Мануэль де Фалья. Время, жизнь, творчество


  • Автор: Кряжева И. А.
  • Рецензент: Е. Д. Кривицкая, доктор искусствоведения; С. И. Савенко, доктор искусствоведения; О. В. Лосева, доктор искусствоведения
  • Издательство: Научно-издательский центр "Московская консерватория", 2013
  • Тираж: 300 экз.
  • К-во страниц: 328
  • ISBN: 978-5-89598-292-1 (в обл.)

Книга посвящена классику испанской музыки ХХ века Мануэлю де Фалье (1876–1946). Жизнь и творчество композитора рассматриваются в контексте эпохи рубежа XIX–XX веков, которая ознаменовалась в Испании глубокой трансформацией всей художественной культуры. Биографический первый раздел строится на широком привлечении архивных материалов, проливающих свет на неизвестные в отечественной литературе страницы его жизненного пути, круга общения, творческих контактов.

Второй раздел книги обращен к творческому наследию композитора, включая практически все его сочинения и музыкально-критические работы. Самостоятельное место в монографии принадлежит теме «М. де Фалья и Россия», разработка которой выполнена исключительно на материалах архива композитора в Гранаде. Здесь раскрываются ранее неизвестные стороны его творческой жизни. Книга адресована всем интересующимся творчеством М. де Фальи и испанской культурой XX века.

Введение 5

Часть I. ВРЕМЯ. ЖИЗНЬ

Глава 1. У истоков нового музыкального возрождения: испанская музыка второй половины XIX века 9

Фелипе Педрель — мыслитель, ученый, публицист 21

Глава 2. Вехи биографии 35

Начало — Кадис, Мадрид, Париж (1876–1914) 35

Возвращение — Мадрид, Гранада (1914–1939) 54

Эмиграция — Аргентина (1939–1946) 81

Часть II. ТВОРЧЕСТВО

Глава 3. Поиски на исходе романтизма 83

Сочинения 1890–1900-х годов 83

«Короткая жизнь» 97

Глава 4. Вглубь к истокам: новый фольклоризм 119

«Ночи в садах Испании» 126

«Любовь-колдунья» 140

«Треуголка» 153

Глава 5. Метаморфозы национального и неоклассицизм 175

«Балаганчик маэсе Педро» 175

Концерт для клавесина и камерного ансамбля 196

«Атлантида» 206

Глава 6. Музыкально-критическое наследие 231

Глава 7. Мануэль де Фалья и Россия 253

Испания и Россия: о некоторых аспектах культурного взаимодействия 253

Мануэль де Фалья и русские композиторы  XIX–ХХ веков 262

Фалья и русский музыкальный фольклор 286

Фалья и русское искусство начала ХХ века 292

Личные контакты Фальи с русскими художниками и музыкантами 297

Заключение 304

Приложение. М. де Фалья. Великий музыкант нашего времени — Игорь Стравинский    306

Хронологический список музыкальных произведений М. де Фальи     309

Хронологический список статей М. де Фальи    315

Интервью М. де Фальи    316

Список литературы    317

Указатель имен    321
 

В истории испанской музыки Мануэль де Фалья (1876–1946) занимает особое место. Его композиторская карьера началась в последнее десятилетие XIX века — период, когда Испания переживала глубокий социально-политический кризис, болезненно сказавшийся в культурной и художественной сфере. Некогда могущественное и сильное государство, осуществившее величайший прорыв в истории мировой цивилизации, связанный с открытием и освоением Нового Света, создавшее великое художественное наследие Золотого века (XVI–XVII столетия), в конце XIX века потеряло свои последние колониальные владения и осознало себя глубокой периферией европейского дома. Страна Лопе де Веги и Кальдерона, Риберы и Веласкеса, Кабесона и Виктории, красочного и самобытного фольклора оказалась фактически «на задворках» современной европейской художественной жизни.

Самый яркий и продуктивный период творчества Фальи приходится на вторую половину 1910-х и 1920-е годы — и это была другая страна, где творили Мигель де Унамуно и Хосе Ор­те­га-и-Гассет, Пабло Пикассо и Сальвадор Дали, Антонио Мачадо и Федерико Гарсиа Лорка. Мощнейший расцвет национального самосознания и художественного творчества, произошедший в Испании на рубеже XIX–XX веков, принято называть Новым испанским Возрождением. И это справедливо, учитывая значимость, глубину и характер перемен. Новое испанское Возрождение сопоставимо с Возрождением XV–XVI столетий в силу своего масштаба и важности для национальной культуры в целом. И если говорить о музыке, то именно Мануэль де Фалья, написавший не так уж много произведений, был его безусловным лидером. Не умаляя значения других композиторов — И. Альбениса, Э. Гранадоса, Х. Турины, Ф. Момпу, Х. Родриго, Э. Альфтера, так или иначе связанных с Новым музыкальным Возрождением, важно понимать, что именно Фалья преодолел барьеры национальных границ и законно занял позицию классика музыки ХХ века. Он прошел тернистый путь, когда ему надо было завоевывать право на свое место в мире музыки, убеждать сложившуюся художественную элиту и публику в своей творческой самобытности и современности своего музыкального языка.

Поражают масштабы его внутреннего развития и стилевой эволюции, основным побудительным фактором которой всегда, независимо от возраста и общественного статуса, было желание идти вперед, совершенствовать свое композиторское и исполнительское мастерство, быть в курсе новаций и открытий своего времени.

Выходец из среднего класса провинциального и отсталого в музыкальном отношении Кадиса, он едет на учебу в Мадрид. Получив диплом Мадридской консерватории, выиграв два престижных конкурса (композиторский и исполнительский), он с потрясающим упорством, преодолевая серьезные материальные проблемы, стремится в Париж, где осуществляются его давние мечты — он знакомится и общается со своими кумирами и музыкальными пророками того времени — К. Дебюсси, М. Равелем, П. Дюка, И. Ф. Стравинским и др. В 1914 году из-за начала военных действий Фалья вынужден оставить Париж, завоевав там после ряда премьер, самой главной из которых была успешная постановка оперы «Короткая жизнь», признание и авторитет. Дальнейшее развитие его музыкального стиля протекало в тесной связи с новейшими направлениями — неофольклоризмом и неоклассицизмом, эстетические идеи которых получили абсолютно индивидуальное осмысление и интерпретацию в его последующих сочинениях. Каждое из них, будь то балеты «Любовь-колдунья», «Треуголка», сценическая адаптация эпизода романа М. Сервантеса «Балаганчик маэсе Педро», Концерт для клавесина и ансамбля инструментов и т. д., основывается на глубоко характерном претворении национальных традиций и современных европейских творческих идей. Благодаря этому синтезу его музыка представила совершенно новый образ национального, который имел мало общего с общепринятыми в то время стереотипами и клише. Растиражированный в европейском искусстве второй половины XIX века образ Испании, отражавший, в основном, внешнюю экзотику и от этого поверхностный, к зрелым сочинениям Фальи неприложим. В сфере его внимания — нечто исконное, сущностное, иногда пугающее своей вневременной глубиной и масштабностью. Искусство Фальи уходит от клише и приходит к архетипам. И в этом он проявляет себя как художник ХХ века, сопоставимый с такими композиторами, как И. Ф. Стравинский, Б. Барток, П. Хиндемит.

При этом мы вынуждены констатировать, что в нашей стране найдется не так уж много людей — и любителей музыки, и профессионалов, которые имели бы ясное представление о том, что происходило в испанской музыке в то время, каков истинный масштаб вклада Фальи в процесс ее развития. То немногое, что было посвящено этой теме, публиковалось у нас в 70–80-е годы ХХ века, затем интерес к ней фактически угас. В итоге к настоящему моменту возникла зияющая пропасть между тем, что написано и издано о Фалье и его времени за рубежом — и на русском языке. Предлагаемая работа направлена на то, чтобы как-то сгладить это противоречие и представить отечественному читателю эпоху Нового музыкального Возрождения в Испании, его побудительные мотивы, идеологию, эстетику, дискуссии, которые разворачивались в то время на страницах периодической печати, запечатлеть наиболее значимые фигуры, включая такую выдающуюся личность, как Фелипе Педрель.

Что касается главной темы монографии — жизни и творчества самого Мануэля де Фальи, то здесь важно отметить следующее. Исчерпывающее представление о нем как о личности и композиторе дают материалы Архива «Мануэль де Фалья» в Гранаде (АМФ), где хранятся рукописи почти всех его произведений, обширное эпистолярное наследие, личная библиотека. Здесь же собрана богатая историческая и музыковедческая литература, посвященная этой проблематике. Вместе с тем изучение материалов Архива, предшествовавшее данной работе, побудило к тому, чтобы представить, по возможности, в целостном виде важнейший аспект творчества испанского композитора, к которому мало или вообще не обращалась западная наука. В работе эта проблема сформулирована как «Мануэль де Фалья и Россия». Действительно, многочисленные документы Архива убеждают в том, что на протяжении многих лет Фалья сохранял интерес к русской музыке, искусству и фольклору, он лично общался со многими известными людьми, включая С. Дягилева, Л. Мясина, И. Стравинского, Н. Гончарову, М. Ларионова, В. Алексеева и др. Так сформировалось одно из направлений исследования, обусловленное намерением воссоздать целостную картину «русских связей» Фальи, включив ее в более широкий культурологический контекст, где Испания и Россия сопоставляются как страны, располагающиеся на периферии европейского континента и имеющие определенную историко-культурную общность. Именно эта общность в каких-то конкретных проявлениях открывалась наиболее чутким и восприимчивым художникам, включая Глинку, Педреля, Стравинского, самого Фалью. Эта малоизвестная страница биографии и творчества композитора представляет особый интерес для отечественной музыкальной культуры.

Следует также подчеркнуть, что исключительный масштаб творческой личности музыканта обусловил существенное воздействие его композиторского метода и творческих идей в самой Испании, включая современников и последующее поколение музыкантов, которые так или иначе вынуждены были соотносить свою творческую позицию с тем, что делал Фалья. Влияние классика, выражающееся, может быть, не столь императивно, сохраняется и поныне. В условиях современной ситуации, отличающейся разнообразием и множественностью эстетических установок, творчество Фальи не утрачивает своего значения, он по-прежнему остается самой крупной, масштабной и цельной творческой фигурой в музыкальной культуре Испании ХХ века.