Романтический программный симфонизм. Проблемы. Художественные достижения


  • Автор: Крауклис Г. В.
  • Издательство: Московская консерватория Редакционно-издательский отдел, 1999
  • К-во страниц: 316
  • ISBN: 5-89598-58-9

Романтический программный симфонизм. Проблемы. Художественные достижения. Влияния на музыку XX века

Исследование «Романтический программный симфонизм» посвящено проблемам и художественным достижениям программной музыки эпохи романтизма. Сравнительно-исторический анализ показывает, что именно эта эпоха способствовала наиболее яркому проявлению принципа программности в музыке, а произведения для оркестра отразили его с наибольшей полнотой. Это позволяет, в свою очередь, поставить и попытаться разрешить на данном музыкальном материале ряд теоретических проблем программной музыки. Автор выдвигает положение о триединстве программного замысла, декларированной композитором программы и специфических средств музыкального воплощения в произведениях, программных в полном смысле слова. Исторический аспект исследования выявляет роль и место романтического программного симфонизма в истории программной музыки. Книга предназначена музыковедам, исполнителям, может быть использована в учебном процессе вузов и училищ, а также будет интересна любителям музыки.

От автора 3
Введение 7 1. Что такое программная музыка? Ее различные определения 8 2. Типически выраженный программный инструментализм в системе инструментальной музыки 16 3. Программный замысел и его типические особенности 18 4. Тема, идея, сюжет, программная концепция 24 5. Программный замысел и объявленная программа. Основные виды программных пояснений 26 6. Музыкально-образное воплощение программного содержания 29 7. Воплощение программного содержания в масштабах целого произведения 41

Глава первая. О некоторых исторических предпосылках романтической программности 47 1. Программные тенденции в народной и профессиональной музыке далеких эпох 47 2. От позднего средневековья к XIX веку 48 3. В преддверии романтического программного симфонизма. Французская революция и творчество Бетховена. Значение бетховенского симфонизма для развития программного симфонизма романтиков 58

Глава вторая. Романтический программный симфонизм и начальные этапы его развития 73 1. Расцвет музыкальной программности как объективная закономерность музыкально-исторического развития в XIX веке 73 2. Ранние романтики. Первые шаги романтического программного симфонизма 78 3. Период утверждения и интенсивного развития романтического программного симфонизма (30 – 40-е годы). Немецкая и французская школы 89

Глава третья. 50-е – 60-е годы. Роль Листа и Вагнера в дальнейшем обогащении программно-симфонической музыки 140 1. Программный симфонизм Листа 141 2. Роль оперного симфонизма Вагнера 166

Глава четвертая. Три последние десятилетия XIX и начало XX века 175 1. Французская школа 176 2. Немецкая и Австрийская музыка. Рихард Штраус 187 3. Русская школа 200 4. Чешская школа 204 5. Венгрия, Норвегия, Финляндия 214

Глава пятая. Романтический программный симфонизм как целое – в его типических проявлениях 217 1. Определяющие моменты содержания. Темы, идеи, сюжеты, отражение в них романтических устремлений 217 2. Различные виды объявленной программы, разветвленная система авторских пояснений 226 3. Образное воплощение программного содержания 229 4. Воплощение программного замысла в масштабах целого произведения 236

Глава шестая. Романтический программный симфонизм и развитие программно-инструментальной музыки XX столетия 240 1. Судьба романтического программного симфонизма на рубеже столетий. Антиромантические и антипрограммные устремления композиторов новых поколений 240 2. О некоторых характерных проявлениях программного принципа в музыке XX века 245 3. О некоторых чертах тематики и методов музыкального воплощения в программном симфонизме XX века 253
Вместо заключения 264 Примечания 265 Список литературы 277 Нотное приложение 284

Автор(ы)


Георгий Крауклис

Заслуженный деятель искусств России