История и принципы композиторского образования в первых русских консерваториях


  • Автор: Бобылёв Л. Б.
  • Издательство: Московская консерватория, 1992
  • Тираж: 300 экз.
  • К-во страниц: 164

История и принципы композиторского образования в первых русских консерваториях (1862–1917)

В работе рассмотрена история становления композиторского образования в России со времени создания первых консерваторий в Санкт-Петербурге и Москве до 1917 года. Дан обзор научно-педагогической деятельности П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова, С. И. Танеева, других выдающихся русских композиторов, исследуются их музыкально-теоретические труды.

Введение. Проблемы и цель работы 1
Глава первая. На пути к открытию консерваторий 4
Глава вторая. Преподавание теории композиции в первое десятилетие Петербургской консерватории 12
Глава третья. Открытие Московской консерватории; педагогическая деятельность П. И. Чайковского. Другие преподаватели теории композиции начального периода 32
Глава четвертая. Первый этап педагогической деятельности Н. А. Римского-Корсакова; преподавание свободного сочинения и оркестровки; «Практический курс гармонии». Н. Ф. Соловьев. Развитие преподавания теории композиции в Петербурге 70-х – начала 80-х гг. 52
Глава пятая. Первый этап педагогической деятельности С. И. Танеева; преподавание гармонии, инструментовки, свободного сочинения, реформа курса музыкальных форм. Танеев и Римский-Корсаков – сходства и различия в педагогике. А. С. Аренский, композитор и педагог. Развитие преподавания теории композиции в Москве 1880-х – 1900-х гг. 69
Глава шестая. Педагогическая работа А. К. Лядова. Возвращение А. Г. Рубинштейна, второе директорство и окончательный уход из консерватории. Второй этап педагогической деятельности Римского-Корсакова: преподавание полифонии; преподавание гармонии: обучение музыкальным формам; создание учебника «Основы оркестровки» и преподавание инструментовки; работа над новой учебной программой для композиторов; 1905 год. А. К. Глазунов и Петербургская консерватория. Преподавательская работа И. И. Витоля, А. А. Петров и А. И. Пузыревский. Композитор и педагог Н. А. Соколов. 96
Глава седьмая. Второй этап педагогической деятельности С. И. Танеева: создание новой учебной программы по композиции; «Подвижной контрапункт строгого письма», «Учение о каноне»; практика преподавания полифонии; уход из консерватории, его причины и следствия. Педагогическая и административная работа М. М. Ипполитова-Иванова. Начало педагогической работы С. Н. Василенко. Профессор А. А. Ильинский. Преподаватели обязательной теории. 138
Заключение. Состояние композиторского образования в предреволюционные годы. Проекты реформ Р. М. Глиэра и Н. Д. Кашкина. Новые профессора специальной и обязательной теории в Петербурге и Москве 157

Автор(ы)


Леонид Бобылёв

Заслуженный деятель искусств РФ