Ссылки
Гармония: Теоретический курс
  • Автор:Холопов Ю. Н.
  • Издательство: Музыка, 1988
  • Тираж: 5000 экз.
  • К-во страниц: 511

Настоящая книга представляет собой учебник, предназначенный для специальных курсов гармонии музыкальных ВУЗов.

Предисловие 3

Первая часть

Глава 1. Гармония 7
1. Значение термина в музыке 7
2. Этимология 8
3. Гармония. Мифологические представления 8
4. Философский аспект. Гармония мира 9
5. Гармония и красота 10
6. Гармония в музыке 10
7. Историческая изменчивость понятия гармонии 12
Литература 12

Глава 2. Консонанс и диссонанс 13
1. Этимология 13
2. Сущность кон- и дис-сонирования 13
3. Математический и физический аспекты 14
4. Музыкально-физиологический и музыкально-психологический аспекты 16
5. Соотношение аспектов кон- и диссонирования 18
6. Проблема октавы 19
7. Два основных метода оценки консонансов и диссонансов 21
8. Формы звуковой реализации консонанса и диссонанса 22
9. Дис- и кон-сонансы и ладообразование 24
10. Историческое развертывание свойств консонанса и диссонанса 25
11. Важнейшие теории консонанса – диссонанса 27
Литература 27

Глава 3. Лад 28
1. Определение понятия 28
2. Этимология 29
3. Сущность лада 30
4. Интонационная природа звукового материала лада 31
5. Основные категории и типы ладовой системы. Их генезис 32
6. Органика и диалектика процесса эволюции лада 34
7. Механизм ладообразования 36
8. Классификация ладов 36
Литература 39

Глава 4. Аккорд 39
1. Этимология 39
2. Понятие и определение 40
3. Основные типы и виды аккордов 42
4. Логическая структура аккорда 44
5. Три стороны аккорда 46
6. Основной тон аккорда 48
7. Терцовый принцип аккордовой структуры 50
8. Этапы исторической эволюции категории аккорда 51
Литература 51

Глава 5. Первичные линейные неустои: Неаккордовые звуки 52
1. Определение. Сущность неаккордовых звуков 52
2. Критерии классификации неаккордовых звуков 53
3. Основные типы неаккордовых звуков 54
4. Задержания. Апподжиатура 55
5. Проходящие 59
6. Вспомогательные. Камбиаты 61
7. Предъем 63
8. Выдержанные тоны (педали) 65
9. Свободные тоны 66
10. Комбинированные и вторичные неаккордовые. Особые случаи неаккордовых звуков 66
11. Неаккордовые звуки и мотивное членение формы 69
12. Влияние линейных тонов на гармоническую вертикаль 70
13. Этапы исторической эволюции неаккордовых звуков 74
14. Основные функции интервалики в классико-романтической гармонии 77
Литература 77

Глава 6. Первичный гармонический устой: Органный пункт 77
1. Определение. Сущность органного пункта 77
2. Этимология 78
3. Виды органных пунктов 79
4. Роль органных пунктов в музыкальной форме 79
5. Органный пункт на тонике 81
6. Органный пункт на доминанте 83
7. Двойной (и тройной) органный пункт 84
8. Органные пункты (педали) в верхних голосах 86
9. Полигармония органных пунктов. Виды полиструктур 87
10. Особенности голосоведения 90
11. Фигурация органного пункта. Остинато 90
12. Органные пункты на других ступенях 91
13. Этапы исторической эволюции органного пункта 94
Литература 97

Глава 7. Голосоведение 97
1. Определение и разграничение понятий. Сущность голосоведения 97
2. Виды движения голосов. Количественный и качественный факторы голосоведения 99
3. Фактурные функции голосов 101
4. Контурное двухголосие. Контрапунктический остов гармонической ткани 104
5. Глубинные слои многоголосной ткани. Стилистическая обусловленность норм голосоведения 107
Литература 114

Вторая часть

Глава 8. Роды интервальных систем 115
1. Понятие рода 115
2. Экмелика 117
3. Пентатоника. Квинтовая пятиступенность 119
4. Диатоника 121
5. Квинтовая структура диатоники 125
6. Квинто-терцовая структура диатоники 128
7. Миксодиатоника 131
8. Гемиолика 132
9. Хроматика 135
10. Формы хроматики 140
11. Энгармонизм. Равномерная темперация. Понятия «ступени» и «значения» 144
12. Проблема полутона. Вводнотоновость 152
13. В замкнутом круге 155
14. Микрохроматика 158
Литература 159

Глава 9. Лады модального типа 160
1. Модальное одноголосие 160
2. Ладовая переменность 172
3. Проблема обиходных ладов 177
4. О выразительности старинных модальных ладов 188
5. Модальное многоголосие. Натуральные лады. Модализмы 192
6. Смещение ладов. Модальная хроматика 205
7. Симметричные лады 208
Литература 217

Глава 10. Тональность 218
1. Понятие тональности 218
2. Мажор и минор 221
3. Смысловое значение элементов тональной системы. Ступени и функции. Фундаментные ступени и проблема основного тона 227
4. Состав тональности и проблема тонального родства 232
Литература 241

Глава 11. Теория функций 242
1. Понятие функции 242
2. Типология ладогармонических функций 242
3. Модальные функции 243
4. Тональные функции. Центральный и главные элементы тональной системы 248
5. Система основных тональных функций (ГЭ) 252
6. Модификация коренных функциональных гармоний. Функциональные спутники, «мнимые консонансы» (скрытые диссонансы). Типы основного тона. Проблема медиант 258
7. Логика тональных функций. Формула TSDT как основной закон функциональной тональности 272
8. Тональность строгая и расширенная. Функциональные ступени 275
9. К проблеме полифункциональности 281
10. К проблеме «прерванных оборотов». Типы аккордовых соединений 283
11. Квинтовые ряды диатоники. К проблеме уменьшенного трезвучия. Диатонические терцовые ряды 289
12. Диатонические секвенции 293
13. Субсистемы и местные (переменные) функции 297
14. Двойная доминанта. Фригийская (неаполитанская) субдоминанта 299
15. Побочные функции. Отклонения (хроматические субсистемы). Расширение тональности 305
16. Хроматизированные и хроматические квинтовые ряды. Хроматические секвенции. Хроматизированные и хроматические терцовые ряды 311
17. Линеарные функции. Проходящие и вспомогательные аккорды 319
18. Апподжиатурные созвучия. Кадансовый квартсекстаккорд. Прочие линеарные функции 323
19. Разработка аккорда. Вторичные аккорды 325
20. Гармоническая колористика. Колористические функции 332
21. Линеарные ходы. Линеарность в тональных последованиях 337
22. Альтерация. К проблеме увеличенного трезвучия. Увеличенная секста. «Секста Чайковского» 341
23. Смешение ладов. Мажоро-минорные системы 350
24. Дальнейшее расширение тональности. Моноструктурные функции и добавочные конструктивные элементы (ДКЭ). Аккордовые ряды 357
25. Тритоновые замены и функциональные дубли 362
26. Функциональная инверсия 375
27. Состояния тональности. Тональные индексы 383
28. Эмансипация терцовых, секундовых и тритоновых связей 399
29. Однотерцовые связи 409
30. Модальная функциональность в симметричных ладах 414
31. Новая сонантность 416
32. Сложение хроматической тональной системы. Омнитональность (пантональность) 418
Литература 424

Глава 12. Гармония и формообразование 426
1. Главные факторы формообразования 426
2. Гармония и метр 428
3. Каденции 437
4. Типы гармонического изложения 440
5. Гармония и тематизм 442
6. Модуляция 444
7. Гармонические структуры классических музыкальных форм 450
8. Эволюция гармонии и формообразование 453
Литература 463

Заключение 465

Приложения

Приложение 1. Анализы
1.1.1. –1.5.1. Нотные образцы 470
1.1.2 – 1.5.2. Схемы форм 495
1.2.3 – 1.3.3. Метрические структуры 497

Приложение 2. Принятые в книге обозначения
2.1. Основные знаки тональной функциональности 502
2.2. Функциональные знаки расширенной тональности 503
2.3. Прочие обозначения гармонии 503
2.4. Функции частей музыкальной формы 504

Приложение 3. Таблица интервалов 505