Седов
Павел Викторович

  • Кандидат искусствоведения
  • Доцент
Седов<br /> Павел Викторович

Призёр Международного конкурса имени И. Менухина (1991);
Лауреат Международной благотворительной программы «Новые имена» (1994);
Тема кандидатской диссертации: «Искусство Яши Хейфеца в контексте музыкально-исполнительской культуры ХХ века» (Московская консерватория, 2002)


Родился в городе Москве, в семье музыкантов. В возрасте 8 лет дебютировал как скрипач на сцене Малого зала Московской консерватории. Стал первым исполнителем в России партии дисканта в вокальном цикле Дж. Крамба «Вечные голоса детей» вместе с Ансамблем солистов Большого театра под управлением А. Лазарева (цикл записан на пластинку фирмой «Мелодия» в 1985).

С 9 лет гaстрoлировал зa рубeжoм: в Пoльшe, Бoлгaрии, Румынии, Итaлии, Фрaнции, Aнглии, Бeльгии, Турции, Кувейте, Израиле, Южной Корее, Индонезии. Ученик Н. К. Боярской (1982–1990 — Музыкальная школа, 1990–1993 — Академическое музыкальное училище при Московской консерватории) и Народного артиста СССР В. В. Третьякова (1993–1998 — Московская консерватория, 1998–2001 — аспирантура).

C отличием окончил Московскую консерваторию по классу народного артиста СССР Виктора Третьякова (красный диплом, именная стипендия мэра Москвы Ю. М. Лужкова). По личному приглашению И. Менухина пoсeтил eгo шкoлу в Лoндoнe, гдe стaжирoвaлся пoд рукoвoдствoм мaэстрo (1991–1993). Принимал участие в мастер-классах Д. Ситковецкого, Ф. Андриевского и Народного артиста России В. A. Пикaйзeнa.

С 1995 года имя П. Седова находится в Золотой книге ЮНЕСКО «Новые имена планеты: ХХ век — ХХI веку», открытой в Кремле Президентом России Б. Н. Ельциным. С 1999 года сотрудничает с Международным союзом музыкальных деятелей под руководством И. К. Архиповой, в 2002–2006 годах — ведущий специалист Союза. В 2002 году защитил в Московской консерватории диссертацию на тему: «Искусство Яши Хейфеца в контексте музыкально-исполнительской культуры ХХ века».

Педагогическая деятельность:

В 2003 году начал преподавать по контракту в Московской консерватории на кафедре истории и теории исполнительского искусства и в школе-десятилетке сектора педагогической практики кафедры. В 2006 году зачислен в штат.

С 2007 года — старший преподаватель Московской консерватории. С 2013 года — доцент кафедры Истории и теории исполнительского искусства. Принимает активное участие в научно-творческой работе кафедры: В 2005–2006 годах был в числе организаторов цикла «Исполнительские сессии», посвященного 140-летию Московской консерватории, а также являлся одним из редакторов-составителей кафедрального сборника «Деятельность профессоров Московской консерватории от истоков до наших дней», разрабатывал авторский курс истории скрипичного и альтового искусства ХХ века.

В 2007 году стал участником нового цикла «Мастера интерпретации», проведя лекцию о педагогической и ансамблевой деятельности Я. Хейфеца в рамках «Теоретических сессий» кафедры. Помимо основной гастрольно-концертной и преподавательской деятельности в Московской консерватории ведёт активную просветительскую и педагогическую работу в Москве, Московской области и различных городах России:

  • регулярно участвует в концертах Университета культуры Московской консерватории под руководством доктора искусствоведения, профессора Е. М. Царёвой;
  • постоянный участник «Григорьевских чтений» в Чеховском центре, посвященных памяти профессора Московской консерватории кафедры истории и теории исполнительского искусства В. Ю. Григорьева;
  • проводит концерты, лекции, мастер-классы и курсы повышения квалификации для педагогов в Научно-методическом центре Министерства культуры Московской области;
  • cотрудничает с Интеллект-центром им. В. Г. Короленко;
  • регулярно сотрудничает с Тамбовским колледжем искусств, проводя сольные концерты, лекции, мастер-классы и курсы повышения квалификации для педагогов.

C 2005 года — художественный руководитель Музыкальных ассамблей в музее-усадьбе С. В. Рахманинова «Ивановка». В 2006 года был в числе инициаторов и разработчиков региональной программы развития творческого воспитания молодёжи Тамбовской области, а также принял непосредственное участие в подготовке договора о сотрудничестве между Московской консерваторией, Тамбовским колледжем искусств и Музеем-усадьбой С. В. Рахманинова «Ивановка» при поддержке Управления культуры Тамбовской области.

В 2007 году П. Седов принял участие в уникальном цикле концертов инструментов Государственной коллекции РФ в Екатеринбурге, дав сольный концерт на скрипке Андреа Гварнери. В этом же году стал участником исторического фестиваля «Из России в Индонезию с любовью», прошедшего в Джакарте и приуроченного к Государственному визиту в Индонезию Президента РФ В. В. Путина.

В 2008–2009 годах в сотрудничестве с программой Правительства Москвы «Открытая сцена» стал организатором цикла концертов «Музыкальные диалоги: связь времен и поколений», с успехом прошедшего в  Рахманиновском зале Московской консерватории.

В 2009 году принял участие в открытии Консульства РФ на о. Бали (Индонезия).

В 2012 году осуществил первое исполнение Концерта № 2 М. Кастельнуово-Тедеско «Пророки» в Петербурге с оркестром под управлением Фабио Мастранжело в Концертном зале Мариинского театра в рамках Фестиваля итальянской музыки под патронатом В. А. Гергиева.

Концертная деятельность:

Один из первых стипендиатов и лауреатов международной благотворительной программы «Новые имена» со дня её основания. Принимал учaстие в прeзeнтaциях прoгрaммы «Нoвыe имeнa» в Штaб-квaртирe НAТO в Брюссeлe, в Cент-Джеймском дворце в Лондоне при участии Его Королевского Высочества принца Майкла Кентского, а также в Государственной думе, Гeнeрaльнoм штaбe и Министeрствe oбoрoны Рoссии. Имеет персональные благодарности от академика Д. С. Лихачева, Великой княгини Леониды Георгиевны, Министра культуры СССР Н. Н. Губенко за участие в «Чeрнoбыльском мaрaфoне» в Рoссии, нa Укрaинe и в Бeлoруссии в сoстaвe группы министрoв культуры, посвящённом пятилетию чернобыльской катастрофы.

Неоднократно принимал участие в правительственных концертах, в том числе к 45-летию Организации Объединенных Наций в Кремлевском Дворце Съездов. Имеет записи на радио, телевидении, пластинке и компакт-диске фирмы «Мелодия».

С 2000 года — постоянный участник ежегодного музыкального фестиваля «Шереметевские сезоны» на сцене театра Московского музея-усадьбы «Останкино», где выступает с эксклюзивными тематическими программами в жанре «инструментального театра».

В 2001 году стал инициатором и организатором международного фестиваля, посвящённого 100-летию со дня рождения Я. Хейфеца, в рамках которого впервые в России исполнил ряд произведений, написанных для Хейфеца, в том числе осуществил российскую премьеру посвященного Хейфецу Концерта № 2 для скрипки с оркестром «Пророки» М. Кастельнуово-Тедеско.

В 2002 году стал организатором цикла камерных концертов в Музее Ф. И. Шаляпина.

Основной репертуар:

Концерты для скрипки с оркестром Й. Брамса, М. Бруха, Г. Венявского, А. Вьетана, А. Глазунова, М. Кастельнуово-Тедеско, Г. Конюса, В. А. Моцарта, Я. Сибелиуса, П. И. Чайковского, Э. Шоссона.

Сонаты И. С. Баха, Л. ван Бетховена, Й. Брамса, Г. Ф. Генделя, Э. Грига, Э. Изаи, В. А. Моцарта, С. С. Прокофьева, К. Сен-Санса, С. Франка, Р. Штрауса.

Более 100 разнохарактерных пьес.

Научные труды. Издания. Публикации

  • Кандидатская диссертация на тему: «Искусство Яши Хейфеца в контексте музыкально-исполнительской культуры ХХ века» (2002);
  • Император скрипки // Российская музыкальная газета. 2001, № 3; Приложение: «Музейный листок». 2001, март, № 20. — С. 2;
  • К 100-летию со дня рождения Яши Хейфеца // Музыка и время, 2001, № 2. — С. 2–5;
  • Бах в исполнении Хейфеца // Музыка и время, 2002, № 1. — С. 45–47. 28.02.2002;
  • Заметки о Хейфеце-педагоге // Вопросы методики преподавания музыкально-исполнительских дисциплин: Межвузовский сбоник научных трудов. Вып. 4. — М., Московский педагогический государственный университет, 2002. — С. 117–121;
  • Яша Хейфец — Император скрипки // Галерка. 2002, № 1. — С. 42–44;
  • Рахманинов и скрипичное искусство // В сборнике «Сергей Рахманинов: история и современность». Издательство Ростовской государственной консерватории, 2005.

Публикации об этом педагоге:

  • Молодость Большого // Советская культура, 12 мая 1990, — С. 16;
  • Гастролёру — тринадцать лет // Вечерняя Казань, 7 февраля 1991, — С. 1; 
  • Анонс концерта // Вечерняя Казань, № 30, 13 февраля 1991, — С. 4; 
  • Радость безмерная // Большой театр, 24 мая 1991, — С. 3; 
  • И музыкой наполнились сердца // Большой театр, 10 января 1992, — С. 4; 
  • Бал в честь прав человека // Музыкальная жизнь, № 4, февраль 1992, — С. 10;
  • Третий концерт // Большой театр, 14 января 1993, — С. 2; 
  • Российские вундеркинды дали концерт в штаб-квартире НАТО // Известия, № 75 (23930), 22 апреля 1993, — С. 2; 
  • Журнал «Passport to the New World», апрель — май 1993, — С. 81;
  • Посол Чили мечтает о музыкальном клубе // Вечерняя Москва, май 1993;
  • Анонс телепередачи // Семь дней, 25 апреля — 1 мая 1994, — С. 3; 
  • Солисты в нежном возрасте // Российские вести, 15 июня 1994, № 108(532), — С. 6; 
  • Павел Седов // Музыкальная жизнь, № 6, июнь 1994,—  С. 13;
  • «Новые имена» прозвучат в Сент-Джеймском дворце // Вечерний клуб, № 56–57, 16 марта 1995;
  • Наследники // Аргументы и Факты — Москва, 1996, № 4, — С. 13;
  • Russian musicians perform for children // Arab Times, 1 декабря 1996;
  • Анонс концерта // Arab Times, 2 декабря 1996, — С. 16;
  • Kornienko, Fedorov and Sedov to perform at Radisson SAS // Kuwait Times, 2 декабря 1996;
  • Анонс концерта // Досуг в Москве, № 4 (678), 18 января 1997, — С. 3; 
  • Размышления о прекрасном // Жуковские вести, № 49 (314), 3 декабря 1997, — С. 9; 
  • Павел Седов — новое имя // Удмуртская правда, № 27 (22731), 23 февраля 1999, — С. 3; 
  • Новое имя планеты: Павел Седов // Известия Удмуртской республики, № 26 (1517), 23 февраля 1999, — С. 4; 
  • Анонс концерта // Филармония (газета Карельской государственной филармонии), № 3 (13), март 1999, — С. 1; 
  • Жизнь строится по законам искусства // Известия Удмуртской республики, № 38 (1529), 16 марта 1999, — С. 4; 
  • Музыкальные вечера на Селигере // Музыкальное обозрение, № 9 (189), сентябрь 1999;
  • В честь мастера // Трибуна молодого журналиста (приложение к газете «Российский музыкант»), № 3 (25), 2001
  • Музыкальные метаморфозы // Ваш досуг, № 28 (221), 16-22 июля 2001, — С. 22;
  • Мансуров просил публику не аплодировать и плакал… // Восточный экспресс, № 37 (044), 21–27 сентября 2001, — С. 9; 
  • Скрипач номер один // Новые известия, № 4, 12 января 2002, — С. 6; 
  • Актерские будни, актерские праздники // Независимая газета, 18 января 2002;
  • Останкинские превращения // Новые известия, № 131, 31 июля 2002, — С. 6; 
  • Творчество С. В. Рахманинова: исследования на рубеже веков // Уваровская жизнь, № 70 (9772), 10 июня 2003, — С. 1; 
  • Инструментальный театр в Останкине // Русский курьер, № 66, 11 августа 2003, — С. 8; 
  • Вы познакомитесь с замечательными музыкантами // Тамбовская жизнь,  55, 20 марта 2004, — С. 1, 4; 
  • Музыкальная Ивановка // Наедине, № 29 (501), 21–27 июля 2004, — С. 2; 
  • Мы имели возможность репетировать в любое время суток // Новости, № 35 (1949), 1 сентября 2004, — С. 3; 
  • Мастер-класс Павла Седова // Наедине, № 10 (534), 9–15 марта 2005, — С. 4; 
  • Мастер-класс Седова // Тамбовский курьер, № 12 (493), 21 марта 2005,— С. 30;
  • Слушать сердцем // Тамбовская жизнь, № 43–44, 28 февраля 2006, — С. 6; 
  • Музыкальные ассамблеи на Тамбовщине // Тамбовская жизнь, № 161, 7 июля 2006, — С. 6; 
  • Наследник пророков скрипки // Интернет-журнал «Музыка для всех» (www.musicforall), 13.08.2006;
  • Мастер-классы стали системой // Тамбовский курьер, № 6 (593), 5 февраля 2007, — С. 3; 
  • Поддержать молодые дарования // Тамбовский курьер, № 6 (593), 5 февраля 2007, — С. 15;
  • Мастер-классы для молодых дарований // Тамбовская жизнь, № 45–46, 14 февраля 2007, — С. 16;
  • Скрипка Гварнери // www.studio-41.com, 10.04.2007, — Екатеринбург;
  • Musisi Klassik Rusia Hadir di Indonesia // Republika, 21 августа 2007, — С. 17;
  • В Индонезии поют «Калинку» // Российская газета, № 201, 12 сентября 2007, — C. 13.

Контактный e-mail: pvssedov@rambler.ru