Немецкое флейтовое искусство XVIII–XIX вв.
  • Автор:Качмарчик В. П.
  • Рецензент: В. В. Березин, Р. А. Маслов, А. В. Козаренко, И. И. Польская.
  • Издательство: Министерство культуры и искусств Украины / Национальная музыкальная академия Украины им. П. И. Чайковского Юго-Восток, 2010
  • Тираж: 300 экз.
  • К-во страниц: 311
  • ISBN: 978-966-7271-44-2

Монография написана по материалам комплексного исследования истории немецкого флейтового искусства XVIII–XIX вв. В книге впервые рассматриваются основные этапы становления и развития флейтового исполнительства в Германии. Особое внимание уделено творчеству И. И. Кванца, И. Г. Тромлица, И. Б. Вендлинга, А. Б. Фюрстенау, Т. Бёма и их определяющей роли в истории немецкого и западноевропейского флейтового искусства.

От автора 3
Вступление 5 Историография немецкого флейтового искусства XVIII–XIX столетий 7 Типология конструкции флейты и этапы ее развития 29 Периодизация истории развития немецкого флейтового исполнительства XVIII–XIX столетий 35
Глава 1. И. И. Кванц – основоположник немецкой флейтовой школы 39 Штадтфейферские корни 39 Дрезденский период – этап профессионального становления и творческой зрелости 43 Флейта в саксонском дворе 50 Зарубежные «творческие университеты» И. И. Кванца 56 Возвращение в Дрезден 69 И. И. Кванц и наследный принц Пруссии Фридрих II 73 Берлин – цитадель флейтового искусства 85 Фридрих II и новая культурная политика Пруссии 85 Творческий тандем И. И. Кванца и Фридриха II 87 Флейта в творчестве композиторов «берлинской школы» и Г. Ф. Телемана 93 Прусский двор и флейтовая музыка И. С. Баха 99 Наследие И. И. Кванца-композитора 108 «Опыт наставления по игре на флейте траверсо» – фундаментальная теория флейтового искусства XVIII–XIX столетий 115
Глава 2. Флейтовое искусство в Мангейме 149 Мангейм – «рай для музыкантов» 149 И. Б. Вендлинг и мангеймское окружение 155 Переезд в Мюнхен 169
Глава 3. И. Г. Тромлиц – реформатор флейты барокко 172 И. Г. Тромлиц и музыкальная культура Лейпцига 172 Учебные пособия для флейты 178 Флейты И. Г. Тромлица 191
Глава 4. А. Б. Фюрстенау – исполнитель-виртуоз и педагог 199 Династия флейтистов Фюрстенау 199 «Школа для флейты» и «Искусство игры на флейте» 205
Глава 5. Т. Бём. Эпоха революционных преобразований конструкции флейты 222 Т. Бём – исполнитель и реформатор флейты 222 Первый этап «тотальной модификации» инструмента 234 Коническая флейта Т. Бёма в «Institut de France» и Парижской консерватории 241 Цилиндрическая флейта Т. Бёма 253
Заключение 278
Список использованных источников 283