Ссылки
Гармонический анализ. В трех частях. Часть 3
  • Автор:Холопов Ю. Н.
  • Издательство: Московская консерватория НИЦ «Московская консерватория», 2009
  • Тираж: 400 экз.
  • К-во страниц: 196
  • ISBN: 978-5-89598-221-1

Редакторы Г. И. Лыжов, М. В. Воинова.


В заключительный третий выпуск входит аналитическое рассмотрение наиболее сложных проблем и техник гармонии ХХ века, связанных с двенадцатитоновым мышлением. Это двенадцатитоновые ряды, «синтетаккорды», тропы, серийная двенадцатитоновость, додекафония Веберна, современные двенадцатитоновые техники, сериализм, новая тональность, сонорика, алеаторика, микрохроматика, современные смешанные техники, гармония в новых формах.

То, как анализировать современную гармонию, показывается на примерах и образцах музыки крупнейших композиторов, среди которых С. Прокофьев, Д. Шостакович, И. Стравинский, Н. Рославец, Й. Хауэр, А. Шёнберг, А. Берг, А. Веберн, Э. Денисов, А. Шнитке, С. Губайдулина, Р. Щедрин, Д. Лигети, В. Лютославский, А. Хаба, П. Булез, К. Штокхаузен.
Издание адресовано студентам и педагогам историко-теоретического и композиторского факультетов музыкальных вузов.

Часть третья. Гемитоника

От редакторов 5

20. Двенадцатитоновые ряды 6

Д. Шостакович. Тринадцатый квартет, фрагмент 6

Нотный образец 7

Литература 13

Образцы для анализа 13

 21. Додекаккорды 14

С. Прокофьев. Вторая симфония, II часть, 2-я вариация, фрагмент (ц. 99–100) 14

Нотный образец 15

Литература 18

Образцы для анализа 18

 22. «Синтетаккорды» 19

Н. Рославец. Вокальная пьеса «Ты не ушла» из цикла «Три сочинения» для пения и фортепиано, № 2 19

Нотный образец 21

Литература 25

Образцы для анализа 25

 23. Тропы 26

Й. М. Хауэр. «Атональная музыка», № 1 26

Нотный образец 27

Приложение к теме 23. Й. М. Хауэр Поучение 29

Литература 30

Образцы для анализа 30

 24. Серийная двенадцатитоновость (додекафония) 31

А. Шёнберг. Сюита для фортепиано ор. 25, Менуэт 31

Нотный образец 39

Литература 43

Образцы для анализа 44

 25. Додекафония Веберна 45

А. Веберн. Вариации для фортепиано ор. 27, III часть 45

Нотный образец 53 Литература 58 Образцы для анализа 58

 26. Другие виды додекафонной техники 59

Э. Денисов. «Романтическая музыка» для гобоя, арфы, скрипки, альта и виолончели, фрагменты 59

Нотный образец 64

Литература 70

Образцы для анализа 70

 27. Сериальная гармония 71

А. Шнитке. Второй концерт для скрипки с оркестром, фрагмент 71

Нотный образец 73

Литература 81

Образцы для анализа 81

 28. Новая тональность 82

А. Берг. «Воццек», II акт, картина третья 82

Нотный образец 85

Литература 99

Образцы для анализа 99

 29. Свободная атональность 100

A. Веберн. Шесть пьес для оркестра ор. 6, № 4 Sehr maßig 100

Нотный образец 102

Литература 106

Образцы для анализа 106

 30. Сонорика. Колористика 107

Д. Лигети. «Атмосферы», фрагмент 107

Нотный образец 111

Приложение I к теме 30. Редукция фрагмента партитуры (т. 1–29) 113

Приложение II к теме 30. Деталь партитуры. «Вибрирующий» кластер в партиях скрипок (т. 23–26) 116

Литература 117

Образцы для анализа 117

 31. Алеаторика 118

B. Лютославский. «Тканые слова», № 1 118

Нотный образец 120

Литература 126

Образцы для анализа 126

 32. Микрохроматика 127

А. Хаба. Второй квартет ор. 7 127

Нотный образец 130

Приложение к теме 32. А. Хаба Предисловие к изданию Второго квартета ор. 7 149

Литература 149

Образцы для анализа 149

 33. Гармония в новых формах 150

C. Губайдулина. Музыка для клавесина и ударных, I часть 150

Нотный образец 155

Литература 165

Образцы для анализа 166

 34. Сложные современные техники композиции 167

I. П. Булез. Третья фортепианная соната. Форманта «Троп». Секция «Текст» 167

Нотный образец 170

II. К. Штокхаузен. Фортепианная пьеса 1 172

Нотный образец 175

Литература 178

Образцы для анализа 178

 35. Смешанные техники 179

Р. Щедрин. Второй концерт для фортепиано с оркестром, финал 179

Нотный образец 181

Литература 191

Образцы для анализа 191

Литература. Общие работы по анализу гармонии 192

Условные знаки гармонии и музыкальной формы 193