Звучащая жизнь музыкальной классики XX века


  • Рецензент: Е. Г. Сорокина
  • Издательство: Московская консерватория Редакционно-издательский отдел, 2006
  • Тираж: 300 экз.
  • К-во страниц: 356
  • ISBN: 5-89598-172-0

Редактор-составитель А. М. Меркулов. Редактор М. В. Щеславская. Общее руководство Т. А. Гайдамович.


Основу сборника составляют материалы научно-практической конференции «Звучащая жизнь музыкальной классики XX века», которая состоялась в Московской консерватории 21-22 марта 2003 года. Тематика статей обусловлена прежде всего задачей помочь исполнителям и педагогам в углубленном усвоении явлений классического музыкального наследия «века минувшего». Рассмотрение музыки выдающихся композиторов XX столетия и их последователей в единстве с осмыслением насущных проблем интерпретации обращено к широкому кругу профессионально заинтересованных читателей – пианистам, скрипачам, виолончелистам, вокалистам, дирижерам, музыковедам.


Серия: Научные труды Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского.
Номер сборника: 58

От редактора-составителя 5
Выступления на открытии конференции 7
Обзор докладов и выступлений 11
Булатова А. Л. Русский скрипичный концерт: из XIX в XX век 14
Сенков С. Е.
Рахманинов – художник своего времени 21
Цветкова Е. О.
Рахманинов и балетный театр (к проблеме пластической интерпретации инструментальных сочинений) 32
Кокорева Л. М. Загадка прелюдии Дебюсси «Чередующиеся терции» 48
Штегман И. П.
Вторая сюита М. Равеля «Дафнис и Хлоя» в интерпретации В. Фуртвенглера и А. Превина (заметки дирижера и педагога) 57 Юхимчук Н. В. Скрипичный концерт Альбана Берга (вопросы стиля и интерпретации) 65
Собакина О. А.
Фортепианные поэмы Кароля Шимановского 76
Кулова Е. К. Стиль фортепианных сочинений С. Барбера (на материале сонаты и ее трактовок В. Горовицем и В. Клайберном) 95
Туркина Ю. А.
Соната для двух фортепиано Ф. Пуленка (из наблюдений исполнителя) 114
Зенкин К. В.
М. В. Юдина и музыка XX века 124
Чинаев В. П.
От футуризма к «новой простоте». Исполнительское искусство С. С. Прокофьева в свете художественных тенденций времени 132 Долинская Е. Б. Фортепианные концерты Прокофьева (лаборатория жанра по его Дневникам) 146
Григорян Л. А.
Фортепианные сонаты Прокофьева: интерпретация стиля и стиль интерпретации 160
Рабей В. О.
«Пять мелодий» для скрипки и фортепиано» Прокофьева (история создания и особенности интерпретации) 189
Ширинский А. А.
Проблемы интерпретации скрипичных концертов Прокофьева, Мясковского, Хачатуряна 203
Ярешко М. И.
Камерно-вокальное творчество Д. Шостаковича и вопросы драматургии 222
Лобанова О. Ю.
Интонационно-смысловое единство музыки и стиха в вокальных циклах Д. Шостаковича, Б. Чайковского, Э. Денисова как проблема интерпретации 237
Красногорова О. А. Традиции музыкальной классики XX века в фортепианных произведениях нижегородских композиторов 258
Бондурянский А. 3.
Фортепианное трио Г. Свиридова (размышления, воспоминания, советы исполнителям) 267
Чачава В. Н.
Пять романсов Свиридова в работе пианиста-концертмейстера 284
Алюшина О. C.
«Знаки, игры и послания»: о поэтике творчества Д. Куртага 313
Капилов В. Н.
Скрипка и джаз 329
Шаховская Н. Н.
Музыка для виолончели XX века 343
Яковлева А. С.
Современная вокальная музыка и проблемы исполнительского мастерства 348