Менестрели
  • Автор:Сапонов М. А.
  • Издательство: Издательский Дом «Классика-ХХI», 2004
  • Тираж: 1000 экз.
  • К-во страниц: 398
  • ISBN: 5-89817-101-0

Книга профессора Московской консерватории М. А. Сапонова – захватывающий экскурс в один из самых интересных периодов западноевропейской истории. В ней впервые рассказано о музыке Западного Средневековья в целом как о жонглерской культуре. Культура менестрелей – трубадуров, жонглеров, миннезингеров – предстает перед читателем на весьма колоритном фоне. Это замковые празднества и турниры, городские карнавалы и праздники дураков. Поэтика творчества, язык, жизнь, обычаи музыкантов того времени раскрыты в книге на подлинном историческом материале, с использованием старых текстов, образцов средневековой словесности и музыкальных памятников.


От автора 7
Введение. ЗАБЫТАЯ КУЛЬТУРА. 9

Музыкальная историография и народная культура. Устность и письменность. Навык и «вещь». К проблеме менестрельной культуры. Исторический расклад.

Глава первая. МУЗЫКАЛЬНЫЙ ПРОФЕССИОНАЛИЗМ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ: ПРИЗВАНИЯ И НАЗВАНИЯ. 31
Средневековые артисты и фольклор. Устный профессионализм в средние века. Артистические профессии Средневековья. Один артист — два прозвания: «жонглер» и «менестрель». Каста «трубадуров»: миф или реальность?

Глава вторая. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР МЕНЕСТРЕЛЯ. 63

Категории менестрельной культуры. Жонглерское разделение инструментария. Индивидуальность. Нонконформизм. Игра и игровая форма. Эпос и формульность. Мастерство. Жонглеры-«миксты», знаменитости.

Глава третья. ИГРЕЦ И ОБЩЕСТВО. 104
Менестрель, вечный изгой. Как игрецу втянуться в общество. Международные странники. Городские пифары. Придворные менестрели. Независимые жонглерские братства.

Глава четвертая. ТРАКТАТ О ЖОНГЛЕРСКИХ ЖАНРАХ. 137
Иоанн де Грокейо и его трактат «О музыке». Терминология Грокейо и менестрельная лексика. Жанровая классификация. Группа «кант». Группа «шансон». Неологизмы Грокейо. Грокейо об инструментальной музыке.

Глава пятая. ПРОСТРАНСТВО ИНСТРУМЕНТАЛЬНОГО МУЗИЦИРОВАНИЯ. 159

Классификация инструментов и медиевистика. Музыкальный инструмент в менестрельной поэтике: Арфа. Виела. Орган-портатив. Труба. Ударные инструменты. Флейта. Органистр. Волынка. Ансамбль менестрелей. Художественное пространство. Встречные консорты.

Глава шестая. CANTUS PUBLICUS. 196

Менестрель и нотопись. Музыка в искусстве эпоса. Жонглерский материал песенных памятников. «Коронованное» пение менестрелей. Варианты монодии. Инструментальное солирование. Жонглерское многоголосие.

Глава седьмая. CHANSON RUSTIQUE — МЕНЕСТРЕЛЬНАЯ ПЕСНЯ. 234
Что за пара: chanson musicale — chanson rustique? Сборники менестрельных песен. Песни рукописи Байе: фабульный и жанровый рельеф. Рефрены и ритурнели в жонглерском вкусе. Вокализы. Симптомы устности: вариантность, формульность напевов, мотивы-клише, ненормативность строфы. Группа песен «майстерзингерского» типа.

Заключение. РЕЛИКТЫ ЖОНГЛЕРСТВА. 261


ПРИМЕЧАНИЯ 270
ГЛОССАРИЙ 342
УКАЗАТЕЛЬ ЗАГОЛОВКОВ И ЗАЧИНОВ (ИНЦИПИТОВ) НА ЯЗЫКЕ ОРИГИНАЛА 345
Иконографическое приложение 354
Библиографическое приложение 368
Перечень иллюстраций с пояснениями 398
Об авторе 399