Музыка ХХ века : от авангарда к постмодерну : Учебное пособие
  • Автор:Марианна Высоцкая, Галина Григорьева
  • Рецензент: Л. О. Акопян, доктор искусствоведения; В. Г. Тарнопольский, профессор; Г. И. Лыжов, кандидат искусствоведения, доцент
  • Издательство: Научно-издательский центр "Московская консерватория", 2011
  • Тираж: 300 экз.
  • К-во страниц: 440
  • ISBN: 978-5-89598-257-0

Предлагаемое издание представляет собой учебное пособие для музыковедов и композиторов первого курса консерваторий. Оно написано в оригинальном жанре лекций, содержащих актуальный материал по узловым проблемам отечественной и зарубежной музыки в ее движении от начала ХХ века к веку нынешнему. Акцентируются вопросы стилей, жанров, техник композиции в произведениях, ставших знаковыми в избранном периоде времени и малоизвестных студентам на начальном этапе обучения. В лекциях затрагиваются ключевые культурологические темы — авангардизм, постмодернизм, интертекстуальность и другие; наряду с изученными сегодня техниками (серийностью, сериальностью, пуантилизмом, алеаторикой) рассматриваются менее известные (формализованная музыка, спектральная музыка). Лекции предваряют для первокурсников специальные историко-теоретические дисциплины, на начальном этапе обучения погружая их в непростую ситуацию современной музыки. Они могут быть использованы как педагогами, ведущими спецкурс «Современная музыка», так и всеми, кто так или иначе соприкасается в преподавании с композиторским творчеством ХХ–XХI веков.

 

От авторов 7

1. Введение в музыку ХХ века 9

Чарлз Айвз — Четвертая симфония

Литература 19

2. Экспрессионизм и новые техники ХХ века 23

2.1. От тональности к атональности: Арнольд Шёнберг — Второй струнный квартет fis-moll ор. 10, Пять пьес для оркестра ор. 16 27

Литература 33

2.2. Тональная додекафония: Альбан Берг — Симфонические пьесы из оперы «Лулу», Концерт для скрипки с оркестром 37

Литература 43

2.3. Гемитоника и додекафония: Антон Веберн — Симфония ор. 21, Вариации для фортепиано ор. 27 (Вариации для оркестра ор. 30) 46

Литература 52

3. Русский авангард начала XX века и новые техники 57

3.1. Движение к свободной двенадцатитоновости: Артур Лурье — «Формы в воздухе» («Синтéзы» ор. 16) 60

Литература 64

3.2. Авторские версии хроматической тональности: Николай Рославец — «Три сочинения» для фортепиано. Александр Мосолов — Четвертая соната для фортепиано ор. 11 (Николай Рославец — Ноктюрн. Александр Мосолов — «Три детские сценки» ор. 16, «Четыре газетных объявления» ор. 21) 65

Литература 73

3.3. Техника микрохроматики: Иван Вышнеградский — Прелюдии в четвертитоновой системе для двух фортепиано ор. 22, «Этюд на тему магического квадрата» для фортепиано ор. 40, «Этюд на вращательных движениях» для камерного оркестра ор. 45 с (Композиция для струнного квартета в четвертитоновой шкале ор. 43) 75

Литература 84

4. Интертекстуальные тенденции 86

4.1. Неоклассицизм («вариации на стиль»): Игорь Стравинский — «Пульчинелла», «Поцелуй феи», «Похождения повесы», Месса (Симфония in C, Октет для духовых инструментов) 90

Литература 99

4.2. Транскрипция и работа по модели: Эдисон Денисов — Партита для скрипки и камерного оркестра. Альфред Шнитке — Concerto grosso № 2 (Родион Щедрин — «Музыка для города Кётена») 102

Литература 109

4.3. Цитата, аллюзия, анаграмма (монограмма): Фарадж Караев — Серенада «Я простился с Моцартом на Карловом мосту в Праге» («1791»). Альфред Шнитке — Третья симфония (Фарадж Караев — Концерт для фортепиано и камерного оркестра. Альфред Шнитке — Minnesang, Moz-Art, (K)ein Sommernachtstraum) 111

Литература 126

5. Фольклор и музыка ХХ века 128

5.1. У истоков неофольклоризма: Игорь Стравинский — «Прибаутки», Три пьесы для струнного квартета, «Свадебка». Бела Барток — Cantata profana (Игорь Стравинский — «Колыбельные кота») 130

Литература 136

5.2. Неофольклоризм: Родион Щедрин — «Озорные частушки». Николай Сидельников — «Сокровенны разговоры». Владимир Мартынов — «Ночь в Галиции» (Николай Сидельников — «Русские сказки») 138

Литература 148

5.3. Фольклор и двенадцатитоновость: Роман Леденёв — «Попевки». Сергей Слонимский — «Концерт-буфф». Родион Щедрин — «Звоны». Эдисон Денисов — «Плачи» 150

Литература 158

6. Музыкальный авангард II 161

6.1. Конкретная и электроакустическая музыка: Пьер Шеффер — Пьер Анри — «Symphonie pour un homme seul». Дьёрдь Лигети — «Artikulation», «Aventures». Эдгар Варез — «De´serts», «Poe´me electronique» (Джон Кейдж — «Credo in Us», «Radio Music», «Fontana Mix», «Imaginary Landscapes» № 1, 2, 4, 5) 161

Литература 175

6.2. Сонорика и сонористика: Эдгар Варез — «Hyperprism», «Ionisation». Кшиштоф Пендерецкий — «Ofiarom Hiroszimy: Tren». Джордж Крам — «Night of the Four Moons», «Lux aeterna», «Vox balaenae» (Кшиштоф Пендерецкий — «Anaklasis», «Polymorphia». Джордж Крам — «Makrokosmos» I, II) 177

Литература 194

6.3. Сонорика и электроакустическая музыка: Карлхайнц Штокхаузен — «Gesang der Jünglinge», «Kontakte». Эдуард Артемьев — «Двенадцать взглядов на мир звука: Вариации на один тембр». Альфред Шнитке — «Поток». Эдисон Денисов — «Пение птиц» (София Губайдулина — «Vivente — non vivente») 197

Литература 207

6.4. Статическая сонорная композиция: Дьёрдь Лигети — «Atmosphe`res», «Lontano», «Lux aeterna» (Requiem, «Ramifications») 209

Литература 214

6.5. Техника алеаторики: Витольд Лютославский — «Trois poe`mes d’Henri Michaux», «Livre pour orchestre» (Альфред Шнитке — Серенада для пяти музыкантов) 216

Литература 225

6.6. Индивидуальная система музыкального языка и феномен программности: Оливье Мессиан — «Harawi, chant d’amour et de la mort», «Oiseaux exotiques», «Et exspecto resurrectionem mortuorum» («La Nativite´ du Seigneur», «Couleurs de la Cite´ ce´leste», «Cinq Rechants», «Chronochromiе») 228

Литература 241

6.7. Сериализм: Луиджи Ноно — «Polifonica — Monodia — Ritmica», «Incontri», «Il canto sospeso» 243

Литература 251

6.8. От сериализма — к формульной композиции: Карлхайнц Штокхаузен — «Kreuzspiel», «Klavierstück XI», «Momente», «Stimmung», «Mantra» («Aus den sieben Tagen», «Tierkreis» («Zodiac»), «Ylem») 254

Литература 263

6.9. Постсериализм: Пьер Булез — «Le Marteau sans maître», «E´clat», «Rituel: in memoriam Bruno Maderna» (Третья соната для фортепиано, «Pli selon pli (S. Mallarme)») 267

Литература 278

6.10. Новая техника вокального интонирования: Лючано Берио — «Circles», «O King», «Cries of London» («А-Ronne», «Coro») 282

Литература 290

6.11. «Манифест постмодернизма»: Лючано Берио — Симфония для восьми голосов и оркестра 291

Литература 297

6.12. Сонорная модальность: Джон Кейдж и его prepared piano — «Bacchanale», «Sonatas and Interludes», «Second construction» («Music for Marcel Duchamp», «A Room», «A Valentine out of Season», «Prelude for Meditation», «The Perilous Night») 299

Литература 307

6.13. «Формализованная музыка»: Яннис Ксенакис — «Metastaseis», «Nomos gamma», «Phlegra» («Anaktoria», «Jonchaies», «Palimpsest», «Jalons») 311

Литература 321

6.14. Спектральная музыка: Жерар Гризе — «Modulations». Тристан Мюрай — «De´sinte´grations» (Жерар Гризе — «Pe´riodes», Тристан Мюрай — «Me´moire / E´rosion») 324

Литература 335

7. Американский минимализм 339

Терри Райли — «In C». Стив Райх — «Piano Phase», «Different Trains». Филип Гласс — «Mad Rush», «Metamorphosis» 1–5. (Филип Гласс — «Wichita Vortex Sutra». Стив Райх — «Tehillim». Джон Адамс — «Century Rolls», «Hallelujah Junction»)

Литература 350

8. Отечественная музыка второй половины ХХ века 352

8.1. Второй авангард в России (I). Серийная техника: Андрей Волконский — «Musica stricta», «Сюита зеркал». Николай Каретников — Соната для скрипки и фортепиано ор. 16 (Николай Каретников — Струнный квартет op. 18) 352

Литература 361

8.2. Второй авангард в России (II). «Московская тройка»: Эдисон Денисов — «Солнце инков». Альфред Шнитке — Кантата «История доктора Иоганна Фауста». София Губайдулина — Концерт для скрипки с оркестром «Offertorium» 363

Литература 371

8.3. Эстетика «новой простоты»: Арво Пярт — «Tabula rasa», «Fratres». Валентин Сильвестров — Первый квартет, «Тихие песни» (Арво Пярт — «Passio Domini nostri Jesu Christi secundum Joannem», «Stabat mater». Валентин Сильвестров — «Китч-музыка», Серенада для струнного оркестра, «Постлюдия» для фортепиано и симфонического оркестра) 375

Литература 387

8.4. Русская версия минимализма: Владимир Мартынов — «Листок из альбома», «Плач Иеремии». Николай Корндорф — «Ярило», «Гимны» I, II, III (Владимир Мартынов — «Opus posth I», «Двенадцать побед короля Артура». Николай Корндорф — «Con sordino», «In D») 390

Литература 401

8.5. Композиторы — члены АСМ-2 (I): Фарадж Караев — Концерт для оркестра и скрипки соло. Владимир Тарнопольский — «Маятник Фуко» (Фарадж Караев — «Vingt ans aprѐs — nostalgie…», «Klänge einer traurigen Nacht». Владимир Тарнопольский — «Кассандра», «Hommage à Kandinsky») 404

Литература 417

8.6. Композиторы — члены АСМ-2 (II): Виктор Екимовский — «Аленький цветочек» (Композиция 91). Юрий Каспаров — «Les Symboles de Picasso». Александр Раскатов — «Xenia» (Виктор Екимовский — «Стихъ на скончаніе вѣка сего» (Композиция 84). Юрий Каспаров — «Obe´lisque». Александр Раскатов — «Ritual») 421

Литература 438

Учебное пособие «Музыка ХХ века: от авангарда к постмодерну» построено в виде лекций для дисциплины «Современная музыка», которая преподается на первом курсе консерваторий у музыковедов и композиторов. Цель пособия — на раннем этапе обучения приобщить студентов к актуальным проблемам музыки ХХ века. В его основу легла тематика, составившая содержание курса профессора Г. В. Григорьевой, созданного ею в 1981 году и читавшегося в Московской консерватории до 2008 года. С этого времени курс перешел к доценту М. С. Высоцкой, кардинально обновившей музыкальный материал и тематику лекций, которые приобрели статус авторских. В ее изложении лекции и составили содержание пособия, проблематика которого отражает основные категории музыки ушедшего столетия — стиль, жанры, техники композиции в их сложном взаимодействии и новом наполнении. Это связано с радикально изменившейся парадигмой искусства ушедшего века от его начала к концу: именно поэтому пособие в предлагаемом варианте имеет подзаголовок «от авангарда к постмодерну».

Построенный исторически, курс в некоторых темах намеренно нарушает хронологию, чтобы подчеркнуть сходство эстетических устремлений, технологических новаций, стилистических поисков отечественных и зарубежных композиторов. Историзм курса — в его опоре на периодизацию, принятую в нашей музыковедческой науке и отраженную в терминах Ю. Н. Холопова «авангард I» (1910–1920-е годы) и «авангард II» (1950–1960-е годы), объединивших сходные новации как в отечественной музыке, так и в мировом музыкальном искусстве.

При структурировании курса неизбежно возникли некоторые сложности в причислении того или иного композитора к музыке отечественной или зарубежной (например, А. Пярта и В. Сильвестрова, творческий путь которых начинался еще в советских республиках, но продолжился уже за их пределами; краткие биографические справки уточняют эти обстоятельства).

Авторы отдают себе отчет в том, что трактовка некоторых терминов — таких, как авангард, интертекстуальность, постмодернизм — достаточно дискуссионна, однако и сами по себе эти термины на сегодняшний день допускают неоднозначность толкований. Внушительные списки отечественной и зарубежной литературы, в том числе самой последней, служат опорой в трактовке новых понятий искусства ХХ века в заявленном ракурсе «от авангарда к постмодерну», до сих пор не разработанном сколько-нибудь последовательно и целостно. Пособие по мере возможностей предпринимает такую попытку в рамках годичного учебного курса.

Музыкальные иллюстрации построены на знаковых произведениях музыки ХХ века. В ряду авторов — не только те, кто прочно завоевал позиции ведущих представителей музыки ушедшего столетия, но и те, кто к настоящему времени определяют основные тенденции композиторского творчества.

Лекции включают краткое изложение сути обозначенной проблемы, биографические сведения о композиторах (за исключением фигур, достаточно подробно освещенных в музыковедческой литературе — Шёнберга, Берга, Веберна, Стравинского, Бартока) и аналитические очерки о музыкальных произведениях (с нотными примерами); списки литературы представлены по темам. Курсивом в названиях лекций обозначены те произведения, которые могут использоваться в качестве дополнения или замены анализируемых сочинений. В ходе занятий предполагается прослушивание записей, целиком или во фрагментах, на усмотрение педагога. Желательны также обсуждения со студентами материала лекций и музыки.

Основные, крупные «блоки» лекционного курса таковы:

I. Введение в музыку ХХ века

II. Экспрессионизм и новые техники ХХ века

III. Русский авангард начала XX века и новые техники

IV. Интертекстуальные тенденции

V. Фольклор и музыка ХХ века

VI. Музыкальный авангард II

VII. Американский минимализм

VIII. Отечественная музыка второй половины ХХ века

Тематические разделы не равны по масштабу (например, «Американский минимализм» представлен только одной лекцией, в то время как раздел «Музыкальный авангард II» содержит 14 лекций), что объясняется значимостью той или иной проблематики в музыке ХХ века.

Переводы с иностранных языков, в которых не указан переводчик, выполнены М. С. Высоцкой. Система библиографических ссылок, принятая в пособии, ориентирована на списки литературы, помещенные в конце разделов. В постраничных сносках указываются: фамилия автора, сокращенное название работы и номер страницы, либо ключевое слово названия и номер страницы.

Авторы надеются, что материал пособия будет полезен не только ведущим курс «Современная музыка», но и тем, кто так или иначе соприкасается с музыкой ХХ века, в ее движении от авангарда к постмодерну.

Выражаем благодарность принявшим участие в обсуждении пособия доктору искусствоведения, заведующему кафедрой теории музыки Московской консерватории профессору А. С. Соколову, кандидату искусствоведения, доценту кафедры теории музыки Московской консерватории Г. И. Лыжову, заведующему кафедрой современной музыки Московской консерватории профессору В. Г. Тарнопольскому, рецензенту — доктору искусствоведения, заведующему Отделом современных проблем музыкального искусства Государственного института искусствознания Л. О. Акопяну, а также сотрудникам Научно-издательского центра «Московская консерватория» (Н. О. Власовой, Г. А. Моисееву, Е. А. Лариной, С. М. Мовчану) за высказанные рекомендации и поддержку.