Ссылки
Гармония. Практический курс. Часть 1
  • Автор:Холопов Ю. Н.
  • Издательство: Композитор, 2003
  • К-во страниц: 472
  • ISBN: 5-85285-619-3

Научная редакция и подготовка текста к печати В. С. Ценовой.


Учебник для специальных курсов консевраторий (музыковедческое и композиторское отделения). В 2-х частях. Часть 1. Гармония эпохи барокко. Гармония эпохи венских классиков. Гармония эпохи романтизма.

От редактора 3
Предисловие 7

1. Задача практической гармонии 7
2. Современные задачи 8
3. Метод практической гармонии 10
4. Структура книги 12

Семестр I.
Классическая тонально-функциональная система гармонии

Раздел I.
ГАРМОНИЯ ЭПОХИ БАРОККО

Эпоха И. С. Баха 15
Тональность и старые лады 16
Хроматизм 18
Трактовка диссонанса 19
Линеарность. Голосоведение 20
Гармония и композиция в целом. Принцип тонального круга 21
Гармония и формообразование. Хорал. Прелюдия 22
Метод анализа 26
Гармония диатонической секвенции 29
Дополнительная литература 32
Условные обозначения 33

Практические работы. Задания 1–5

Задание 1 34
Задание 2 38
Задание 3 46
Задание 4-А 55
Задание 4-Б 61
Задание 5-А 71
Задание 5-Б 83

Раздел II.
ГАРМОНИЯ ЭПОХИ ВЕНСКИХ КЛАССИКОВ

Лад тонального типа 97
Классическая аккордика 98
Функциональная система гармонии 100
Консонанс и диссонанс. «Характеристические диссонансы» 100
Эстетические пропорции как основания функциональной гармонии102
Функциональные группы. Вводные септаккорды. «Скрытые диссонансы»104
Альтерация110
Двойная доминанта. Неаполитанская субдоминанта 112
Субсистемы. Побочные доминанты и субдоминанты. Смешение ладов. Расширение тональности 113
Модуляция. Гармония и формообразование 119
Структурные уровни гармонии 121,/br> Дополнительная литература 125

Практические работы. Задания 6-17

Задание 6 126
Задание 7 137
Задание 8 143
Задание 9 151
Какие середины мы знаем 157
Знаки функциональной гармонии 158
Задание 10 161
Задание 11 183
Задание 12 187
Задание 13 198
Задание 14 209
Задание 15 217
Задание 16 221
Задание 17 221

Семестр II

Раздел III.
ГАРМОНИЯ ЭПОХИ РОМАНТИЗМА 222

1. Эпоха раннего романтизма (середина XIX века) 223

Ощущение аккорда, составляющих его тонов 224
Фигурация аккорда. Колористика 225
Расширение тональности 228

  • а) Хроматические субсистемы (отклонения) и побочные функции 228
  • б) Мажоро-минорные (одноимённые и параллельные) смешения; фригийские смешения 229
  • в) Альтерация 233

Сцепление параллелей. Однотерцовые связи 235
Аккордовые перестановки 237
Связь гармоний через общий звук. Перекраска 239
Линеарные функции. Вводнотоновость 240
Опора на неустой. Функциональная инверсия 243
Диссонантные ряды 246
Новые лады 249
Индивидуализация гармонии 252
Дополнительная литература 255

 

Практические работы. Задания 18-22

Задание 18 256
Задание 19 261
Задание 20 268
Задание 21 281
Задание 22 298

2. Позднеромантическая гармония (конец XIX – начало ХХ века)

Новое ощущение гармонии. Тенденция децентрализации лада 307
Структура аккордовой вертикали. Вторичные аккорды. Разработка аккорда 309
Модальная гармония 1. Натуральные лады 323
Практические указания:

  1. Эскизы на натурально-ладовую гармонию 327
  2. Обработка народной мелодии 327

Модальная гармония 2. Симметричные лады 329
Практические указания:

  1. Эскизы 333
  2. Образец прелюдии в технике симметричных ладов Римского-Корсакова 339

Голосоведение и эволюция гармонии 341
Эволюция тональности. Сложение хроматической ладовой системы. Постальтерация 348
Техника поздней альтерации 352
Эскиз на позднеальтерационную технику 354
Тональное сжатие. Энгармонизм. Пантональность 256
Состояния тональности. Тональные индексы 363
Дополнительная литература 366

 

Практические работы. Задания 23–31

Задание 23 367
Задание 24 380
Задание 25 392
Задание 26 402
Задание 27 412
Задание 28 423
Задание 29 429
Задание 30 448
Задание 31 456

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Образец модуляционной прелюдии 458
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Как играть на фортепиано прелюдию в песенной форме 462

  1. Построение 462
  2. Пример инструктивный 463
  3. Пример художественный 464

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Образцы зачетных задач за II семестр (стиль Скрябина) 466