Гармония для начинающих. Часть I
  • Автор:Т. С. Кюрегян
  • Рецензент: Г. И. Лыжов, кандидат искусствоведения, доцент; О. Е. Назайкинская, кандидат искусствоведения, доцент
  • Издательство: Научно-издательский центр "Московская консерватория", 2012
  • Тираж: 150 экз.
  • К-во страниц: 92
  • ISBN: 978-5-89598-261-7

Данное руководство по общему курсу гармонии предназначено для иностранных студентов, обучение которых имеет свою специфику. Издание выходит в двух частях. Его первая часть охватывает материал среднего звена и содержит (в качестве введения) минимальные, необходимые для изучения гармонии сведения по элементарной теории. Книга снабжена заданиями во всех практикуемых формах: письменные упражнения, игра на фортепиано, гармонический анализ.

Скачать в PDF

От автора 7

Введение. Сведения по элементарной теории музыки

§ 1. Названия звуков 8

§ 2. Диез 8

§ 3. Бемоль 8

§ 4. Дубль-диез 8

§ 5. Дубль-бемоль 8

§ 6. Бекар 8

§ 7. Гамма 8

§ 8. Ступень (1-е значение) 8

§ 9. Полутон 9

§ 10. Тон 9

§ 11. Ступень (2-е значение) 9

§ 12. Интервал 9

§ 13. Ступенная величина интервалов 9

§ 14. Тоновая величина интервалов 9

§ 15. Чистые интервалы 9

§ 16. Малые и большие интервалы 9

§ 17. Уменьшённые интервалы 10

§ 18. Увеличенные интервалы 10

§ 19. Тритон 10

§ 20. Лад 10

§ 21. Мажор 10

§ 22. Минор 10

§ 23. Тональность 11

§ 24. Наименование тональности 11

§ 25. Употребительные тональности 11

§ 26. Мажорные тональности 11

§ 27. Минорные тональности 12

§ 28. Энгармонически равные тональности 12

§ 29. Число знаков в тональностях 12

§ 30. Одноимённые тональности 13

§ 31. Параллельные тональности 13

§ 32. Аккорды 13

§ 33. Виды трезвучий 13

§ 34. Виды септаккордов 13

§ 35. Обращения аккордов 13

§ 36. Обращения трезвучий 13

§ 37. Обращения септаккордов 14

§ 38. Основные длительности 14

Гармония. Часть I

§ 39. Четырёхголосное изложение 15

§ 40. Стабильное четырехголосие 15

§ 41. Название звуков аккорда 15

§ 42. Нормативное удвоение в трезвучии 15

§ 43. Расположение аккорда 15

§ 44. Тесное расположение 15

§ 45. Широкое расположение 15

§ 46. Мелодическое положение 16

ЗАДАНИЕ 1 16

§ 47. Функция аккорда 16

§ 48. Возможное последование функций 16

§ 49. Доминанта в миноре 16

ЗАДАНИЕ 2 16

§ 50. Голосоведение 16

§ 51. Соединение трезвучий 16

§ 52. Гармоническое соединение 17

§ 53. Перекрещивание голосов 17

ЗАДАНИЕ 3 17

§ 54. Мелодическое соединение 17

ЗАДАНИЕ 4 18

§ 55. Гармонизация мелодии 19

§ 56. Выбор расположения 19

ЗАДАНИЕ 5 20

§ 57. Перемещение трезвучия 21

ЗАДАНИЕ 6 22

§ 58. Повторение гармонии при перемещении 22

ЗАДАНИЕ 7 22

§ 59. Скачки терций 23

ЗАДАНИЕ 8 24

§ 60. Скачки терций в миноре 25

ЗАДАНИЕ 9 25

§ 61. Период 25

§ 62. Каденция 25

ЗАДАНИE 10 26

§ 63. Кадансовый квартсекстаккорд 26

ЗАДАНИЕ 11 27

§ 64. Секстаккорд 27

ЗАДАНИЕ 12 28

§ 65. Плавное соединение трезвучия и секстаккорда 28

ЗАДАНИE 13 29

§ 66. Соединение секстаккордов с кадансовым 29

ЗАДАНИЕ 14 29

§ 67. Применение секстаккордов 29

ЗАДАНИЕ 15 30

§ 68. Перемещение в секстаккордах 30

ЗАДАНИЕ 16 30

§ 69. Скачки при соединении трезвучия и секстаккорда 31

ЗАДАНИЕ 17 31

§ 70. Скачки при соединении секстаккорда и трезвучия 31

ЗАДАНИE 18 32

§ 71. Соединение двух секстаккордов 33

§ 72. Увеличенные интервалы при соединении секстаккордов 33

ЗАДАНИE 19 34

§ 73. Проходящие обороты 35

§ 74. Проходящие квартсекстаккорды 35

ЗАДАНИE 20 36

§ 75. Вспомогательные обороты 37

§ 76. Вспомогательные квартсекстаккорды 37

ЗАДАНИE 21 38

§ 77. Доминантсептаккорд 38

§ 78. Разрешение доминантсептаккорда 39

§ 79. Употребление доминантсептаккорда 39

§ 80. Перемещение доминантсептаккорда 40

§ 81. Неполный доминантсептаккорд 40

ЗАДАНИE 22 41

§ 82. Обращения доминантсептаккорда 41

§ 83. Разрешение обращений доминантсептаккорда 41

§ 84. Употребление обращений доминантсептаккорда 42

§ 85. Проходящие обороты с доминантовым терцквартаккордом 42

ЗАДАНИE 23 43

§ 86. Секстаккорд II ступени 44

ЗАДАНИЕ 24 45

§ 87. Трезвучие II ступени 46

§ 88. Проходящие обороты с аккордами II ступени 46

ЗАДАНИЕ 25 46

§ 89. Субдоминанты гармонического мажора 47

ЗАДАНИЕ 26 48

§ 90. Прерванная каденция 48

§ 91. Трезвучие VI ступени вне каденции 49

ЗАДАНИЕ 27 49

§ 92. Септаккорд II ступени 50

§ 93. Разрешение II7 в тонику 50

§ 94. II7 в каденции 51

ЗАДАНИЕ 28 51

§ 95. Проходящие обороты с участием II7 52

§ 96. Вспомогательные обороты с II7 52

ЗАДАНИЕ 29 53

§ 97. Вводный септаккорд, или септаккорд VII ступени 54

§ 98. Разрешение VII7 в тонику 54

ЗАДАНИЕ 30 55

§ 99. Проходящие обороты с участием VII7 55

ЗАДАНИЕ 31 56

§ 100. Доминантовый нонаккорд 56

ЗАДАНИЕ 32 57

§ 101. Доминанта с секстой 57

ЗАДАНИЕ 33 58

§ 102. Секстаккорд VII ступени 59

ЗАДАНИЕ 34 59

§ 103. Трезвучие III ступени 59

ЗАДАНИЕ 35 60

§ 104. Диатонические секвенции 61

ЗАДАНИЕ 36 61

§ 105. Двойная доминанта 62

§ 106. Подготовка аккордов двойной доминанты 62

§ 107. Двойная доминанта в каденции 63

ЗАДАНИЕ 37 64

§ 108. Альтерация двойной доминанты 64

ЗАДАНИЕ 38 65

§ 109. Двойная доминанта внутри построения 66

ЗАДАНИЕ 39 66

§ 110. Отклонение 67

ЗАДАНИЕ 40 68

§ 111. Хроматические секвенции 68

ЗАДАНИЕ 41 69

§ 112. Модуляция 70

ЗАДАНИЕ 42 71

Русско-английский словарь музыкальных терминов 72

Образцы для анализа

1. Ф. Шопен. Ноктюрн ор. 37 № 1 76

2. Ф. Шуберт. «Король в Фуле» D 367 76

3. Р. Шуман. «Смелый наездник» из «Альбома для юношества» op. 68 77

4. Р. Шуман. «Народная песенка» из «Альбома для юношества» ор. 68 77

5. Р. Шуман. «Колыбельная песенка» из «Альбома для юношества» ор. 68 78

6. Л. ван Бетховен. Соната для фортепиано № 8, I часть 78

7. Л. ван Бетховен. Соната для фортепиано № 9, II часть 79

8. И. Брамс. «Девушка» ор. 95 № 1 79

9. В. А. Моцарт. Соната для скрипки и фортепиано К 377, II часть 80

10. Л. ван Бетховен. Соната для фортепиано № 10, II часть 80

11. Л. ван Бетховен. Соната для скрипки и фортепиано № 3, II часть 81

12. В. А. Моцарт. Соната для скрипки и фортепиано К 377, III часть 82

13. Л. ван Бетховен. Соната для скрипки и фортепиано № 5, I часть 82

14. А. Даргомыжский. «Каюсь, дядя…» 83

15. А. Даргомыжский. «Я вас любил» 83

16. Л. ван Бетховен. Соната для фортепиано № 15, II часть 84

17. Р. Шуман. Марш ор. 99 № 11 85

18. Ф. Лист. «Утешение» № 4 86

19. Р. Шуман. «Листок из альбома» ор. 99 № 6 86

20. С. Рахманинов. «Уж ты, нива моя…» 87

21. И. С. Бах — А. Вивальди. Концерт для клавира BWV 973 G-dur (пример а) 87

22. И. С. Бах — А. Вивальди. Концерт для клавира BWV 973 G-dur (пример б) 88

23. И. Брамс. Баллада ор. 118 № 3 88

24. Л. ван Бетховен. Соната для скрипки и фортепиано № 7, IV часть 89

25. Л. ван Бетховен. Соната для скрипки и фортепиано № 10, II часть 90

26. Р. Шуман. Вальс ор. 124 № 4 90

27. П. Чайковский. Полька из «Детского альбома» ор. 39 91

28. П. Чайковский. «Шарманщик поет» из «Детского альбома» ор. 39 91

29. Р. Шуман. «О чужих странах и людях» из «Детских сцен» ор. 15 91

Данное руководство имеет чисто практическую направленность и вполне конкретного адресата: это студенты подготовительного и иностранного факультетов консерватории, не прошедшие нашей отечественной музыкальной школы. Очень часто они не имеют даже минимальной теоретической базы, к тому же испытывают большие сложности с русским языком. Названия звуков, интервалы, тональности, аккорды и их обращения — все это приходится разъяснять преподавателю гармонии, в дополнение к основному изучаемому материалу; а это весь училищный курс, которым следует овладеть на подготовительном факультете лишь за семь месяцев. Понятно, что в подобных условиях общепринятые учебники гармонии непосильны для учащихся и требуют очень серьезной адаптации к их реальным возможностям. Вместе с тем весьма ограничена, по понятным причинам, и способность иностранных слушателей к конспектированию русскоязычных лекций, от чего их лучше избавить хотя бы ради экономии времени.

Сказанным определяется, по сути, жанр данной работы: это «конспект» курса, где словами предельно кратко выражено лишь самое необходимое; где многочисленные нотные примеры «договаривают» невысказанное в тексте; и где специально разработанные домашние задания, с одной стороны, приобщают учащихся ко всем базовым составляющим курса, а с другой (учитывая их почти нулевой теоретический опыт) — предлагают по возможности «комфортные» условия для применения новых на каждом уроке гармонических средств.

Первая часть пособия охватывает материал «среднего звена», который изучается (при отсутствии полноценного училищного образования) на подготовительном факультете консерватории. Вторая часть адресована студентам вуза.

Чтобы гарантировать хотя бы минимальную аналитическую практику, в пособии представлен ряд образцов для гармонического анализа, выполняемого в классе или дома, самостоятельно. Имеющаяся здесь подборка музыкальных фрагментов или коротких пьес составляет лишь минимальную долю от желательного и может быть расширена преподавателем. К большинству образцов целесообразно обращаться неоднократно, по мере освоения все новых гармонических средств.

Для смягчения языкового барьера хотя бы на базовом терминологическом уровне дается русско-английский словарь музыкальных терминов. Алфавитный принцип в нем выдержан лишь отчасти. Чтобы представленные термины следовали не в механическом порядке, но имели некоторую смысловую зависимость, они группируются по «тематическому» признаку — вокруг некоторых опорных понятий, с которыми так или иначе связаны.

Автор благодарит рецензентов — кандидатов искусствоведения, доцентов Г. И. Лыжова и О. Е. Назайкинскую за высказанные при обсуждении работы замечания, а также кандидата искусствоведения М. В. Воинову и О. В. Зубову за помощь при подготовке книги к изданию.