Контрапункт строгого стиля и фуга. Книга вторая. Фуга: ее логика и поэтика


  • Автор: Симакова Н. А.
  • Издательство: Московская консерватория Композитор, 2011
  • Тираж: 500 экз.
  • К-во страниц: 800
  • ISBN: 5-85285-877-1

Вторая часть многостороннего исследования, в которой анализируется и систематизируется огромный фактический материал, связанный с теорией, историей фуги и методикой ее преподавания. Автор прослеживает эволюцию фуги, начиная с эпохи Возрождения и до самых радикальных эстетических течений ХХ – начала XXI веков. На страницах книги постоянно звучат высказывания исследователей и композиторов разных эпох и стран, с которыми автор подчас полемизирует. Подобно первой части – «Контрапункт строгого стиля как художественная традиция и учебная дисциплина» – данная книга предназначена в первую очередь студентам и преподавателям композиторского, историко-теоретического, дирижерско-хорового факультетов музыкальных вузов, но также всем, кого интересует судьба и эволюция фуги – высшей и самой совершенной формы контрапунктического искусства.
От автора 5
Введение 8 I. На пути к фуге 10 От строгого контрапункта к свободному 10 Первые шаги в освоении фуги 24 II. Выразительные и формообразующие средства полифонической музыки барокко 46 О поэтике и эстетике барокко 46 О музыкальном строе и темперации 59 О мелодии 69 О ладах, тональностях и гармонии 73 Об исполнительской практике 83
Глава первая. Фуга – форма, жанр или техника письма? 90 Основные этапы развития фуги 98
Глава вторая. Классификация фугированных форм 120 Виды фуг по Марпургу (XVIII в.), Рейхе, Бусслеру (XIX в.), Уолкеру (XX в.) 120 Фуга «школьная» и «художественная» 148 Фугетта и фугато 150 Сводная классификация 154
Глава третья. Компоненты фуги 157 Тема фуги 158 Ответ 171 Противосложение 181 Интермедия 186
Глава четвертая. Простая (однотемная) фуга и ее основные разделы 194 Экспозиция (экспозиционная часть) 196 Послеэкспозиционная часть 200 Архитектоника и функционально-гармоническое строение (на примере баховской фуги) 203 Методика сочинения однотемной фуги 215
Глава пятая. Сложная (многотемная) фуга 225 Виды сложной фуги 226 Методика сочинения многотемной фуги 237
Глава шестая. Особые виды фуг 242 Фуга на хорал 242 Каноническая фуга 254 Хоровая фуга 259 Фуга с сопровождением 261 Другие виды фуг (фуга с цифрованным басом, фуга-partimento, контрафуга) 266
Глава седьмая. Фуга в творчестве предшественников и современников Баха 282 Фугированные формы в композициях Д. Букстехуде, В. Любека, Г. Бёма, Н. Брунса 283 «Версетные» фуги А. Польетти, Ф. К. Муршхаузера, Г. Муффата 306 Магнификатные фуги И. К. Керля и И. Пахельбеля 321 «Букет цветов» и «Музыка Ариадны» И. К. Ф. Фишера 340 Фуги с цифрованным басом А. Корелли, А. Вивальди, Л. Куперена, Г. Пёрселла и А. Рейнкена 357 Идея композиции «Хорошо темперированного клавира» у предшественников И. С. Баха и его современников (циклы Кирхгофа, Вебера и др.) 386 Фуга Генделя и ее особенности 405
Глава восьмая. Поэтика и логика баховской фуги 432 О нетрадиционных методах анализа баховских фуг (на примере «Хорошо темперированного клавира») 435 Еще раз о цифрованном басе и фугах-partimento) 468 Об искусстве фуги в «Искусстве фуги» 478 Классификация баховской фуги 497
Глава девятая. Фуга в творчестве композиторов второй половины XVIII – XIX вв. 512 Фуги на старые… и новые темы 520 Вариации… и фуга 534 «Рассредоточенная» фуга 539 Фуга с чертами симфонизма 545 Программная фуга 550 Фуга-фантазия 558 Фуга с чертами куплетности 569
Глава десятая. Фуга XX – начала XXI вв. 578 Фуги на новые… и старые темы 585 Фуги традиционные… и новаторские 603 Фуга в составе полифонических циклов 627 Фуга в составе оперы, балета, симфонии, оратории, кантаты и других жанров 672
Заключение 717 «Давайте же напишем фугу… прямо сейчас!» 718
Приложения 722 I. Дополнительные материалы а). к Главе первой. Инструментальные жанры – предшественники фуги (органные мессы, обработки псалмов и гимнов, хоральные вариации, фуги на хорал, магнификаты; ричеркар и канцона) 722 б). к Главе восьмой. Б. Яворский «Хорошо темперированный клавир» (толкования) 747 в). к Главе девятой. К истории «математической» музыки и искусства комбинаторики 751 II. Фрагменты из трактатов И. С. Баха, И. Маттезона, А. Рейхи… 756 III. Учебно-методический материал 768 IV. Нотный материал для анализа 773 Указатель анализируемых фуг 788 Литература 792

Автор(ы)


Наталия Симакова

Заслуженный деятель искусств РФ