Современное сольфеджио в трех частях. Часть II


  • Автор: Карасева М. В.
  • Издательство: Московская консерватория Научно-творческий центр «Консерватория», 1996
  • Тираж: 5000 экз.
  • К-во страниц: 72
  • ISBN: 0045-86419-028-4

Технический редактор Е. Блюменталь.


Данное издание представляет собой первый в отечественной и зарубежной практике КОМПЛЕКСНЫЙ УЧЕБНИК по слуховому освоению современной музыки. В нем отобраны и систематизированы характерные трудности освоения музыкального языка ХХ века (его ладовые, мелодические структуры, аккордика, ритмика). Специальное внимание уделено проблемам чтения с листа современного нотного текста.

Автором разработаны специальные комплексы интонационных, ритмических и нотографических упражнений, собраны соответствующие примеры из музыки композиторов ХХ в. Материал учебника может быть использован во всех формах работы по сольфеджио: пении, слуховом анализе, музыкальном диктанте. Часть подобранных музыкальных примеров предназначена также для использования абитуриентами при подготовке к вступительному экзамену по сольфеджио в вуз. Для учащихся музыкальных школ, училищ и вузов.

ЧАСТЬ II. ПРИМЕРЫ ИЗ МУЗЫКАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Раздел I. Ладотональность

Тема I. Натуральные и смешанные лады
§ 1. Пентатоника и семиступенные диатонические лады 3
§ 2. Гемиольные лады 5
§ 3. Смешанные семиступенные и неоктавные лады 6
§ 4. Асимметричный хроматизм в различных ладовых условиях 8

Тема II. Симметричные лады
§ 5. Лады «тон-полутон», «полутон-тон» 10
§ 6. Другие виды симметричных ладов 12
§ 7. Сочетания элементов нескольких симметричных ладов 14

Тема III. Хроматическая тональность мажорно-минорной ориентации
§ 8. Мелодика с ясно выраженными тональными центрами 16
§ 9. Мелодика с менее ясно выраженным центральным устоем и ладовым наклонением 18
§ 10. Ансамблевые примеры в хроматической тональности 19

Тема IV. Интонационные и нотографические особенности хроматической мелодики
§ 11. Ломаный хроматизм 22
§ 12. Новоаккордовая мелодика 24
§ 13. Широкоинтервальная мелодика 26
§ 14. Нотографические трудности в чтении хроматических интервалов 27

Раздел II. Диссонантно-гармоническая вертикаль

Тема V. Нетерцовая аккордика
§ 15. Мягкодиссонирующие аккорды терцовой и нетерцовой структуры 29
§ 16. Остродиссонирующие аккорды и кластеры 32

Тема VI. Полигармония
§ 17. Полиладовость 38
§ 18. Полигармония с близковысотным сочетанием слоев (политонального типа) 42
§ 19. Полигармония как сочетание мелодии с иноладовым сопровождением 45
§ 20. Примеры полигармонии в аккордовой вертикали 47

Раздел III. Ритмика

Тема VII. Нерегулярно-акцентная ритмика
§ 21. Синкопы в условиях постоянного тактового размера 49
§ 22. Смешанные и переменные размеры 50
§ 23. Синкопы в смешанных и переменных размерах 52
§ 24. Образцы переметризации мотива и полиметрии 56

Тема VIII. Виды условного ритмического деления и полиритмия
§ 25. Отдельные виды условного ритмического деления 59
§ 26. Более сложные полиритмические рисунки 60
§ 27. Полиритмия в многоголосии 63

Тема IX. Мономерная ритмика
§ 28. Образцы внетактовой ритмической нотации 64
§ 29. Ритм с прибавленной длительностью 65

Раздел IV. Обобщение интонационных и ритмических трудностей 65

Автор(ы)


Марина Карасёва

Заслуженный деятель искусств РФ

Ссылки