Полифония
  • Автор:Дубравская Т. Н.
  • Рецензент: И. К. Кузнецов, Н. И. Тарасевич.
  • Издательство: Федеральное агентство по культуре и кинематографии / Московская консерватория Альма Матер / Академический проект, 2008
  • Тираж: 1500 экз.
  • К-во страниц: 360
  • ISBN: 978-5-8291-1030-7 (Академический проект) / 978-5-902766-60-5 (Альма Матер)

В учебнике дается краткий обзор истории контрапункта, рассматриваются основные виды и технические приемы полифонии, теория и история фуги, принципы современной полифонии.
Предназначается для студентов исполнительских факультетов высших музыкальных учебных заведений (консерваторий, академий, институтов и др.); может быть использован студентами композиторских и историко-теоретических факультетов, а также учащимися музыкальных училищ.

От автора 3
Введение 6
§ 1. Полифония – музыкально-теоретическая дисциплина 6
§ 2. Классическое определение понятия полифонии 6
§ 3. Полифония как склад музыкальной фактуры 6
§ 4. Виды полифонии 6
§ 5. Переосмысление понятия «полифония» в XX в. 9
§ 6. Музыкально-исторические традиции и полифония XX в. 10
§ 7. Важнейшие установки современного учебного курса полифонии 10

Глава первая. Из истории полифонии 12
§ 1. Ранние этапы в истории западноевропейской полифонии 13
Ars antiqua 13
Органум 14
Органум Перотина «Viderunt omnes» 15
Концепция вертикали 20
Мотет XIII в. 22
Мотет «Bele Isabelot» 22
Вертикаль 22
Рондель 28
Рота. «Летний канон» 30
Ars nova 33
Мензуральная нотация 33
Изоритмия 34
Месса Г. де Машо: Kyrie 1 36
Каноны в светской музыке. Рондо Машо «Мой конец – мое начало» 38
§ 2. Полифония строгого стиля 40
Концепция вертикали 41
Месса Я. Обрехта «Sub tuum praesidium» 41
Каноны 43
Agnus Dei III из мессы Жоскена «L’homme arme» (sexti toni) 44
Сложный контрапункт 55
Фугированный принцип 56
§ 3. Полифония свободного стиля 60
Новая концепция музыкального творчества 60
Концепция вертикали 60
Основные этапы в истории полифонии свободного письма 61
Переход от строгого стиля к свободному 61
Ричеркар. Канцона. Раннебарочная фуга 61
Утверждение основных норм свободного письма: предбаховская полифония 63
Полифонические жанры в инструментальной музыке И. Пахельбеля 63
Полифонические жанры в инструментальной музыке Д. Букстехуде 68
Классика полифонии свободного письма 72
Особенности полифонического стиля Г. Ф. Генделя 72
Особенности полифонического стиля И. С. Баха 73
Прелюдия И. С. Баха из Сюиты № 2 для виолончели соло 74
§ 4. Полифония в Новейшей музыке 77
Понятие «авангард» 77
Авангард и «серийное мышление» 78
Историческая преемственность серийного мышления 78
Линейность и серийное мышление 79
Серийная диспозиция и ее фактурная реализация (распределение серии по голосам) 84
Общие основы контрапунктической серийной композиции 87
Серия 87
Мелодические формы (виды) серии 88
Транспозиции мелодических видов серии 88
Фактурная реализация серии в многоголосном сочинении. Серийная диспозиция 89
Прелюдия А. Шёнберга из Сюиты ор. 25 90
Практические рекомендации к написанию додекафонной инвенции 96

Глава вторая. Сложный контрапункт 99
§ 1. Общие понятия 99
Значение термина контрапункт 99
Принципы контрапунктирования 99
Простой и сложный контрапункт 103
Первоначальное и производное соединения 104
§ 2. Виды сложного контрапункта 104
§ 3. Вертикально-подвижной контрапункт 105
Прямые и противоположные перестановки 105
Обращение интервалов 108
Наиболее употребительные виды вертикально-подвижного контрапункта. Их интервальные ограничения 108
Показатель интервального перемещения (Index verticalis) 110
Цифровое обозначение интервалов 111
Перемещения голосов 111
Фуга И. С. Баха g-moll II 111
Вертикальные перестановки в многоголосии 113
Тройной контрапункт 113
Четверной контрапункт 117
Пятерной контрапункт 119
Кода финала симфонии «Юпитер» В. А. Моцарта 119
Струнный квинтет D-dur В. А. Моцарта 120
§ 4. Горизонтально-подвижной контрапункт 122
Вдвойне-подвижной контрапункт 123
§ 5. Контрапункт, допускающий удвоение 125
§ 6. Обратимый контрапункт. Способы интервального преобразования мелодий 126
§ 7. Зеркальный контрапункт 128
§ 8. Ракоходный контрапункт. Вдвойне-обратимый контрапункт 133
§ 9. Контрапункт с ритмическим преобразованием 133
Глава третья. Имитационная полифония. Канон 136
§ 1. Определение имитации. Ее характеристика 136
§ 2. Виды имитации 137
§ 3. Применение имитаций. Выразительные возможности 141
§ 4. Канон 141
Конечный канон 143
Бесконечный канон 144
Каноническая секвенция 145
§ 5. Канон и музыкальная форма 148
Менуэт in Canone из Струнного квинтета c-moll В. А. Моцарта 148
§ 6. «Канон – загадка сфинкса» 151
Нотация канонов 151
Терминология 152
Эмблематические каноны 153
Глава четвертая. Фуга 157
§ 1. Общая характеристика 157
§ 2. Тема фуги 159
Характерность темы 159
Ладогармонические основы 162
Интонационная структура 163
§ 3. Ответ 165
Тональность 165
Точность имитирования (ответы реальные и тональные) 167
Виды тональных ответов и условия их применения 167
Ответ на однотональную тему 170
Ответ на модулирующую тему 171
Некоторые особые случаи 173
Ответы с изменением исходного лада 174
Ответы с мелодико-ритмическим преобразованием 174
Ответ в фугах XX в. 175
§ 4. Противосложение 176
Два значения термина 176
Удержанное противосложение 176
Удержанное противосложение и сложный контрапункт 176
Интонационный материал 177
Введение противосложения 177
§ 5. Интермедия 180
Типы интермедий в баховских фугах 180
Тематический материал 180
Строение интермедий 180
Масштабное соотношение интермедий с темой 180
§ 6. Стретта 186
§ 7. Педаль 187
§ 8. Экспозиция 190
Тональный принцип 190
Порядок вступления голосов 190
Интермедии в экспозиции 192
Дополнительные проведения. Контрэкспозиция 192
Динамизация контрэкспозиции в творчестве И. С. Баха 192
§ 9. Послеэкспозиционная часть фуги 195
Развивающий раздел 195
Завершающий раздел 196
§10. Многотемные фуги 197

Глава пятая. Из истории фуги 199
§ 1. Композиционные принципы фуг И. С. Баха 199
Фуга из клавирной Сонаты C-dur (в сравнении с ее первоисточником) 200
Общая характеристика принципов формообразования в фугах Баха 201
Систематика баховских фугированных форм 202
Фуга d-moll I 202
Фуга Fis-dur I 202
Kyrie I из Мессы h-moll 202
Фуга из Сонаты C-dur для скрипки соло 203
Три класса фугированных форм 204
§ 2. Фуга в творчестве венских классиков 209
Общая характеристика состояния полифонии в эпоху гомофонных форм 209
«Большая полифоническая форма» 209
Фуга в творчестве Й. Гайдна 210
Фуга в творчестве В. А. Моцарта 211
Клавирные фуги В. А. Моцарта 211
Фантазия и фуга C-dur для клавира 211
Фуга c-moll для двух клавиров 211
Фуга в творчестве Л. ван Бетховена 212
Поздние фуги 213
Фута в финале Сонаты D-dur op. 102 № 2 (для фортепиано и виолончели) 214
Фуга в финале фп. Сонаты № 28 A-dur op. 101 214
Фуга в финале фп. Сонаты № 29 B-dur op. 106 215
Фуга в финале фп. Сонаты № 31 As-dur op. 110 217
Фуги в фортепианных вариациях 220
15 вариаций и фута ор. 35 220
33 вариации на тему вальса А. Диабелли ор. 120 224
§ 3. Фуга в творчестве композиторов-романтиков 225
Программная фуга 225
Концертная фуга 226
Ф. Лист. Фантазия и фуга на тему В-А-С-Н 226
Полифонический цикл прелюдия-фуга. Фуги с хоралом 230
С. Франк. Прелюдия, хорал и фуга 231
Полифонизация сонатной формы 234
Фуги в вариациях 234
Фуги – самостоятельные произведения 234
Сборники фуг 234
§ 4. Русская фуга XIX – первой трети XX в. 234
М. И. Глинка 234
А. Г. Рубинштейн 235
П. И. Чайковский 236
А. К. Глазунов 237
С. И. Танеев 237
§ 5. Фуга в музыке XX в. 238
Развитие классических традиций 238
Фуга в творчестве П. Хиндемита 238
Финал Сонаты № 3 для фортепиано 239
«Ludus Tonalis» 240
Фуга в творчестве Д. Д. Шостаковича 242
Прелюдия e-moll op. 34 № 4 242
Фуга из оратории «Песнь о лесах» 243
Прелюдия и фуга из Фортепианного квинтета 243
24 Прелюдии и фуги ор. 87 243
Фуга в творчестве Р. К. Щедрина 246
24 Прелюдии и фуги 247
Полифоническая тетрадь 248
Новейшее искусство 249
Б. Барток. Фуга из «Музыки для струнных, ударных и челесты» (ч. I) 249
И. Ф. Стравинский. Финал Концерта для двух фортепиано соло 250
О. Мессиан. «Им было создано все» («20 взглядов на младенца Иисуса», № 6) 254
Фуги в серийной музыке 254
А. Веберн. Фуга из Первой кантаты ор. 29 (ч. III) 254
А. Шнитке. Импровизация и фуга 256
Послесловие Глен Гульд «So You Want to Write a Fugue?» 264

Приложение I И. С. Бах. Прелюдия из Сюиты № 5 для виолончели соло 266
В. А. Моцарт. Фута c-moll для двух клавиров 270
Л. ван Бетховен. Финал Сонаты D-dur ор. 102 № 2 для фортепиано и виолончели 276
Л. ван Бетховен. Финал alla Fuga из цикла 15 вариаций с фугой ор. 35 283
Л. ван Бетховен. Вариация XXIV из цикла 33 вариации на тему А. Диабелли ор. 120 290
Л. Ван Бетховен. Вариация XXXII из цикла 33 вариации на тему А. Диабелли ор. 120 291
И. Ф. Стравинский. Финал Концерта для двух фортепиано соло 295
О. Мессиан. «Им было создано все» («20 взглядов на младенца Иисуса», № 6) 307
Приложение II Практические работы студентов 328
Каноны-загадки 328
Каноны-прелюдии 335
Фугированные формы 344
Додекафонные инвенции 350
Литература 352
Список иллюстраций 354