Научный вестник Московской консерватории №3 2011


  • Издательство: Московская консерватория, 2011
  • Тираж: 300 экз.
  • К-во страниц: 221
  • ISBN: 2079-9438

Инна Барсова, Даниил Петров. К истории постановки «Демона» А.  Рубинштейна в Венской придворной опере. Краткая переписка Густава Малера с Мариинским театром
В статье, включающей публикацию ранее неизвестных документов из архивов Санкт-Петербурга и Вены, представлен характерный эпизод деятельности Густава Малера во главе Придворной оперы в Вене. Речь идет о подготовке осенью 1899 года венской премьеры оперы «Демон» Антона Рубинштейна, в связи с чем Малер должен был тщательно изучить партитуру. Его обращение в Дирекцию императорских театров в  Петербурге, переданное режиссеру Русской оперы Осипу (Иосифу) Палечеку, касается реализации одного неясного места («там-там» на сцене, использованный в начале III действия). Приведенные документы проливают свет на бытовавшую в конце XIX века постановочную практику. Для объяснения существа затронутого Малером вопроса привлечены сведения по истории текста оперы Рубинштейна.
Ключевые слова: Малер, Вена, Антон Рубинштейн, «Демон», там-там, партитура

Сергей Лебедев. О методе и стиле раннего Боэция (на материале «Музыки» и «Арифметики»)
Статья посвящена проблеме ассимиляции греческой музыкальной науки в квадривиальных трудах Боэция – трактатах «Основы музыки» и «Основы арифметики» (созданы между 500 и 510 г.). В ходе систематического обзора терминов и понятий Боэция выявляются, с одной стороны, недочеты его ранних компиляций, с другой – специфические черты его стиля, техники интерпретации и научного мышления в целом.
Ключевые слова: Боэций, история музыкальной науки, классические языки, музыкальная терминология

Екатерина Антоненко. Венецианский мотет XVIII века: поэтика забытого жанра
Жанр сольного мотета XVIII века, возрождающийся в наши дни из забвения, был непременным атрибутом праздничного богослужения в церквях при венецианских «консерваториях» (Ospedali). Тем не менее, несмотря на свою невероятную популярность, этот жанр подвергался критике современников, а в дальнейшем исследователей. В статье предложена трактовка жанра венецианского мотета XVIII века в контексте культуры его эпохи. С целью разобраться в правомерности нападок на жанр сольного мотета, мы проследили его связь с исполнительской практикой своего времени и рассмотрели проблему «двойного смысла» текстов, проанализировав мотет Б. Галуппи «A rupe alpestri ad vallem».
Ключевые слова: сольный мотет, венецианская музыка, исполнительская практика, риторика, Галуппи

Александра Максимова. Музыкальные жанры в трактате Фабрицио Карозо «Благородство дам» («Nobiltà di Dame», 1600)
В статье рассматриваются музыкальные образцы, сопровождающие хореографические композиции из книги Ф. Карозо «Благородство дам». Особое внимание уделяется их жанровым обозначениям. Приводится фрагмент перевода трактата на русский язык.
Ключевые слова: Карозо, Негри, «Благородство дам», хореография, танцевальная музыка, итальянское Возрождение

Екатерина Дрязжина. «Опыт руководства по игре на поперечной флейте» и его автор
Первая из серии публикаций, в которой будет представлен перевод разделов флейтовой школы И.  И. Кванца, имеющих практическую направленность. Большая вступительная статья содержит необходимые биографические сведения, характеристику трактата в  целом, комментарии переводчика относительно исторического и эстетического контекста, а также практических вопросов, возникающих при использовании трактата в качестве учебника игры на старинной флейте, заметки о содержании вошедших в данную публикацию фрагментов «Опыта»: Введения и первых трех глав (посвященных истории флейты и особенностям ее конструкции, проблемам постановки и аппликатуры).
Ключевые слова: Кванц, «Опыт руководства по игре на поперечной флейте», поперечная флейта, музыкальная наука XVIII века, музыкальный строй, телеманова комма, аппликатура

Отчет о музыкальных представлениях в память о Генделе в Вестминстерском аббатстве и Пантеоне 26, 27, 29 мая и 3 и 5 июня 1784 года, составленный Чарльзом Бёрни
(Перевод и комментарии Анны Лосевой)
Вниманию читателей предлагается завершение публикации перевода одного из любопытнейших документов в истории музыки Англии, написанного очевидцем этого достопамятного события – английским историком музыки Чарльзом Бёрни  (1726–1814). Фестиваль проводился под патронатом короля Георга III и имел широчайший общественный резонанс, поэтому «Отчет…» является ценным историческим документом, дающим возможность живо представить, сколь важное место занимала музыка в общественной жизни Англии конца XVIII века и – главное! – сколь почитаем был сам Гендель, чей столетний юбилей был отмечен праздником общегосударственного значения. Поэтому несомненный интерес представляют его рассуждения о достоинствах звучавших на фестивале сочинений Генделя и оценки мастерства участвовавших в нем именитых музыкантов, в сравнении с исполнителями генделевской поры. В данном номере печатается заключительная часть «Отчета...», повествующая о четвертом и  пятом днях фестиваля, а также Приложение и послесловие переводчика.
Ключевые слова: Гендель, Бёрни, генделевский фестиваль, Вестминстерское аббатство, «Мессия», Фонд помощи музыкантам-инвалидам

Константин Рычков. «Звездные войны» Лукаса–Уильямса: Gesamtkunstwerk возвращается?
Киноэпопея Дж. Лукаса и Дж. Уильямса «Звездные войны» имеет очевидное сходство с «Кольцом Нибелунга» Р. Вагнера, что проявляется в обращении
к мифологическим сюжетам, использовании лейтмотивной техники и задействовании большого симфонического оркестра. В статье объясняются причины, приведшие к появлению в Голливуде «симфонизированных фильмов», а также анализируются роль и свойства музыки в подобных сагах. Среди нотных примеров имеется собрание наиболее важных лейтмотивов гексалогии.
Ключевые слова: Джон Уильямс, Джордж Лукас, Рихард Вагнер, киномузыка, США, Голливуд, Gesamtkunstwerk, Звездные войны, Кольцо Нибелунга, саундтрек, лейтмотив, мифология

Елена Ровенко. Искусство Клода Дебюсси и Одилона Редона в контексте «философии времени» Анри Бергсона
В статье   предпринята   попытка   сопоставить   модель   мира,   возникающую на страницах бергсоновских текстов, с моделями художественных миров К. Дебюсси и О. Редона. Именно эти мастера наиболее ярко воплотили черты нового мышления во французской музыке и изобразительном искусстве рубежа XIX–XX веков, как  Бергсон —во французской философии того же периода. Основополагающие понятия бергсоновской философии – «жизненный порыв» (élan vital) и  «чиcтая длительность» (la durée) – рассматриваются как ключ к пониманию особенностей искусства Дебюсси и Редона, что позволяет по-новому осмыслить категорию художественного времени, а также параметры формы и материала в творчестве названных мастеров.
Ключевые слова: А. Бергсон, К. Дебюсси, О.  Редон, развитие материала, художественное время, процессы формообразования, стихия, природа

Памятные даты 2011 года: Малер (1860–1911)

Инна Барсова, Даниил Петров. К истории постановки «Демона» А. Г. Рубинштейна в Венской придворной опере: краткая переписка Густава Малера с Мариинским театром 5

Из истории западноевропейской музыки

Сергей Лебедев. О методе и стиле раннего Боэция (на материале «Музыки» и «Арифметики») 24

Екатерина Антоненко. Венецианский мотет XVIII века: поэтика забытого жанра 40

История музыки в документах

Александра Максимова.Музыкальные жанры в трактате Фабрицио Карозо «Благородство дам» («Nobiltà di Dame», 1600) 56

Фабрицио Карозо да Сермонета. «Благородство    дам»
Перевод    и    комменатрии    Александры    Максимовой 83

Екатерина Дрязжина. «Опыт руководства по игре на поперечной флейте» и его автор 94

Иоганн Иоахим Кванц. Опыт руководства по игре на поперечной флейте
Перевод и комментарии Екатерины Дрязжиной 104

Отчет о музыкальных представлениях в память о Генделе в Вестминстерском аббатстве и Пантеоне 26, 27, 29 мая и 3 и 5 июня 1784 года, составленный Чарльзом Бёрни
Перевод и комментарии Анны Лосевой 136

Анна Лосева. Фестиваль памяти Генделя на страницах прессы 167

Музыка и кино

Константин Рычков. «Звездные войны» Лукаса–Уильямса: Gesamtkunstwerk возвращается?  177

Музыка и эстетика

Елена Ровенко. Искусство Клода Дебюсси и Одилона Редона в контексте «философии времени» Анри Бергсона 194


Сведения об авторах 210

Аннотации 213

Contributors to this issue 216

Abstracts 218

Информация для авторов 221