Музыкальная журналистика и музыкальная критика


  • Автор: Курышева Т. А.
  • Рецензент: А. М. Цукер, Л. А. Птушко
  • Издательство: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2007
  • Тираж: 3000 экз.
  • К-во страниц: 295
  • ISBN: 978-5-305-00198-3

Учебное пособие призвано помочь в освоении профессии музыкального журналиста и музыкального критика – одной из актуальных и общественно востребованных в современной культуре. Пособие адресовано студентам музыковедческих факультетов консерваторий и вузов искусств. Содержание материала соответствует государственному образовательному стандарту по специальности «Музыковедение».

От автора 6

I. Теоретические основы музыкальной журналистики и музыкальной критики 9

1. Журналистика и критика в музыкально-культурном процессе 11

1.1. Музыкальная журналистика и современность 11
Специальная журналистика 11
Музыкальная журналистика и критика 13
1.2. Прикладное музыковедение. Музыкальная журналистика и музыкальная критика в системе прикладного музыковедения 15
1.3. Место музыкальной критике в музыкальной культуре 23
Музыкальная критика и музыкальное искусство 25
Музыкальная критика и музыкальная наука 29
Музыкальная критика и общество 31
Музыкальная критика в условиях тоталитарного государства. Свобода мысли и свобода слова 35
1.4. Профессиональная музыкальная журналистика 50
Эволюция авторства 50
Композиторская музыкальная критика 52
Современные формы музыкальной журналистики 54
Образование 59
Примечания 60

2. Музыкальная журналистика как словесное творчество 63

2.1. Литературная стилистика 66
Средства словесной образности 67
Поэтический синтаксис 82
2.2. Риторика и логика. Композиция 84
2.3. Литературный штамп 93
Музыковедческие штампы 94
Идеологические штампы 95
Примечания 98

3. Жанры музыкальной журналистики и музыкальной критики 100

3.1. Цель и адресат музыкально-журналистского выступления 101
Цель выступления 101
Адресат музыкальной журналистики 104
3.2. Объекты музыкально-журналистского выступления 109
Музыкальное творчество 110
Участники музыкального процесса 113
Организация музыкального процесса 114
Отражение музыкального процесса 117
3.3. Форма музыкально-журналистского выступления. Смысловые компоненты 118
3.4. Жанры содержательного параметра 124
Информация, анонс, аннотация 124
Хроника 126
Репортаж 127
Рецензия 127
Творческий портрет 128
Обзор, обозрение 128
Проблемное выступление 129
3.5. Жанры формального параметра 134
Заметка 134
Этюд, эссе 134
Очерк 137
Статья 138
Фельетон, памфлет 140
Интервью 141
3.6. Жанры устной музыкальной журналистики 144
Примечания 149

II. Музыкальное творчество – главный объект музыкальной критики 151

4. Оценочный подход к музыкальному искусству 153

4.1. Художественная ценность и художественная оценка 154
Объективное и субъективное 156
Ценностные критерии 160
Наслаждение музыкальным искусством 164
Мода 169
4.2. Музыкальное восприятие 171
Компоненты художественного восприятия 172
Музыкальное содержание и адекватное восприятие 178
Интерпретация (слушательская) 180
Отношение к новации 181
4.3. Оценочная деятельность 185
Аргументация 187
Метод сравнения 190
Оценочные параметры 192
Примечания 208

5. Творческие объекты музыкального рецензирования 211

5.1. Рецензия 211
5.2. Музыкальное произведение (сочинение музыки) как объект рецензирования 216
Новая музыка и современные композиторские техники 217
5.3. Музыкальное исполнительство как объект рецензирования 221
Исполнительские подходы к музыкальному тексту. Интерпретация 222
Оценочные подходы к исполнительскому творчеству 229
5.4. Музыкальная постановка как объект рецензирования 232
Музыка в синтезе искусств 234
Искусство режиссуры 239
Музыкальный театр: опера, балет, мюзикл 241
Музыкально-театральная рецензия 249
5.5. Творческое событие как объект рецензирования. Концерт 253
Примечания 260

6. Творческая личность как объект оценки. Творческий портрет 262

Личностно-биографический подход 267
Художественный подход 268
Культурологический подход 270
Примечания 279

7. Массовая музыкальная культура как объект рецензирования 280

Внутримузыкальные особенности 284
Комплексное художественное воздействие 285
Приоритет исполнительского творчества 287
Приоритет развлекательной ценности 288
Роль публики 289
Ориентация на актуальное, модное 289
Формы бытования 290
Коммерческий аспект 292
Примечания 294

Автор(ы)


Татьяна Курышева

Заслуженный деятель искусств России

Ссылки