Западная нотация XI – XIV веков. Основные реформы (на материале трактатов)


  • Автор: Поспелова Р. Л.
  • Рецензент: И. А. Барсова, И. К. Кузнецов
  • Издательство: Композитор, 2003
  • Тираж: 500 экз.
  • К-во страниц: 416
  • ISBN: 5-85285-735-1

Редактор Э. Плотица.


Книга посвящена малоисследованным в отечественной науке проблемам истории западной нотации на материале латиноязычных музыкально-теоретических трактатов. К книге прилагаются полные русские переводы важнейших источников, репрезентирующих крупнейшие нотационные реформы, – «Пролога к Антифонарию» Гвидо Аретинского, «Ars nova» Филиппа де Витри, а также уникального исторического документа XIV в. Буллы папы Иоанна XXII (Docta sanctorum partum), в которой запечатлена реакция церкви на нотационные новшества.

В книге также рассматривается интереснейший период в музыкальной истории России – переход от крюков к западной нотолинейной системе в XVI – XVII вв. в контексте захватывающих исторических событий того времени. Автор выходит на проблему Россия – Запад в аспектах развития нотации. Книга предназначена широкому кругу специалистов-гуманитариев (музыковедам, искусствоведам, философам, историкам, филологам, культурологам и т. д.), а также всем читателям, интересующимся историей музыкальной культуры и музыкальной письменности.

Введение 5
Обзор литературы и предпосылки исследования 5
Материал и структура исследования 15
О методологии исследования 23

Пролог. Эзотеризм как тенденция в древних нотационных практиках: грани и модусы 31
1. Путь нотации: от эзотеризма к экзотеризации 31
2. Внешний и внутренний эзотеризм древних культовых нотаций: тайность знака и тайность смысла 36
3. Эзотеризм древних нотаций и природа древней сакральной музыки: теомузософия 40
4. Гармония духовного и профессионального эзотеризма при обучении музыке 45

Глава 1. Нотная реформа Гвидо Аретинского 50
1. Гвидо Аретинский. Краткие биографические данные 50
2. Музыкально-теоретические сочинения Гвидо 57
2.1. «Aliae regulae de ignoto cantu» 58
2.2. «Regulae rhythmicae in antiphonarii prologum prolatae» 61
2.3. «Micrologus de disciplina artis musicae» 62
2.4. «Epistola Guidonis Michaeli monacho de ignoto cantu directa» 62
3. Одо и Гвидо Аретинские 64
4. Предпосылки нотной реформы Гвидо 65
4.1. Развитие буквенной нотации от Боэция до Гвидо 67
4.2. Развитие линейной нотации от Хукбальда до Гвидо 71
5. Синтетический характер нотной реформы Гвидо 76
6. Гвидонов метод сольмизации как род модальной устной слоговой нотации 80
7. Гвидо как реформатор системы музыкального образования 86

Глава 2. Реформа нотации Франко Кельнского в его трактате «Ars cantus mensurabilis» 90
1. Биографические данные и наследие 90
2. Проблема датирования трактата 92
3. Рецепция трактата Франко 94
4. Условия появления трактата: социальный заказ. (Реформа нотации и мотетная практика) 96
5. Учение о простых фигурах 98
6. Лигатурное учение Франко 104
6.1. Определение лигатуры. Проприация и перфекция в лигатуре 105
6.2. Классификация лигатур 106
6.3. Первая нота лигатуры 108
6.4. Последняя нота лигатуры 110
6.5. Средние ноты в лигатурах 111
7. Франко и традиция musica mensurabilis 114

Глава 3. Ars nova во Франции. Проблемы изучения текстов витрийской традиции 125
1. Термин и понятие ars nova: «тогда» и «сейчас» 125
2. О жизни и деятельности Филиппа Витрийского – поэта и композитора. «Новая музыка» 130
3. «Новая музыка» и церковь. Булла папы Иоанна XXII 141
4. Отзвуки полемики: «Зеркало музыки» Якоба Льежского 146
5. Теоретическое наследие Филиппа де Витри: атрибуции 150
6. Дата возникновения «Ars nova» 152
7. «Ars nova»: аутентичная и неаутентичная части трактата 153
8. «Ars nova»: источники. Мираж Критического издания и проблема протографа 155
9. «Пифагор» XIV в. «Автор» и «авторы» 161
10. Ars vetus и ars nova в составе трактата 165
11. Проблема репрезентации мензурального учения Витри (ars nova) 167
12. Раннее ars nova. Новации Филиппа де Витри: композитора или теоретика? 171
12.1. Установление новой мензуры – пронации 172
12.2. Имперфектная мензурация 174
12.3. Введение мензуральных знаков 177
12.4. Красная нотация (колорация) 181
12.5. Введение минимы и семиминимы 182

Глава 4. Мензуральное учение Иоанна де Муриса. От «Познания» к «Книжице» 188
1. Значение Иоанна де Муриса как музыкального теоретика и его биография 188
2. Трактаты о музыке Иоанна де Муриса 196
3. «Познание искусства музыки» 200
3.1. Обзор содержания первой книги («Musica theorica») 201
3.2. Структура второй книги «Познания» («Musica practica»). «Заключения» как трактат в трактате 203
3.3. Намерение Муриса к прояснению системы мензуральной музыки 205
3.4. Математическая модель метрических уровней (система четырех ступеней перфекции) 206
3.5. Геометризм как свойство мензуральной теории Муриса 212
3.6. «Заключения» («Conclusioes») как область дальнейших новаций ars nova 215
4. «Компендий практической музыки» как «дайджест» 2-й книги «Познания» 216
4.1. Учение о паузах 218
4.2. Учение о модусах как рудимент модальной теории 222
5. «Книжица о размеренном пении» как новая ступень в мензуральной теории ars nova 226
5.1. Значение, проблематика трактата 226
5.2. Имперфеция к частям 230
5.3. Имперфеция при альтерации 232
5.4. Три функции точки как знака нотации 234
5.5. Синкопа 236
5.6. Диминуция 238
5.7. Колор и талья 241
6. Иоанн де Мурис и Филипп де Витри 244

Глава 5. Реформа нотации на Руси (переход к киевскому знамени) 248
1. К постановке проблемы. Феномен киевской нотации в отечественной и зарубежной литературе 248
2. Киевское знамя и партесное пение 256
3. Восприятие киевской нотации и партесного пения на Руси 263
4. Палеографическая типология киевской нотации и проблемы ее дальнейшего изучения 268
5. Участие российской церкви и государства в принятии нотолинейной системы 272
6. Роль юго-западных православных братств. Киевская нотация как юго-западная нотация 274
7. Католический Львов и распространение западной нотации на Руси 281
8. Участие юго-западной Православной церкви и ее иерархов в принятии западной нотации. Петр Могила. Политический фон событий 284
9. Изучение латыни на юго-западе Руси как фактор усвоения латинской музыкальной теории и линейной нотации 292

Эпилог. Разные пути развития нотации на Западе и в России 295

Приложения:
1. Гвидо Аретинский. Пролог к Антифонарию 309
2. Филипп де Витри. Ars nova 316
3. Папа Иоанн XXII. Булла Docta sanctorum patrum 328
4. Нотные примеры, схемы и иллюстрации 331

Список источников и литературы 390