции и фестиваля американской музыки «Художественная культура США: страницы истории» (директор проекта). Московская государственная консерватория, Москва, 15-18 февраля 2012.
  • «Дэн Рудьяр и восточные культуры». Доклад на XL международной филологической конференции «Американистика. Литературные взаимовлияния. Междисциплинарные исследования. Санкт-Петербургский государственный университет, 14-19 марта 2011.
  • Энтони Хейнрих и Джордж Кэтлин (из истории американской музыкальной культуры). Доклад на XXXIX международной филологической конференции «Американистика. Литературные взаимовлияния. Междисциплинарные исследования. Санкт-Петербургский университет, 15-20 марта 2010.
  • «Памяти А. С. Козлова (1937-2010». «Влияние афроамериканской культуры на формирование профессиональной музыки США в ХХ веке на примере музыки С.  Джоплина и У. Гран Стилла». Два доклада на XIX международной научной конференции «Единство в многообразии: взаимовлияние прошлого и настоящего». Минск. Минский лингвистический университет, 13-15 мая 2010.
  • «Эдгар Варез и его концепция организованных звуков. Конференция в Московской государственной консерватории, 2009.
  • «Интеграция исторического документа в сочинениях американских композиторов ХХ века». Доклад на конференции «Синтез документального и художественного в литературе и искусстве». Казань. Казанский государственный университет. 3-8 мая 2008.
  • «Мультимедийный проект Харри Парча «Ослепленные яростью» в контексте трансэтничности». Доклад на Всероссийском научном симпозиуме «Музыка  в системе межкультурных коммуникаций на рубеже XX-XXI вв. Москва, Государственный музыкально-педагогический институт имени М.М. Ипполитова-Иванова, 16-17 октября 2008.
  • «Современная русская музыка – В. Мартынов, А. Вустин, А. Раскатов», Университет Монт-Клер, Нью Джерси, США. 29-31 января 2007.
  • «Сергей Иванович Танеев. Творчество», Университет штата Коннектикут, США, 6-10 февраля 2007.
  • Композиторы Второй Бостонской школы США (Дж. Пэйн, Дж. Чадвик, Х. Паркер). Конференция, посвященная 100-летию со дня рождения Т.Э. Цытович. Московская консерватория, март 2007.
  • Афро-американская тема в опере США. Скотт Джоплин «Тримониша». Доклад на конференции в Академии наук Санкт-Петербурга, сентябрь 2007.
  • Политические темы и сюжеты в американской музыке ХХ века. Доклад на конференции в Российской Академии наук в Москве «200-летие дипломатических отношений России и США. Ноябрь 2007.
  • «Американская музыка XIX века и творчество Э.Ф.Хейнриха», Конференция к 230-летию со дня основания США. Московская государственная консерватория. Май 2006.
  • Луи Моро Готчок и креольская культура». Конференция, посвященная 60-летию со дня рождения М.А.Сапонова, июнь 2006.
  • Русские страницы в архиве Х. Мольденхауэра (Библиотека Конгресса, США). Доклад на конференции Библиотеки Московской консерватории «Русские архивы за рубежом».  Март 2005.
  • «Фестивали современной музыки в России», США, Университет Пенсильвании, Филадельфия, 12 сентября 2005.
  • «Музыкальное образование в России», США, Лэнсинг, Университет штата Мичиган, сентябрь 2005.
  • Российско-американские культурные связи. Доклад на конференции «Русский архивы за рубежом», организованной библиотекой Московской консерватории. 23-24 Марта, 2004.
  • Афроамериканская тема в опере США ХХ века. Доклад на конференции в Севастопольском Политехническом университете. Украина, Севастополь, 17-23 сентября 2004.
  • «Стилистические модели и аллюзии в музыке Айвза». Доклад на конференции в Государственном институте искусствознания, 28 октября 2004.
  • Афроамериканские темы в музыке США ХХ века. Доклад на конференции В.Н. Юнусовой. Московская консерватория, 28 ноября 2004.
  • Проблема выбора темы в американской музыке ХХ века. Доклад на конференции Московского государственного университета. 17-19 декабря 2004.
  • «Музыкальная культура США» Лекция на филологическом факультете МГУ, 26 марта 2001.
  • «Музыкальная культура Великобритании. П. М. Дейвис». Лекция в Белорусской государственной консерватории. 20 апреля 2001.
  • “Mixed media” в музыке Гарри Парча. Доклад на международной конференции «Многоголосие американской культуры». Беларусь, Минск, Белорусская государственная консерватория. 17-19 апреля 2001.
  • «Лео Орнстайн – ультрамодернист американской музыки ХХ века». Доклад на международной конференции «Русские музыкальные архивы за рубежом», Москва, Московская государственная  консерватория, 2001, 11-12 апреля.
  • «Музыкальный театр Мередит Манк». Доклад на международной конференции «Мы – другие: в контексте культурного и исторического опыта США». Москва, Московский государственный университет, 2001, 5-6 февраля.
  • Выдающиеся русские пианисты – профессора Московской консерватории». Лекция  в  Школе музыки Университета штата Северной Каролины, Чэпел Хил, 2000, 9 октября.
  • Значение «Американской пятерки» в музыкальной культуре США». Доклад на международной конференции «Проблемы современного зарубежного искусствознания». Украина, Севастополь. 2000, 14-17 сентября.
  • Курс лекций (24) по истории русской музыки, Национальный университет г.Сан Хуан, Аргентина, июль-август, 1998.
  • «Музыкальная культура США периода «красных тридцатых» и становление национального стиля». Доклад на международной конференции «США: становление и развитие национальной традиции и национального характера». Москва, Московский государственный университет, 1999, 27-28 января.
  • «Сюжеты их русской литературы в  американской  опере». Доклад на конференции «Американская литература и Россия» Ассоциации по изучению культуры США при отделении литературы и языка РАН,  Москва, Московский государственный университет, 1995, 4-9 декабря.
  • «Музыкальный проект «Нового Курса» Рузвельта (WPA) и его значение для культуры США». Доклад на международном семинаре «Новый курс» Рузвельта: значение для США и России». Москва, Институт США и Канады, 1995, 31 октября – 1 ноября.
  • «Русская опера ХIХ века». Лекции, прочитанные в университетах Мичигана, Мериленда, Бостонской консерватории и  Юго-Западном Техасском университете. США, 1994, 1996.
  • История русской музыки ХVIII-ХХ вв. Курс лекций для студентов Канадского университета Quelph  в Москве, летний семестр (май-август) 1993.
  • Перспективы развития русской музыки 2-ой половины ХХ века. Университет Северной Каролины в Гринсборо, США, 1992.
  • Новая музыка и новая политика в России. Суортсмо Колледж, США, 1991.
  • Перспективы научных исследований американской музыки в СССР, Университет штата Индианы, 1989.
  • Музыкальное образование в СССР, Ратгерс университет, Нью-Джерси, США, 1989.
  • Музыкальные коллекции в Библиотеке Московской консерватории, Гарвардский университет, США, 1989.
  • Музыкальные коллекции в Библиотеке Московской консерватории, Берлин, ГДР, конференция Международной Ассоциации музыкальных библиотек, 1985.
  • «Проблемы периодизации в истории американской музыки». Лекция. Софийская консерватория, Болгария, 1986.
  • «Рукописные пометки в личной библиотеке Танеева». Доклад на юбилейной конференции, посвященной 125-летию Танеева, Московская консерватория, 1981.

Книги, учебники

  • «Музыкальная культура США XIX-первой половины XX века. Становление национальной идентичности». Очерки. Москва, издательство «Композитор», 2012. – 504 с.
  • История зарубежной музыки. ХХ век. Хрестоматия. Разделы по США и Великобритании. Москва, Научно-издательский центр «Московская консерватория». 2010.
  • Музыкальная культура США ХХ века. Учебное пособие. Ответственный редактор М. Переверзева. Москва, Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2007 (разделы в главах 1, 2, 3, 4, 6, 7, 8, 9).
  • История зарубежной музыки. ХХ век. Учебное пособие. Москва, Музыка, 2005. Главы по музыке США и Великобритании. С. 212-245, 433-515.
  • История США. В 4-х томах. Москва, Издательство «Наука». 1983-1987. Разделы Музыка – в 1-м томе с. 596-607; во 2-м томе с. 510-521; в 3-м томе с. 557-69.
Статьи
  • "Э. Сигмейстер: вне авангарда", перевод статьи в сборнике "Современное буржуазное искусство. Критика и размышления". Москва, 1975. С. 308-316.
  • О IV Международном симпозиуме представителей музыкальных библиотек и музыкально-документационных центров социалистических стран в Москве. «Советская музыка, 1986, №9.
  • 125 лет со дня рождения Эдварда Мак-Доуэлла (1860-1908). Ежегодник памятных музыкальных дат и событий. 1985. Москва 1984. С. 179-181.
  • Краткие сообщения. О журнале "Американская музыка". Советская музыка, № 2, 1984.
  • Говорят участники и гости II Международного музыкального фестиваля в СССР. Клер Полин (США). "Советская музыка", № 12, 1984.
  • Энтузиасты советской музыки. "Советская музыка", № 7, 1985.
  • Информация о ЕАК (Европейской Ассоциации консерваторий), "Советская музыка", № 9, 1986.
  • Диксиленд из штата Луизиана. "Советская музыка", № 2, 1986.
  • «О XV Конгрессе Европейской ассоциации консерваторий, музыкальных академий и высших школ». Совместно с Гуревич Е.Л. «Советская музыка». 1987. № 10.
  • «Переписка Нади Буланже с американскими композиторами в фондах Музыкального отдела Национальной библиотеки Франции». В сборнике «Русские музыкальные архивы за рубежом. Зарубежные музыкальные архивы в России». Сборник 31. Москва, 2000, с. 63-70.
  • «Лео Орнстайн – футурист американской музыки начала ХХ века (по материалам архивов США). В сборнике «Русские музыкальные архивы за рубежом. Зарубежные архивы в России». Сборник 40. Москва, 2002, с. 84- 96.
  • «Red, White and Blues». Российский музыкант, № 5 (1212) октябрь 2002, с. 3 Гастроли. (О концерте кабарэ-шоу из Бостона). «Музыкальное обозрение», 2002, № 8-9, с. 3.
  • «Американская пятерка». Из истории американской музыки. «Музыкальная академия», 2002, № 3, с. 197-209.
  • «Весь этот джаз». Российский музыкант, 2004, № 4, май, с. 4.
  • Америка глазами музыканта. Воспоминание о стажировке по Фулбрайту. В сборнике «Профессионалы за сотрудничество», Выпуск 6, 2004, с. 250-258.
  • Генри Кауэлл – учитель Джона Кейджа. Сборник Джон Кейдж. К 90-летию со дня рождения. М., 2004, с. 96-110.
  • Русско-американские культурные связи. Документы архивов и библиотек США. В сборнике «Русские музыкальные архивы за рубежом. Зарубежные музыкальные архивы в России. Выпуск 3. М., 2004. с. 10-21.
  • Фольклорный архив Сидни Робертсон Кауэлл (Библиотека Конгресса, Вашингтон, США). В сборнике «Русские музыкальные архивы за рубежом. Зарубежные музыкальные архивы в России». Выпуск 3. М., 2004, с. 29-38.
  • «Русские документы в архиве Ханса Мольденхауэра в Библиотеке Конгресса, США». Доклад на конференции «Русские музыкальные архивы за рубежом. Зарубежные музыкальные архивы в России». Выпуск 7. М. 2007.
  • К 230-летию независимости США, культурные контакты Московской консерватории с американскими музыкантами // Музыковедение. 2007. № 1. С. 66-68.
  • Памяти выдающегося американского музыковеда Уайли Хичкока. Музыковедение. 2008. № 6.
  • Мультимедийный проект Харри Парча «Ослепленные яростью» в контексте трансэтничности // Музыка в системе межкультурных коммуникаций на рубеже XX-XXI вв. Сборник научных трудов. Статьи. Доклады, Сообщения / Редактор-составитель Ромащук И. М., 2009, с. 70-77.
  • «Синтез документального и художественного в музыке США» // Синтез документального и художественного в литературе и искусстве. Казанский государственный университет. Казань, 2009. С. 253-261.
  • «Энтони Филип Хейнрих и композиторская практика США первой половины XIX века // Музыкальные пейзажи Америки / Музыка США: вопросы истории и теории. Выпуск 1 / Редактор-составитель М. Переверзева. 2009. С. 36-55.
  • «Энтони Хейнрих и Джордж Кэтлин (Из истории американской музыкальной культуры) // Американистика: литературные взаимовлияния; междисциплинарные исследования / отв. ред. Э. Ф. Осипова. Материалы XXXIX международной филологической конференции в Санкт-Петербургском университете. СПб., 2010. С. 34-38.
  • «Эдгар Варез и его концепция “организованных звуков”» / Памяти Романа Ильича Грубера. В мире истории музыки. Статьи. Исследования. Переписка. Выпуск 2. Редактор-составитель В. Юнусова. Москва. Научно-издательский центр «Московская консерватория». 2011. С. 135-172.
  • «Дэн Рудьяр и восточные культуры» // Американистика: литературные взаимовлияния; междисциплинарные исследования. Выпуск 2. Отв. редактор Э. Ф. Осипова. Санкт-Петербург, 2011. С. 59-64.
  • «Дэн Рудьяр и ультрамодернизм в США» // Музыка и время. 2011. № 4. С. 39-42.
  • Социально-политический музыкальный театр в контексте движения левых сил эпохи Великой Депрессии // США и Канада: экономика, политика, культура. 2012. № 6. С. 83-102.
  • «Памяти А. С. Козлова». «Влияние афроамериканской культуры на формирование профессиональной музыки США в ХХ веке (на примере творчества С. Джаплина и У. грант Стилла) / Американские и европейские исследования:2010-2011. Редктор Ю. Стулов. Минский государственный лингвистический университет. Минск. 2013. С. 4-6, 182-187.
  • «Филадельфия: национальная идентичность музыкальной жизни и ее главных векторов от XIX к XXI вв. Доклад и статья на английском языке. Совместный сборник Университета Центральной Флориды и Российского государственного гуманитарного университета. Urban Dimensions of American Civilization. Orlando / Moscow 2015. P.140-146.
Статьи в энциклопедиях и книгах
  • Дилиус. Музыкальная энциклопедия в 6-ти томах. Том 2. Москва.1974. С. 244-245.
  • Кауэлл, Ланг, Лефлер, Мак-Дауэлл, Менотти, Н. Набоков, Ньюмен, Нью-Йорк, Нордика. Музыкальная энциклопедия в 6-ти томах. Том 3. Москва, 1976.
  • Пистон, Понсель, Риггер, Ч.Сигер, Рис, Сешенс. Музыкальная энциклопедия в 6-ти томах, Том 4. Москва, 1978.
  • Фишер, Фосс, Хаук, Соннек, Грант Стилл, О.Томпсон, В. Томсон, Турель, Траубель, Уоррен. Музыкальная энциклопедия в 6-ти томах. Том 5. Москва, 1981.
  • Бамбри, Берберян, Брук, Чейс, Фаррар, Фарелл, Хэйс, Прайс. Музыкальная энциклопедия в 6-ти томах. Том 6. Москва, 1982.
  • Антейл, Армстронг, Альтшулер, Андерсон, Остин, Барбер, Бергсма, Березовский, Блицстайн, Ирл Браун, Биллингс, Чейс, Фиркушни, Гершвин, Губерман, Айвз, Левайн, Либерман, Меннин, Мойзес, Нордика, Новелло, Пэйн, Паркер, Пистон, Риггер, Роджерс, Рагглс, Рокберг, Сешенс, Сигмейстер, Ч. Сигер, П.Сигер, Соннек, Соуерби, Слонимский, Стайн, Тейер, Тох, Стейнберг, Хопкинсон, Уоринен. Однотомный энциклопедический словарь, Москва, 1991.
  • Музыка Северной Америки /США и Канада/. Энциклопедический словарь юного музыканта. Москва, 1985. С.262-5.

Подготовлены и сданы в издательство «Советская энциклопедия» 66 статей для словаря «Опера». Среди них:

  • Оперный театр США
  • Метрополитен-опера
  • Лирическая опера Чикаго
  • Оперный театр Сан-Франциско
  • Манхэттенская опера
    и другие
Брошюры
  • С Г. Колтыпиной и И. Медведевой. Информационная деятельность Международной Ассоциации музыкальных библиотек (МАМБ). Москва, Информцентр, 1979. Экспресс-музыка. Вып. 4. 15 с. 
  • Современная музыка США. Обзор, Информцентр, Москва, 1976, Серия 1, Вып. 8, ДОР, 20 с. 
Комментарии и аннотации
  • Аннотация к специальному выпуску пластинки – Открытие конгресса ЕАК. Москва, Мелодия, 1986. № 1025185005.
  • Барбер. Меннин. Уолтон. Текст для буклета Первого Международного фестиваля. Москва 1981.
  • История зарубежной музыки. Программа-конспект для музыкальных вузов. Москва, 1978 (Список рекомендательной литературы, список музыкальных произведений).
  • Фортунато Сантини. Собрание нотных рукописей. Аннотированный указатель, Фонд именных коллекций библиотеки консерватории. Из собрания русского дипломата А.Я. Скарятина. Московская консерватория, 1974.
  • Аннотированный указатель именной коллекции А.В.Панаевой-Карцевой в фондах Научной музыкальной библиотеки им. С.И. Танеева. Московская консерватория, 1982, 50 с.

Список дипломников и аспирантов:

  • Л. Ханина,
  • И. Тушинцева,
  • Е. Крайнова,
  • О. Белокопытова,
  • Е. Забродская,
  • К. Смесов,
  • Е. Хмелевская,
  • Д. Мусихин,
  • А. Житкова,
  • Д. Филиппенко,
  • Э. Ремизова.

Курс повышения квалификации с 1 сентября 2005 по 1 февраля 2006 прошла в США.