Школа игры на кларнете французской системы. Часть I


  • Автор: Петров В. В.
  • Издательство: Московская консерватория НИЦ «Московская консерватория», 2009
  • Тираж: 100 экз.
  • К-во страниц: 180
  • ISBN: 979-0-706360-18-8 / 979-0-706360-19-5 (часть 1)

Настоящая Школа является пособием для обучения игре на кларнете французской системы. Автор – известный кларнетист, профессор Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского Виктор Владимирович Петров. Основное внимание в Школе уделено разработке методики начального обучения, а также последовательному и разностороннему развитию учащихся как в музыкально-художественном отношении, так и в овладении техникой игры на кларнете. Школа основывается на достижениях современной отечественной и зарубежной методики, а также на большом педагогическом и исполнительском опыте автора. Издание адресовано обучающимся игре на кларнете и педагогам.

От автора:

Школа посвящается моим учителям С. В. Розанову, А. В. Володину, А. Г. Семенову

Предлагаемая Школа является учебным пособием для обучения игре на кларнете французской системы. Главная задача Школы – помочь молодым педагогам выработать правильную методику обучения, особенно в начальный период занятий, а также способствовать более плодотворному и рациональному освоению имеющегося материала.

Школа (в двух частях) состоит из Введения и пяти разделов и рассчитана на пятилетний срок обучения, в зависимости от степени одаренности и успехов ученика.

Во Введении даны краткие сведения об устройстве кларнета, мундштука и трости, а также некоторые советы по уходу за инструментом.

I раздел посвящен основным вопросам методики – исполнительскому дыханию и его развитию, постановке губного аппарата и извлечению звука, упражнениям для пальцев рук, атаке звука, ежедневным самостоятельным занятиям учащегося.

II раздел представлен материалом для овладения первыми навыками игры на кларнете. Приводятся легкие этюды и упражнения, в которых постепенно усложняется метроритмическая сторона и сам материал.

III раздел посвящен освоению различных тональностей. Исполнительские навыки, приобретенные при работе над материалом II раздела, развиваются и закрепляются в каждой тональности. Рекомендуются ежедневные технические упражнения для развития беглости пальцев и овладения наиболее трудными аппликатурными переходами. Далее следуют этюды средней трудности и сольные фрагменты для одного и двух кларнетов из опер и симфонических произведений русских и западных композиторов-классиков, а также современных отечественных и зарубежных авторов. Цель предлагаемых упражнений – способствовать достижению правильного исполнительского дыхания, выработке твердой и определенной атаки звука, его динамической ровности и интонационной устойчивости.

В IV разделе уделено большое внимание развитию у учащегося начальных навыков виртуозной игры. Для этого приводятся гаммообразные упражнения от каждого звука в хроматических последовательностях, интервалы, целотонная гамма, увеличенное трезвучие.

В V разделе представлены мелизмы, их разновидности и дана расшифровка их исполнения.

При изучении каждого раздела следует пользоваться дополнительной учебной литературой, предусмотренной программой детской музыкальной школы.

Настоящая Школа, одна из первых издаваемых в России, посвящена обучению игре на кларнете французской системы.

Автор считает, что она будет способствовать совершенствованию методов обучения учащихся и повышению уровня исполнительского мастерства отечественных музыкантов. Весь материал основательно и последовательно проверен, систематизирован и обоснованно представлен в завершенной форме.

Автор выражает глубокую благодарность заведующему кафедрой деревянных духовых и ударных инструментов профессору В. С. Попову, профессору Р. О. Багдасаряну, директору ГУДИ Р. М. Гехту, В. И. Фурманову за поддержку и помощь в издании Школы.

Автор благодарит литературного редактора Н. А. Селезневу за активное участие в работе над Школой.

От автора 3

ВВЕДЕНИЕ
Устройство кларнета 4
Таблица аппликатуры французского кларнета 6
Уход за инструментом 8

РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ
Методика обучения 9
Постановка исполнительского дыхания 9
Вокальные упражнения на фонему «У» 10
Постановка губного аппарата и извлечение первого звука 11
Беззвучные подготовительные упражнения для пальцев правой плевой рук 12
Постановка пальцев правой руки 12
Подготовительные упражнения (беззвучные) для постановки пальцев правой руки на нижнем колене инструмента 13
Упражнения для извлечения звуков соль, фа, ми, ре на верхнем колене инструмента 16
Постановка пальцев левой руки 18
Подготовительные упражнения (беззвучные) для постановки пальцев левой руки на верхнем колене инструмента (полного) 18
Упражнения для извлечения звуков соль, соль-диез (ля-бемоль), ля, ля-диез (си-бемоль) и постановки пальцев левой и правой рук 20
Развитие техники пальцев 20
Функции языка в атаке звука 22
Работа над звуком 24
Ежедневные самостоятельные занятия учащегося 26

РАЗДЕЛ ВТОРОЙ 29
Начальные упражнения 29
Упражнения для извлечения звука соль первой октавы, размер 4/4, паузы, легато 29
Размер 4/4 29
Упражнения для постановки пальцев левой руки 30
Размер 3/4 30
Размер 2/4 30
Упражнения для постановки пальцев правой руки 32
Упражнения для постановки пальцев обеих рук на звуковых отверстиях инструмента 34
Упражнения для мизинцев правой и левой руки с различными вариантами аппликатуры 35
Варианты аппликатуры 36
Подготовительные упражнения к звукам ля и си-бемоль (ля-диез) первой октавы 37
Звуки ля и си-бемоль (ля-диез) первой октавы 37
Звук ля-бемоль (соль-диез) первой октавы 41
вук фа-диез (соль-бемоль) первой октавы 42
Звук си-бемоль малой октавы 44
Клапан дуодецимы и его назначение 45
Упражнения для освоения аппликатуры звуков нижнего, среднего и верхнего регистров 48
Упражнения для развития мизинцев руки овладения хроматической гаммой 51
Подготовительные упражнения к гаммам, арпеджио трезвучий, септаккордам и их обращениям 53
До мажор 53
Ля минор 55
Восьмые длительности. Акцент 59
Петров В. Этюд 59
Клозе Г. Этюд 60
Клозе Г. Этюд 61
Размер 3/8 61
Крёпш Ф. Этюд 62
Затакт 62
Петров В. Этюд 62
Ритм 63
Четверть с точкой и восьмая в простых размерах 63
Клозе Г. Этюд 65
Стаккато 66
Берман К. Этюд 67
Бермам К. Этюд 68
Шестнадцатые 70
Клозе Г. Этюд 71
Клозе Г. Этюд 72
Пунктирный ритм 73
Размер 6/8 75
Клозе Г Этюд 75
Фурманов В. Этюд 76
Триоли 78
Клозе Г. Этюд 80
Синкопы 80

РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ 83
До мажор 83
До мажор. Ежедневные технические упражнения 89
Петров В. Этюд 94
Фрагменты из опер и симфоний 95
Ля минор 97
Ля минор. Ежедневные технические упражнения 104
Петров В. Этюд 108
Фрагменты из опер и симфоний 109
Фа мажор 111
Упражнения для извлечения звуков третьей октавы и освоения их основной и вспомогательной аппликатурой 116
Фа мажор. Ежедневные технические упражнения 122
Петров В. Этюд 125
Фрагменты из опер и симфоний 126
Ре минор 130
Ре минор. Ежедневные технические упражнения 137
Петров В. Этюд 139
Фрагменты из опер и симфоний 140
Соль мажор 143
Соль мажор. Ежедневные технические упражнения 149
Петров В. Этюд 153
Фрагменты из опер и симфоний 154
Подмена мизинцев и пять вариантов глисса 155
Глисс 157
Ми минор 158
Упражнения для развития трели 4 и 5 пальцами рук 164
Ми минор. Ежедневные технические упражнения 169
Петров В. Этюд 174
Фрагменты из опер и симфоний 174