Эстетика снизу и эстетика сверху – квантитативные пути сближения


  • Автор: Рагс Ю. Н.
  • Издательство: «Научный мир», 1999
  • Тираж: 1000 экз.
  • К-во страниц: 248
  • ISBN: 5-89176-072-X

На основе анализа состояния исследований в сфере музыкального искусства и информационных систем раскрываются возможности достижения гармоничных отношений между точными знаниями о музыкальном искусстве и субъективным постижением его художественной ценности, высокой духовности. Книга может быть рекомендована широкому кругу интересующихся вопросами живой эстетики и специалистам в области музыкального исполнительского искусства. Автор книги — доктор искусствоведения, профессор кафедры теории музыки Московской государственной консерватории.

ПРЕДИСЛОВИЕ 3 ВВЕДЕНИЕ 5
Начало разделений 9
«Эстетика снизу» и «эстетика сверху» 9
Квантитативные пути сближения 21
О потребностях в измерениях 21
Задачи исследования 29

Часть первая. НА ПУТИ К ОБЪЕКТУ ПОЗНАНИЯ 30
Создание музыки: композитор, исполнитель, исследователь 30
Исполнительские оттенки 42
Понятие об исполнительских оттенках 42
О функциях исполнительских оттенков в создании художественной целостности 45
Исполнительские оттенки в системах неисполнительских и исполнительских искусств 52
Композиторские и исполнительские средства выразительности 55
Про анонимность систем исполнительских оттенков 55
Оттенки как материальное выражение идеи 56
Объекты познания в сфере музыки 58
Краткие выводы по первой части 68

Часть вторая. МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ 72
В поисках путей теоретического познания музыки 72
Уровни и содержание музыковедческих измерений 73
... в микромире музыки... 74
в мире музыкального произведения... 75
в макромире музыки 76
Уровни и способы точных измерений в музыке 79
Уровни измерений 81
Уровень художественной целостности 81
а) музыкально-художественный уровень 87
б) музыкально-психологический уровень 90
Уровень музыкальной речи 91
Уровень системы музыкального языка 94
Акустический уровень 95
Способы измерений 97
Проблема точности метода 97
Проблема линейки 98
К вопросу об «универсальной линейке» 104
Эксперт: художественное познание музыки 105
Эксперты в точных исследованиях: развитие метода 109
Г. Фехнер 109
Н. А. Гарбузов 111
О. М. Агарков 112
Эксперты в музыковедческих исследованиях 113
Б. В. Асафьев 114
Л. А. Мазель 118
В. Н. Холопова 121
Краткие выводы по 2-й части 126

Часть третья. ГАРМОНИЗАЦИЯ ПОДХОДОВ В ПОЗНАНИИ МУЗЫКИ 128
Математические пути: в поисках идеального строя 128
Поиски естественных оснований для строя 131
Идеи темперации – уход от естественных оснований строя 134
Равномерная 12-ступенная темперация как важный итог в развитии системы строя 137
К новым гармониям – расширение возможностей строя 139
Микроинтервалика – на пути к выразительной интонации 141
Краткие выводы 144
Лабораторно-экспериментальные поиски закономерностей чистой интонации 146
Музыкально-психологические поиски 147

Автор(ы)