В учебнике дается краткий обзор истории контрапункта, рассматриваются основные виды и технические приемы полифонии, теория и история фуги, принципы современной полифонии.
Предназначается для студентов исполнительских факультетов высших музыкальных учебных заведений (консерваторий, академий, институтов и др.); может быть использован студентами композиторских и историко-теоретических факультетов, а также учащимися музыкальных училищ.
От автора 3
Введение 6 
§ 1. Полифония – музыкально-теоретическая дисциплина 6 
§ 2. Классическое определение понятия полифонии 6
 § 3. Полифония как склад музыкальной фактуры 6 
§ 4. Виды полифонии 6
§ 5. Переосмысление понятия «полифония» в XX в. 9
§ 6. Музыкально-исторические традиции и полифония XX в. 10 
§ 7. Важнейшие установки современного учебного курса полифонии 10
Глава первая. Из истории полифонии 12 
§ 1. Ранние этапы в истории западноевропейской полифонии 13
 Ars antiqua 13 
Органум 14 
Органум Перотина «Viderunt omnes» 15
 Концепция вертикали 20 
Мотет XIII в. 22 
Мотет «Bele Isabelot» 22
 Вертикаль 22 
Рондель 28 
Рота. «Летний канон» 30
Ars nova 33 
Мензуральная нотация 33
 Изоритмия 34
Месса Г. де Машо: Kyrie 1 36 
Каноны в светской музыке. Рондо Машо «Мой конец – мое начало» 38
§ 2. Полифония строгого стиля 40
 Концепция вертикали 41
Месса Я. Обрехта «Sub tuum praesidium» 41
 Каноны 43 
Agnus Dei III из мессы Жоскена «L’homme arme» (sexti toni) 44
 Сложный контрапункт 55
 Фугированный принцип 56
§ 3. Полифония свободного стиля 60
Новая концепция музыкального творчества 60
Концепция вертикали 60 
Основные этапы в истории полифонии свободного письма 61 
Переход от строгого стиля к свободному 61
 Ричеркар. Канцона. Раннебарочная фуга 61
 Утверждение основных норм свободного письма: предбаховская полифония 63 
Полифонические жанры в инструментальной музыке И. Пахельбеля 63
Полифонические жанры в инструментальной музыке Д. Букстехуде 68
Классика полифонии свободного письма 72
Особенности полифонического стиля Г. Ф. Генделя 72
 Особенности полифонического стиля И. С. Баха 73
Прелюдия И. С. Баха из Сюиты № 2 для виолончели соло 74
§ 4. Полифония в Новейшей музыке 77 
Понятие «авангард» 77
 Авангард и «серийное мышление» 78
 Историческая преемственность серийного мышления 78
 Линейность и серийное мышление 79 
Серийная диспозиция и ее фактурная реализация (распределение серии по голосам) 84
Общие основы контрапунктической серийной композиции 87
 Серия 87 
Мелодические формы (виды) серии 88
 Транспозиции мелодических видов серии 88 
Фактурная реализация серии в многоголосном сочинении. Серийная диспозиция 89
 Прелюдия А. Шёнберга из Сюиты ор. 25 90 
Практические рекомендации к написанию додекафонной инвенции 96
Глава вторая. Сложный контрапункт 99 
§ 1. Общие понятия 99
 Значение термина контрапункт 99 
Принципы контрапунктирования 99 
Простой и сложный контрапункт 103
Первоначальное и производное соединения 104
§ 2. Виды сложного контрапункта 104
§ 3. Вертикально-подвижной контрапункт 105
 Прямые и противоположные перестановки 105 
Обращение интервалов 108 
Наиболее употребительные виды вертикально-подвижного контрапункта. Их интервальные ограничения 108 
Показатель интервального перемещения (Index verticalis) 110
Цифровое обозначение интервалов 111
 Перемещения голосов 111
 Фуга И. С. Баха g-moll II 111
 Вертикальные перестановки в многоголосии 113
Тройной контрапункт 113 
Четверной контрапункт 117
 Пятерной контрапункт 119
Кода финала симфонии «Юпитер» В. А. Моцарта 119
 Струнный квинтет D-dur В. А. Моцарта 120
§ 4. Горизонтально-подвижной контрапункт 122
 Вдвойне-подвижной контрапункт 123
§ 5. Контрапункт, допускающий удвоение 125
§ 6. Обратимый контрапункт. Способы интервального преобразования мелодий 126
§ 7. Зеркальный контрапункт 128
§ 8. Ракоходный контрапункт. Вдвойне-обратимый контрапункт 133
§ 9. Контрапункт с ритмическим преобразованием 133
Глава третья. Имитационная полифония. Канон 136
§ 1. Определение имитации. Ее характеристика 136
§ 2. Виды имитации 137
§ 3. Применение имитаций. Выразительные возможности 141
§ 4. Канон 141
 Конечный канон 143 
Бесконечный канон 144
 Каноническая секвенция 145
§ 5. Канон и музыкальная форма 148
 Менуэт in Canone из Струнного квинтета c-moll В. А. Моцарта 148
§ 6. «Канон – загадка сфинкса» 151
Нотация канонов 151 
Терминология 152 
Эмблематические каноны 153
Глава четвертая. Фуга 157
§ 1. Общая характеристика 157
§ 2. Тема фуги 159 
Характерность темы 159
 Ладогармонические основы 162 
Интонационная структура 163
§ 3. Ответ 165 
Тональность 165
Точность имитирования (ответы реальные и тональные) 167
Виды тональных ответов и условия их применения 167
 Ответ на однотональную тему 170 
Ответ на модулирующую тему 171 
Некоторые особые случаи 173 
Ответы с изменением исходного лада 174
 Ответы с мелодико-ритмическим преобразованием 174 
Ответ в фугах XX в. 175
§ 4. Противосложение 176 
Два значения термина 176 
Удержанное противосложение 176 
Удержанное противосложение и сложный контрапункт 176
 Интонационный материал 177 
Введение противосложения 177
§ 5. Интермедия 180 
Типы интермедий в баховских фугах 180
Тематический материал 180 
Строение интермедий 180 
Масштабное соотношение интермедий с темой 180
§ 6. Стретта 186
§ 7. Педаль 187
§ 8. Экспозиция 190 
Тональный принцип 190 
Порядок вступления голосов 190
 Интермедии в экспозиции 192 
Дополнительные проведения. Контрэкспозиция 192 
Динамизация контрэкспозиции в творчестве И. С. Баха 192
§ 9. Послеэкспозиционная часть фуги 195
 Развивающий раздел 195
 Завершающий раздел 196
§10. Многотемные фуги 197
Глава пятая. Из истории фуги 199
§ 1. Композиционные принципы фуг И. С. Баха 199 
Фуга из клавирной Сонаты C-dur (в сравнении с ее первоисточником) 200
 Общая характеристика принципов формообразования в фугах Баха 201
Систематика баховских фугированных форм 202
Фуга d-moll I 202 
Фуга Fis-dur I 202 
Kyrie I из Мессы h-moll 202
 Фуга из Сонаты C-dur для скрипки соло 203
 Три класса фугированных форм 204
§ 2. Фуга в творчестве венских классиков 209 
Общая характеристика состояния полифонии в эпоху гомофонных форм 209
 «Большая полифоническая форма» 209
 Фуга в творчестве Й. Гайдна 210 
Фуга в творчестве В. А. Моцарта 211
 Клавирные фуги В. А. Моцарта 211 
Фантазия и фуга C-dur для клавира 211
 Фуга c-moll для двух клавиров 211
Фуга в творчестве Л. ван Бетховена 212 
Поздние фуги 213
 Фута в финале Сонаты D-dur op. 102 № 2 (для фортепиано и виолончели) 214 
Фуга в финале фп. Сонаты № 28 A-dur op. 101 214
 Фуга в финале фп. Сонаты № 29 B-dur op. 106 215
Фуга в финале фп. Сонаты № 31 As-dur op. 110 217 
Фуги в фортепианных вариациях 220 
15 вариаций и фута ор. 35 220 
33 вариации на тему вальса А. Диабелли ор. 120 224
§ 3. Фуга в творчестве композиторов-романтиков 225 
Программная фуга 225
Концертная фуга 226 
Ф. Лист. Фантазия и фуга на тему В-А-С-Н 226 
Полифонический цикл прелюдия-фуга. Фуги с хоралом 230
С. Франк. Прелюдия, хорал и фуга 231 
Полифонизация сонатной формы 234 
Фуги в вариациях 234 
Фуги – самостоятельные произведения 234
 Сборники фуг 234
§ 4. Русская фуга XIX – первой трети XX в. 234 
М. И. Глинка 234
А. Г. Рубинштейн 235 
П. И. Чайковский 236 
А. К. Глазунов 237
С. И. Танеев 237
§ 5. Фуга в музыке XX в. 238
Развитие классических традиций 238
Фуга в творчестве П. Хиндемита 238
 Финал Сонаты № 3 для фортепиано 239 
«Ludus Tonalis» 240
Фуга в творчестве Д. Д. Шостаковича 242
 Прелюдия e-moll op. 34 № 4 242 
Фуга из оратории «Песнь о лесах» 243
 Прелюдия и фуга из Фортепианного квинтета 243
 24 Прелюдии и фуги ор. 87 243
 Фуга в творчестве Р. К. Щедрина 246 
24 Прелюдии и фуги 247 
Полифоническая тетрадь 248
Новейшее искусство 249 
Б. Барток. Фуга из «Музыки для струнных, ударных и челесты» (ч. I) 249
 И. Ф. Стравинский. Финал Концерта для двух фортепиано соло 250 
О. Мессиан. «Им было создано все» («20 взглядов на младенца Иисуса», № 6) 254
 Фуги в серийной музыке 254
А. Веберн. Фуга из Первой кантаты ор. 29 (ч. III) 254
 А. Шнитке. Импровизация и фуга 256
Послесловие Глен Гульд «So You Want to Write a Fugue?» 264
Приложение I И. С. Бах. Прелюдия из Сюиты № 5 для виолончели соло 266
В. А. Моцарт. Фута c-moll для двух клавиров 270 
Л. ван Бетховен. Финал Сонаты D-dur ор. 102 № 2 для фортепиано и виолончели 276
Л. ван Бетховен. Финал alla Fuga из цикла 15 вариаций с фугой ор. 35 283
 Л. ван Бетховен. Вариация XXIV из цикла 33 вариации на тему А. Диабелли ор. 120 290 
Л. Ван Бетховен. Вариация XXXII из цикла 33 вариации на тему А. Диабелли ор. 120 291
 И. Ф. Стравинский. Финал Концерта для двух фортепиано соло 295 
О. Мессиан. «Им было создано все» («20 взглядов на младенца Иисуса», № 6) 307
Приложение II Практические работы студентов 328
 Каноны-загадки 328 
Каноны-прелюдии 335
Фугированные формы 344
Додекафонные инвенции 350
Литература 352 
Список иллюстраций 354

