Феликс Мендельсон-Бартольди (1809–1847). 200 лет со дня рождения


  • Издательство: Московская консерватория НИЦ «Московская консерватория», 2009
  • Тираж: 500 экз.
  • К-во страниц: 92
  • ISBN: 978-5-89598-231-0

Редактор-составитель Д. Р. Петров. Редактор М. Д. Соколова.


Во многих странах мира 2009 год стал для музыкантов-исполнителей, ученых, слушателей годом музыки Феликса Мендельсона-Бартольди – великого немецкого композитора, родившегося двести лет назад. Его юбилей в ряду иных юбилеев – особый. Вряд ли когда-нибудь раньше он праздновался столь широко и с таким неподдельным энтузиазмом. Обращение к музыке Мендельсона сопряжено сегодня с радостью нового знакомства с композитором, творчество которого на протяжении долгого времени было оттеснено на второй план не только по художественно-эстетическим, но и по разного рода идеологическим мотивам. Это и антисемитизм, накладывавший в определенное время тяжелую печать на отношение к Мендельсону и на его родине в Германии, и в России. Это и приверженность музыкантов второй половины XIX, а во многом и ХХ века идее прогресса, их вера в безусловную ценность открытого новаторства, индивидуальной неповторимости, национальной самобытности, поступательного развития средств музыкального искусства. Таков был комплекс представлений, которые мешали непредвзятому отношению к творчеству Мендельсона.

Для того, чтобы не только заново, но и полнее, чем раньше, раскрыть личность и композиторское наследие Мендельсона, в последние годы ученые проделали огромную работу, и она еще далека от завершения. Так, в 2009 году вышел из печати первый исчерпывающий и подробный указатель сочинений Мендельсона – плод многолетнего труда лейпцигского музыковеда Ральфа Венера. Число изданных томов Лейпцигского собрания сочинений Мендельсона приблизилось к 30-ти. Еще одно достижение юбилейного года – начало выхода полного собрания писем композитора, которое будет включать не менее 12-ти томов.

Среди авторов, написавших статьи для нашего буклета, есть и отечественные, и зарубежные музыковеды. Последние принимают самое непосредственное участие в открытии еще неизвестных страниц творчества Мендельсона. Роланд Дитер Шмидт-Хензель возглавляет Архив Мендельсонов в Берлинской государственной библиотеке. Кристиан Мартин Шмидт руководит Лейпцигским собранием сочинений Мендельсона, в рамках которого он подготовил издания произведений тех жанров, о которых здесь пишет. Результаты подобной кропотливой работы, которыми затем пользуются другие музыковеды и музыканты-исполнители, выявляют в облике Мендельсона черты, ранее скрытые или не сознававшиеся в должной мере. Это его высочайшая требовательность к себе, склонность к длительной и многоступенчатой работе над произведениями, которые дошли до нас в различных редакциях, обостренное чувство ответственности, не позволившее ему опубликовать едва ли не большую часть написанного. Многие ранее неизвестные произведения или их редакции уже вошли в исполнительскую практику, и подобных открытий будет еще немало.

Предлагаемый буклет, конечно, лишь в малой степени отражает то новое представление о Мендельсоне, какое складывается сегодня на основе тщательного изучения материалов его жизни и деятельности. Но и он, надеемся, поможет читателям как вспомнить известное, так и узнать новое, войти в богатый и прекрасный мир великого композитора.

Иллюстрации для настоящего издания предоставлены различными библиотеками и архивами. Помещены здесь и материалы из Научной музыкальной библиотеки имени С. И. Танеева Московской консерватории, в фондах которой хранятся редкие прижизненные издания сочинений Мендельсона. Многие из них были выявлены в совместной работе библиотеки и кафедры истории русской музыки, при прохождении студентами историко-теоретического факультета архивной практики. Наконец, буклет знакомит не только с жизнью и музыкальной деятельностью Мендельсона, но и с его высоко талантливым искусством художника-пейзажиста, автора многочисленных рисунков и акварелей.

Д. Р. Петров

Р. Д. Шмидт-Хензель Феликс Мендельсон-Бартольди и его наследие 3

Д. Р. Петров География жизни и деятельности Мендельсона 10

Е. М. Царева
«Великолепная отрасль программного искусства…» О камерных ансамблях 44

К. М. Шмидт
«Создатель программной музыки». О концертных увертюрах 49

Д. Р. Петров
Мендельсон и фортепиано 57

К. М. Шмидт
Мендельсон и орган 64

К. М. Шмидт
Песни Мендельсона 71

О. С. Фадеева
Оратории Мендельсона 77

Год Мендельсона в Московской консерватории 86

Сведения об авторах 90