Ссылки
Пьер Булез. Эдисон Денисов. Аналитические очерки
  • Автор:Курбатская С., Холопов Ю.
  • Издательство: ТЦ «Сфера», 1998
  • Тираж: 500 экз.
  • К-во страниц: 366
  • ISBN: 5-89144-075-X

Настоящая книга содержит пять очерков, посвященных творчеству двух крупных композиторов второй половины ХХ века – Пьера Булеза и Эдисона Денисова.
Анализ таких ярких сочинений, как Первая фортепианная соната и «Молоток без мастера» Булеза, «Знаки на белом» и Вариации на тему Гайдна для виолончели с оркестром Денисова, чрезвычайно интересен и актуален сам по себе а плане наращивания музыковедческого потенциала. Однако, исследуя музыкальное устройство избранных произведений и стремясь к постижению их новаторской художественной сущности, авторы очерков имели в виду и сверхзадачу – приблизиться к пониманию того, что есть музыка на пороге третьего тысячелетия и в чем ее немеркнущая красота.
Книга адресована как музыкантам-профессионалам, так и заинтересованным любителям.
От авторов 3
Ю. Холопов К анализу Первой фортепианной сонаты П. Булеза 5 1. Серия 6 2. Структура серии 6 3. Скрытая симметрия 7 4. Применение серии 9 5. Серийная диспозиция 13 6. Серийная фактура 15 7. Ритм и метр 16 8. Тематизм? 18 9. О форме 22 10. Циклизация 25 Нотные примеры 27
С. Курбатская К анализу «Молотка без мастера» П. Булеза 34 Вступление 34 «В поисках утраченного материала» 38 «Auf die Art und Weise…» 48 «Сцена – время. Персонаж – движение» 65 «Наше ухо различает…» 80 «Одноголосие во второй степени» 92 «Художник находится в столкновении с миром множества форм» 100 «Жизнь слуха» 116 Вместо заключения 122 Приложение 124 Список использованной литературы 125 Нотные примеры 128
Ю. Холопов «Знаки свыше» 137 1. Знаки на белом 140 2. Формообразование. Тематизм. Главная тема 143 3. Главная тема 146 4. Звуковысотность 151 5. Побочная тема 154 6. Форма в целом 158 7. Разработка 162 8. Реприза. Кода 166 9. Логос музыкальной композиции 168 Приложение 171 Нотные примеры 173
С. Курбатская Сонорные краски и формы в «Трех картинах Пауля Клее» Э. Денисова 180 1. Денисов и Клее 180 2. Сонорика 185 3. «Диана в осеннем ветре» 191 4. «Ребенок на перроне» 207 5. Заключение 215 Приложение 220 Цитированная литература 222 Нотные примеры 224
С. Курбатская Meisterwerke вариационной формы 238 1. Вместо введения 238 2. «Земную жизнь пройдя до половины…» 242 3. «Tod ist ein langer Schlaf» 246 4. «Es ist genug» 297 5. …на тему Генделя 309 6. Эпилог 317 Список использованной литературы 322 Нотные примеры 324