М. И. Глинка. К 200-летию со дня рождения. Том 2


  • Издательство: Московская консерватория, Санкт-Петербургская консерватория Редакционно-издательский отдел, 2006
  • Тираж: 550 экз.
  • К-во страниц: 436
  • ISBN: 5-89598-163-1

Ответственные редакторы – Н. И. Дегтярева, Е. Г. Сорокина. Редакционная коллегия: Н. И. Дегтярева, Е. Г. Сорокина, Н. Ю. Катонова, М. П. Мищенко, Д. Р. Петров.


Сборник содержит материалы международных научных конференций, состоявшихся в 2004 году в Московской и Санкт-Петербургской консерваториях. Публикуемые статьи, в основу которых положены прочитанные на конференциях доклады, освещают различные проблемы творческой биографии Глинки, основные жанры его наследия, связи его музыки с искусством современников, историю восприятия и изучения его творчества. Издание адресовано музыкантам, ученым и всем интересующимся историей русской музыки.

Творчество М. И. Глинки в истории эстетических идей
О. Б. Хвоина Народ – народное – народность. Из истории одной эстетической идеи 6
В. Б. Валькова
«Солнце русской музыки». Глинка как миф национальной культуры 17
В. Р. Дулат-Алеев
Глинка, Серов и русская опера как символы национального искусства 25
Музыкальный театр М. И. Глинки
C. В. Фролов Культурные мифологемы оперы Глинки «Жизнь за царя» 42
Л. В. Кириллина
Глинка и Бетховен 53
Г. А. Савоскина Симфоническая система как основа музыкальной драматургии оперы Глинки «Иван Сусанин» 69
Е. Э. Лобзакова
Преломление традиций церковного певческого искусства в опере «Жизнь за царя» 78
И. Б. Теплова
«Славься» Глинки. Жанровые истоки 85
Е. В. Смагина
О художественной концепции опер Глинки в контексте идей русского духовного сознания 94
Г. В. Петрова Автограф увертюры оперы Глинки «Жизнь за царя». Современные аспекты изучения 103
М. Г. Арановский
Петербургские рукописи «Руслана» 114
И. И. Силантьева
Архетипические образы в поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» 121
Ю. В. Васильев (Москва)
«Руслан и Людмила» Глинки. Еще раз о культурно-историческом контексте 137
К. В. Зенкин
«Руслан и Людмила» Глинки и волшебная опера Запада (истоки и параллели) 156
М. А. Егорова
Глинка и Вагнер 163
М. А. Лобанов
«Руслан» и «Парсифаль» 169
И. М. Вызго-Иванова Фольклор в опере М. И. Глинки «Руслан и Людмила» 179
Е. А. Морева
«Руслан и Людмила» – эпос, сказка или комедия? 188
М. Р. Черкашина-Губаренко
«Руслан и Людмила» в эстетике современного оперного театра 196
А. П. Груцынова
Балет – Глинка – Балет. Взаимные влияния 205
Е. Н. Дулова Музыкальный театр Глинки и Чайковского как интеллектуальное пространство (о принципах анализа оперы) 216
Е. Л. Волховская, З. Р. Гафурова
Предметный мир музыкального театра эпохи М. И. Глинки (на примере экспонатов Государственной коллекции уникальных музыкальных инструментов) 226
Вокальная и камерно-инструментальная музыка Глинки
Р. К. Ширинян О романсах Глинки (к вопросу о соотнесении слова и музыки) 233
Л. Л. Гервер Жизнь, смерть, слезы и любовь – о поэзии романсов Глинки 243
М. А. Киракосова
О принципах выбора поэтического текста в вокальной музыке и претворении их в романсах Глинки 252
Е. М. Шабшаевич
Концертные пьесы для фортепиано глинкинской эпохи 261
Н. С. Бажанов
М. И. Глинка и традиции домашнего музицирования 274
И. И. Польская
М. И. Глинка и ансамблевая культура России первой половины XIX века 283
Л. А. Скафтымова
Соната для альта с фортепиано М. И. Глинки. Заметки о творческом процессе 293
О. А. Скорбященская
«Как два кавалера за одной дамой…». Диалог Глинки и Вебера за роялем 297
К. В. Зенкин
Фортепиано в мире Глинки 301
Фольклорные традиции родины Глинки
Л. Н. Шамова, Д. А. Лескай-Меренсио, И. В. Суханова, К. В. Сысоева Михаил Иванович Глинка и русская народная песня 311
И. С. Попова
«Камаринская» у Глинки. Прототип и художественный образ 324
Г. В. Лобкова
Типологическая характеристика свадебной обрядовой песни «Из-за лесу, лесу темного». К вопросу об истоках одной из музыкальных тем «Камаринской» Глинки 332
И. В. Королькова Подблюдные песни в смоленских традициях 341
А. М. Мехнецов, Е. А. Валевская
Результаты экспедиционной деятельности Санкт-Петербургской консерватории и Фольклорно-этнографического центра на территории Смоленской земли (1964–2004) 345
Е. Н. Разумовская
Новое прочтение «Записок» и писем Глинки глазами собирателя фольклора 356
Сообщения. Публикации. Обзоры
Г. И. Сальников Новоспасское, ставшее музеем Глинки 365
Н. В. Деверилина
Род Глинок. 350 лет служения России. Новые документы 372
М. Г. Долгушина
М. И. Глинка и И. В. Романус. К проблеме личных и творческих контактов 378
Е. В. Фролова-Грумад Два неопубликованных автографа М. И. Глинки. Письмо к Э. Бранка и дарственная надпись Д. М. Леоновой 387
Н. А. Рыжкова
История издания сочинений М. И. Глинки 396
Т. З. Сквирская
М. И. Глинка в документах Отдела рукописей Библиотеки Петербургской консерватории 404
Г. В. Копытова Личный архивный фонд М. И. Глинки в Кабинете рукописей РИИИ 408
Е. Л. Гуревич
Михаил Иванович Глинка в иконографии Большого зала Московской консерватории и Музея имени Н. Г. Рубинштейна 420
Указатель имен 431