Новые приемы игры на флейте


  • Рецензент: профессор О. В. Худяков
  • Издательство: Научно-издательский центр "Московская консерватория", 2011
  • Тираж: 200 экз.
  • К-во страниц: 80
  • ISBN: 978-5-89598-239-6

Составитель, автор методической части: доцент О. И. Танцов

В настоящем издании впервые на русском языке в систематизированном виде представлены новые приемы игры на флейте, появившиеся в музыке второй половины ХХ века, и даны методические рекомендации по достижению особых эффектов звукоизвлечения. В нотном разделе приведены шесть пьес современных российских композиторов, в которых используются эти приемы. Все пьесы публикуются впервые.

Издание адресовано флейтистам, композиторам и музыкантам других специальностей, интересующимся современными исполнительскими техниками.

Введение 4

Цифровые обозначения клапанов флейты по Б. Бартолоцци 5

Глава I. Операции со звуковысотностью

Обертоны 6

Мультифоники 7

Глиссандо 11

Вибрато и smorzato 11

Четвертитоны 12

Трели и тремоло 13

Глава II. Специальные эффекты

Фруллато 15

Slap-tongue или pizzicato 16

Tongue-ram («вколоченный язык») 16

Whistle tones (свистящие звуки) 17

Jet Whistle («струя свиста»). 18

Звук с шумом воздуха. 18

Aeolian sounds («эоловы звуки») 18

Удары клапанами. 19

«Трубный амбушюр». 20

Пение с игрой. 20

Игра на мундштуке 21

Циркулярное дыхание 21

Четвертая октава 22

Заключение 23

Библиография 24

Нотография 24

 

С. Павленко Азбука Морзе 27

М. Воинова Decores 36

З. Фахрадов Magum II 38

Д. Курляндский FL 52

А. Вустин Птичка Божия 57

А. Сысоев Marsyas 60

Приложение: Ю. Каспаров C’est la vie, концерт для флейты с оркестром (фрагмент) 75

Возникновение новых техник игры на деревянных духовых инструментах было вызвано объективными тенденциями, проявившимися в музыкальной композиции второй половины XX века. Бурное наступление послевоенного авангарда привело к открытию многих нетрадиционных способов игры, продемонстрировавших неизвестные дотоле возможности классических инструментов. Эти возможности оказались столь необычными и столь богатыми, что смогли дать сильный толчок также для развития классического, академического исполнительства.

<...>

Настоящая работа призвана в какой-то степени заполнить образовавшийся пробел как в методическом, так и в информационном плане. Она состоит из двух разделов: методического и нотного.

Первый раздел включает в себя две главы: первая посвящена операциям со звуковысотностью (мультифоники, четвертитоны, обертоны, глиссандо, вибрато, трели и тремоло), вторая содержит анализ специальных эффектов (фруллато, свистящих звуков, ударных эффектов, звука с пением, с шумом воздуха и некоторых других), техники циркулярного дыхания и аппликатур четвертой октавы. В конце этого раздела помещена библио­графия, куда включены наиболее известные методические труды западных исполнителей и педагогов, и нотография современных сочинений для флейты. В нотографию вошли те произведения второй половины ХХ века, которые, на наш взгляд, имеют наибольшую музыкальную ценность и особенно интересны с точки зрения использования новейших приемов игры на флейте.

Второй, нотный, раздел включает шесть произведений российских композиторов для флейты solo. Пять из них были написаны по просьбе составителя специально для данного пособия. Сочинения различны по языку, исполнительским приемам и сложности. «Азбука Морзе» Сергея Павленко — яркая, виртуозная пьеса с богатым использованием четвертитоновой интервалики. Небольшое сочинение молодого композитора Марины Воиновой «Decores» («Украшения»), построенное на тонких, хрупких звучаниях на грани исчезновения, прекрасно показывает возможности инструмента в тихих, нежных нюансах. Блестящая пьеса «Magum II» Заура Фахрадова (бакинского композитора, давно живущего в России) демонстрирует все инструментальные достижения XX века в технике духовых инструментов и неуемную фантазию талантливейшего автора, к сожалению, мало сочиняющего в последнее время. Произведение одного из самых одаренных композиторов поколения, заявившего о себе на рубеже тысячелетий, — Дмитрия Курляндского «FL» (falsa lectio — лат. разно­чтение) способно ужаснуть «классического» флейтиста. Однако современному исполнителю (кому, собственно, и адресовано это сочинение) оно покажется ценнейшим и интереснейшим подарком, обогащающим флейтовый репертуар. Изящная миниатюра «Птичка Божия» принадлежит перу выдающегося российского композитора Александра Вустина. Сложнейшая пьеса «Marsyas» Алексея Сысоева, посвященная солистке ансамбля «Студия новой музыки» Марине Рубинштейн, напоминает о произведениях для флейты Брайана Фернихоу. Все сочинение построено на новых приемах игры, «нормальные» звуки в нем практически отсутствуют.

В Приложении помещен фрагмент (каденция) флейтового концерта Юрия Каспарова «C’est la vie», который был написан в 2003 году по просьбе выдающегося французского флейтиста и педагога Пьера-Ива Арто и впервые исполнен им в Большом зале Московской консерватории на фестивале «Московская осень» в ноябре того же года. Мультифоники и их аппликатуры взяты композитором из книги П.-И. Арто «Present Day Flutes».

Автор(ы)


Олег Худяков

Заслуженный артист РФ

Ссылки