Музыкальный тематизм


  • Автор: Холопова В. Н.
  • Рецензент: И. А. Котляревский.
  • Издательство: Музыка, 1983
  • Тираж: 5000 экз.
  • К-во страниц: 88

Автор – доцент Московской консерватории. Данный очерк представляет собой систематизированное изложение классической и современной теории тематизма в музыке.
Адресован педагогам и студентам музыкальных вузов.

От автора 3
Тематизм как понятие. Основные функции тематизма в музыкальном произведении 4
Происхождение и эволюция понятия темы в музыке 8
Тема. Определение, функциональные стороны темы 20
Фактурный облик темы 21
Микрополифонический пласт 24
Форма и протяженность темы 27
Два исторически основных рода тематизма: протяженный («песенный») и мотивно-составной (гомофонный и полифонический) 29
Мотив как понятие 36
Мотив, фраза, субмотив. Их определения 37
Начальная мотивная группа (тематическое ядро) 43
Мотивное строение темы 46
Однородная и контрастная тема 49
Тема-комплекс: горизонтальный, вертикальный, диагональный. Пантематизм 51
Тема как иерархия темообразований 57
Виды тематического развития 58
Тематическая плотность и разреженность в музыкальном сочинении 77
Макротема. Драматургическая тема 79
Категориальный синтез в теории тематизма XX века и системный охват им музыкальной формы 83
Основная литература 86

Автор(ы)


Валентина Холопова

Заслуженный деятель искусств РФ, Лауреат Премии Правительства РФ