Музыка ХХ века: от авангарда к постмодерну: Учебное пособие. 2-е изд.
  • Автор:Марианна Высоцкая, Галина Григорьева
  • Рецензент: Л. О. Акопян, доктор искусствоведения; В. Г. Тарнопольский, профессор; Г. И. Лыжов, кандидат искусствоведения, доцент
  • Издательство: Научно-издательский центр "Московская консерватория", 2014
  • Тираж: 300 экз.
  • К-во страниц: 440
  • ISBN: 978-5-89598-306-5 (в обл.)

Второе издание, исправленное, дополненное


 

Предлагаемое издание представляет собой учебное пособие для музыковедов и композиторов первого курса консерваторий. Оно написано в оригинальном жанре лекций, содержащих актуальный материал по узловым проблемам отечественной и зарубежной музыки в ее движении от начала ХХ века к веку нынешнему. Акцентируются вопросы стилей, жанров, техник композиции в произведениях, ставших знаковыми в избранном периоде времени и малоизвестных студентам на начальном этапе обучения. В лекциях затрагиваются ключевые культурологические темы — авангардизм, постмодернизм, интертекстуальность и другие; наряду с изученными сегодня техниками (серийностью, сериальностью, пуантилизмом, алеаторикой) рассматриваются менее известные (формализованная музыка, спектральная музыка). Лекции предваряют для первокурсников специальные историко-теоретические дисциплины, на начальном этапе обучения погружая их в непростую ситуацию современной музыки. Они могут быть использованы как педагогами, ведущими спецкурс «Современная музыка», так и всеми, кто так или иначе соприкасается в преподавании с композиторским творчеством ХХ–XХI веков.
 

От авторов 7

1. Введение в музыку ХХ века 9

Чарлз Айвз — Четвертая симфония

Литература 19

2. Экспрессионизм и новые техники ХХ века 23

2.1. От тональности к атональности:  Арнольд Шёнберг — Второй струнный квартет fis-moll ор. 10, Пять пьес для оркестра ор. 16 27

Литература 33

2.2. Тональная додекафония:  Альбан Берг — Симфонические пьесы из оперы «Лулу», Концерт для скрипки с оркестром 37

Литература 43

2.3. Гемитоника и додекафония: Антон Веберн — Симфония ор. 21, Вариации для фортепиано ор. 27 (Вариации для оркестра ор. 30) 46

Литература 53

3. Русский авангард начала XX века и новые техники 57

3.1. Движение к свободной двенадцатитоновости:  Артур Лурье — «Формы в воздухе» («Синтéзы» ор. 16) 60

Литература 64

3.2. Авторские версии хроматической тональности: Николай Рославец — «Три сочинения» для фортепиано. Александр Мосолов — Четвертая соната для фортепиано ор. 11. (Николай Рославец — Ноктюрн. Александр Мосолов — «Три детские сценки» ор. 18, «Четыре газетных объявления» ор. 21) 65

Литература 73

3.3. Техника микрохроматики:  Иван Вышнеградский — Прелюдии в четвертитоновой системе для двух фортепиано ор. 22, «Этюд на тему магического квадрата» для фортепиано ор. 40, «Этюд на вращательных движениях» для камерного оркестра ор. 45 с (Композиция для струнного квартета в четвертитоновой шкале ор. 43) 75

Литература 85

4. Интертекстуальные тенденции 86

4.1. Неоклассицизм («вариации на стиль»): Игорь Стравинский — «Пульчинелла», «Поцелуй феи», «Похождения повесы», Месса (Симфония in C, Октет для духовых инструментов) 90

Литература 99

4.2. Транскрипция и работа по модели:  Эдисон Денисов — Партита для скрипки и камерного оркестра. Альфред Шнитке — Concerto grosso № 2 (Родион Щедрин — «Музыка для города Кётена») 102

Литература 109

4.3. Цитата, аллюзия, анаграмма (монограмма): Фарадж Караев — Серенада «Я простился с Моцартом на Карловом мосту в Праге» («1791»). Альфред Шнитке — Третья симфония (Фарадж Караев — Концерт для фортепиано и камерного оркестра. Альфред Шнитке — Minnesang, Moz-Art, (K)ein Sommernachtstraum) 111

Литература 126

5. Фольклор и музыка ХХ века 128

5.1. У истоков неофольклоризма: Игорь Стравинский — «Прибаутки», Три пьесы для струнного квартета, «Свадебка». Бела Барток — Cantata profana (Игорь Стравинский — «Колыбельные кота») 130

Литература 136

5.2. Неофольклоризм:  Родион Щедрин — «Озорные частушки». Николай Сидельников — «Сокровенны разговоры». Владимир Мартынов — «Ночь в Галиции» (Николай Сидельников — «Русские сказки») 138

Литература 148

5.3. Фольклор и двенадцатитоновость:  Роман Леденёв — «Попевки». Сергей Слонимский — «Концерт-буфф». Родион Щедрин — «Звоны». Эдисон Денисов — «Плачи» 150

Литература 158

6. Музыкальный авангард II 161

6.1. Конкретная и электроакустическая музыка:  Пьер Шеффер — Пьер Анри — «Symphonie pour un homme seul». Дьёрдь Лигети — «Artikulation», «Aventures». Эдгар Варез — «Déserts», «Poéme electronique» (Джон Кейдж — «Credo in Us», «Radio Music», «Fontana Mix», «Imaginary Landscapes» № 1, 2, 4, 5) 161

Литература 175

6.2. Сонорика и сонористика:  Эдгар Варез — «Hyperprism», «Ionisation». Кшиштоф Пендерецкий — «Ofiarom Hiroszimy: Tren». Джордж Крам — «Night of the Four Moons», «Lux aeterna», «Vox balaenae» (Кшиштоф Пендерецкий — «Anaklasis», «Polymorphia». Джордж Крам — «Makrokosmos» I, II) 177

Литература 194

6.3. Сонорика и электроакустическая музыка:  Карлхайнц Штокхаузен — «Gesang der Jünglinge», «Kontakte». Эдуард Артемьев — «Двенадцать взглядов на мир звука: Вариации на один тембр». Альфред Шнитке — «Поток». Эдисон Денисов — «Пение птиц» (София Губайдулина — «Vivente — non vivente») 197

Литература 207

6.4. Статическая сонорная композиция: Дьёрдь Лигети — «Atmosphères», «Lontano», «Lux aeterna» (Requiem, «Ramifications») 209

Литература 214

6.5. Техника алеаторики:  Витольд Лютославский — «Trois poèmes d’Henri Michaux», «Livre pour orchestre» (Альфред Шнитке — Серенада для пяти музыкантов) 216

Литература 225

6.6. Индивидуальная система музыкального языка и феномен программности:  Оливье Мессиан — «Harawi, chant d’amour et de la mort», «Oiseaux exotiques», «Et exspecto resurrectionem mortuorum» («La Nativité du Seigneur», «Couleurs de la Cité céleste», «Cinq Rechants», «Chronochromiе») 228

Литература 241

6.7. Сериализм: Луиджи Ноно — «Polifonica — Monodia — Ritmica», «Incontri», «Il canto sospeso» 243

Литература 251

6.8. От сериализма — к формульной композиции:  Карлхайнц Штокхаузен — «Kreuzspiel», «Klavierstück XI», «Momente», «Stimmung», «Mantra» («Aus den sieben Tagen», «Tierkreis» («Zodiac»), «Ylem») 254

Литература 263

6.9. Постсериализм:  Пьер Булез — «Le Marteau sans maître», «Eclat», «Rituel: in memoriam Bruno Maderna» (Третья соната для фортепиано, «Pli selon pli (S. Mallarmé)») 267

Литература 278

6.10. Новая техника вокального интонирования:  Лючано Берио — «Circles», «O King», «Cries of London» («А-Ronne», «Coro») 282

Литература 290

6.11. «Манифест постмодернизма»:  Лючано Берио — Симфония для восьми голосов и оркестра 291

Литература 297

6.12. Сонорная модальность:  Джон Кейдж и его prepared piano — «Bacchanale», «Sonatas and Interludes», «Second construction» («Music for Marcel Duchamp», «A Room», «A Valentine out of Season», «Prelude for Meditation», «The Perilous Night») 299

Литература 307

6.13. «Формализованная музыка»:  Яннис Ксенакис — «Metastaseis», «Nomos gamma», «Phlegra» («Anaktoria», «Jonchaies», «Palimpsest», «Jalons») 311

Литература 321

6.14. Спектральная музыка:  Жерар Гризе — «Modulations». Тристан Мюрай — «Désintégrations» (Жерар Гризе — «Périodes». Тристан Мюрай — «Mémoire / Érosion») 324

Литература 335

7. Американский минимализм  339

Терри Райли — «In C». Стив Райх — «Piano Phase», «Different Trains». Филип Гласс — «Mad Rush», «Metamorphosis» 1–5 (Филип Гласс — «Wichita Vortex Sutra». Стив Райх — «Tehillim». Джон Адамс — «Century Rolls», «Hallelujah Junction»)

Литература 350

8. Отечественная музыка второй половины ХХ века 352

8.1. Второй авангард в России (I). Серийная техника:  Андрей Волконский — «Musica stricta», «Сюита зеркал». Николай Каретников — Соната для скрипки и фортепиано ор. 16 (Николай Каретников — Струнный квартет op. 18) 352

Литература 361

8.2. Второй авангард в России (II). «Московская тройка»:  Эдисон Денисов — «Солнце инков». Альфред Шнитке — Кантата «История доктора Иоганна Фауста». София Губайдулина — Концерт для скрипки с оркестром «Offertorium» 363

Литература 371

8.3. Эстетика «новой простоты»: Арво Пярт — «Tabula rasa», «Fratres». Валентин Сильвестров — Первый квартет, «Тихие песни» (Арво Пярт — «Passio Domini nostri Jesu Christi secundum Joannem», «Stabat mater». Валентин Сильвестров — «Китч-музыка», Серенада для струнного оркестра, «Постлюдия» для фортепиано и симфонического оркестра) 375

Литература 387

8.4. Русская версия минимализма: Владимир Мартынов — «Листок из альбома», «Плач Иеремии». Николай Корндорф — «Ярило», «Гимны» I, II, III (Владимир Мартынов — «Opus posth I», «Двенадцать побед короля Артура». Николай Корндорф — «Con sordino», «In D») 390

Литература 401

8.5. Композиторы — члены АСМ-2 (I):  Фарадж Караев — Концерт для оркестра и скрипки соло. Владимир Тарнопольский — «Маятник Фуко» (Фарадж Караев — «Vingt ans aprѐs — nostalgie…», «Klänge einer traurigen Nacht». Владимир Тарнопольский — «Кассандра», «Hommage à Kandinsky») 404

Литература 417

8.6. Композиторы — члены АСМ-2 (II):  Виктор Екимовский — «Аленький цветочек» (Композиция 91). Юрий Каспаров — «Les Symboles de Picasso». Александр Раскатов — «Xenia» (Виктор Екимовский — «Стихъ на скончаніе вѣка сего» (Композиция 84). Юрий Каспаров — Концерт для гобоя с оркестром. Александр Раскатов — «Ritual») 421

Литература 438

Учебное пособие «Музыка ХХ века: от авангарда к постмодерну» построено в виде лекций для дисциплины «Современная музыка», которая преподается на первом курсе консерваторий у музыковедов и композиторов. Цель пособия — на раннем этапе обучения приобщить студентов к актуальным проблемам музыки ХХ века. В его основу легла тематика, составившая содержание курса профессора Г. В. Григорьевой, созданного ею в 1981 году и читавшегося в Московской консерватории до 2008 года. С этого времени курс перешел к доценту М. С. Высоцкой, кардинально обновившей музыкальный материал и тематику лекций, которые приобрели статус авторских. В ее изложении лекции и составили содержание пособия, проблематика которого отражает основные категории музыки ушедшего столетия — стиль, жанры, техники композиции в их сложном взаимодействии и новом наполнении. Это связано с радикально изменившейся парадигмой искусства ушедшего века от его начала к концу: именно поэтому пособие в предлагаемом варианте имеет подзаголовок «от авангарда к постмодерну».

Построенный исторически, курс в некоторых темах намеренно нарушает хронологию, чтобы подчеркнуть сходство эстетических устремлений, технологических новаций, стилистических поисков отечественных и зарубежных композиторов. Историзм курса — в его опоре на периодизацию, принятую в нашей музыковедческой науке и отраженную в терминах Ю. Н. Холопова «авангард I» (1910–1920-е годы) и «авангард II» (1950–1960-е годы), объединивших сходные новации как в отечественной музыке, так и в мировом музыкальном искусстве.

При структурировании курса неизбежно возникли некоторые сложности в причислении того или иного композитора к музыке отечественной или зарубежной (например, А. Пярта и В. Сильвестрова, творческий путь которых начинался еще в советских республиках, но продолжился уже за их пределами; краткие биографические справки уточняют эти обстоятельства).

Авторы отдают себе отчет в том, что трактовка некоторых терминов — таких, как авангард, интертекстуальность, постмодернизм — достаточно дискуссионна, однако и сами по себе эти термины на сегодняшний день допускают неоднозначность толкований. Внушительные списки отечественной и зарубежной литературы, в том числе самой последней, служат опорой в трактовке новых понятий искусства ХХ века в заявленном ракурсе «от авангарда к постмодерну», до сих пор не разработанном сколько-нибудь последовательно и целостно. Пособие по мере возможностей предпринимает такую попытку в рамках годичного учебного курса.

Музыкальные иллюстрации построены на знаковых произведениях музыки ХХ века. В ряду авторов — не только те, кто прочно завоевал позиции ведущих представителей музыки ушедшего столетия, но и те, кто к настоящему времени определяют основные тенденции композиторского творчества.

Лекции включают краткое изложение сути обозначенной проблемы, биографические сведения о композиторах (за исключением фигур, достаточно подробно освещенных в музыковедческой литературе — Шёнберга, Берга, Веберна, Стравинского, Бартока) и аналитические очерки о музыкальных произведениях (с нотными примерами); списки литературы представлены по темам. Курсивом в названиях лекций обозначены те произведения, которые могут использоваться в качестве дополнения или замены анализируемых сочинений. В ходе занятий предполагается прослушивание записей, целиком или во фрагментах, на усмотрение педагога. Желательны также обсуждения со студентами материала лекций и музыки.

Основные, крупные «блоки» лекционного курса таковы:

I. Введение в музыку ХХ века

II. Экспрессионизм и новые техники ХХ века

III. Русский авангард начала XX века и новые техники

IV. Интертекстуальные тенденции

V. Фольклор и музыка ХХ века

VI. Музыкальный авангард II

VII. Американский минимализм

VIII. Отечественная музыка второй половины ХХ века

Тематические разделы не равны по масштабу (например, «Американский минимализм» представлен только одной лекцией, в то время как раздел «Музыкальный авангард II» содержит 14 лекций), что объясняется значимостью той или иной проблематики в музыке ХХ века.

Переводы с иностранных языков, в которых не указан переводчик, выполнены М. С. Высоцкой. Система библиографических ссылок, принятая в пособии, ориентирована на списки литературы, помещенные в конце разделов. В постраничных сносках указываются: фамилия автора, сокращенное название работы и номер страницы, либо ключевое слово названия и номер страницы.

Авторы надеются, что материал пособия будет полезен не только ведущим курс «Современная музыка», но и тем, кто так или иначе соприкасается с музыкой ХХ века, в ее движении от авангарда к постмодерну.