Музыка как вид искусства


  • Автор: Холопова В. Н.
  • Издательство: Московская консерватория Лань, 2000
  • Тираж: 3000 экз.
  • К-во страниц: 320
  • ISBN: 5-8114-0334-8

Главный редактор Ю. А. Сандулов.


Учебное пособие «Музыка как вид искусства» для музыкальных вузов и вузов искусств, музыкальных училищ и колледжей искусств В. Н. Холоповой, профессора Московской консерватории им. Чайковского, представляет собой в настоящее время единственное пособие по новому циклу предметов, посвященных музыкальному содержанию, рекомендованных в 1999 г. Министерством культуры Российской Федерации для преподавания на всех ступенях музыкального образования России – в музыкальных школах, училищах, вузах, включая аспирантуру. Книга состоит из двух частей: 1 ч. – Музыкальное произведение как феномен, 2 ч. – Содержание музыкального произведения. Работа предназначается педагогам и студентам музыкальных учебных заведений, а также специалистам по смежным гуманитарным наукам.


Серия:  Мир культуры, истории и философии

От автора 3
Часть первая. Музыкальное произведение как феномен
I. О сущности музыки как вида искусства 5
1. Музыка и человек 5
2. Функции музыки 7
3. Музыка как мировоззрение 23
4. Музыка «гармонизует» 25
5. Взаимопроникновение этики и эстетики: снова о прекрасном 29
6. Две глобальные концепции музыки: мелодическая и ритмическая 34
7. Региональные особенности музыки 44
8. Национальные черты музыки 48
II. Интонационная природа музыки 57
1. Понятие интонации в музыке 57
2. Интонация и семантика в музыке 63
3. «Лексемы» и контекст в музыке 73
III. Канон и эвристика в музыке 78
1. Специфика канона и эвристики в музыке 78
2. Канон и канонические модели 80
3. Эвристика 96
4. Историческое взаимодействие канона и эвристики в музыке 99
IV. Музыкальные эмоции 112
1. Эмоции жизненные и музыкальные в их сравнении 112
2. Типология и анализ эмоций в музыке 124
V. Зрительный ряд и «опространствование» времени в музыке 146
1. Зрительная образность в музыке 146
2. Семиотический механизм зрительного ряда в музыке 155
3. Психологический механизм зрительного ряда в музыке 157
4. Пространственный параметр в музыке. «Опространствование» (спатиализация) времени 159
Часть вторая. Содержание музыкального произведения
VI. Строение содержания музыкального произведения 175
1. Прощальный взгляд на дихотомию «форма-содержание» в искусстве 175
2. Музыкальное содержание как иерархия 181
3. Содержание музыки в целом 183
4. Содержание идей исторической эпохи 198
5. Содержание идей национальной художественной школы 203
VII. Жанровое и стилевое содержание музыкального произведения 211
1. Жанровое содержание музыкального произведения 211
2. Стилевое содержание музыкального произведения 222
VIII. Содержание музыкальной формы 236
1. Содержание музыкальной формы как феномена 237
2. Содержание музыкальной формы как исторически типизированной композиции 243
3. Содержание музыкальной формы как индивидуальной композиции произведения 250
4. Содержание «драматургической музыкальной формы» 253
IX. Индивидуальный замысел музыкального произведения и проблема художественной целостности 261
1. Парадокс индивидуального 261
2. Индивидуальное и целое 262
3. Целое и идея 269
4. Индивидуальность и эвристика 271
5. Анализ индивидуально-целостного в музыкальном произведении 274
X. Исполнительская интерпретация музыкального произведения 278
1. «Теория относительности» музыкального произведения 278
2. Исполнительство и проблема музыкального текста 283
3. Так идентично ли музыкальное произведение самому себе? 288
4. Историческое место музыкальной интерпретации 289
5. Строение содержания исполнительской интерпретации 293
XI. Ценность музыки (вместо заключения) 307
1. Как измерить неизмеримое? 307
2. Музыка, всюду музыка 310

Автор(ы)


Валентина Холопова

Заслуженный деятель искусств РФ, Лауреат Премии Правительства РФ