Серенада для флейты, фагота, альта и гитары


  • Автор: Фюрстенау А. Б.
  • Издательство: Научно-издательский центр "Московская консерватория", 2015
  • Тираж: 200 экз.
  • К-во страниц: 68
  • ISBN: ISMN 979-0-706360-34-8

Редакция В. С. Попова

Настоящее издание представляет собой первую публикацию партитуры одного из камерных сочинений известного немецкого флейтиста и композитора Антона Бернхарда Фюрстенау (Anton Bernhard Fürstenau, 1792–1852) — Серенады C-dur для флейты, фагота, альта и гитары. Ее уникальная рукописная копия хранится в фонде Научной музыкальной библиотеки имени С. И. Танеева Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского.

Все свои сочинения Фюрстенау создавал для любимого инструмента, тем самым значительно расширив исполнительский и педагогический флейтовый репертуар того времени. Им написано множество камерных произведений для флейты соло и нескольких флейт, а также для ансамбля флейты с другими инструментами, в том числе семь серенад для небольшого инструментального состава с непременным участием флейты и альта. Серенада C-dur отличается тем, что в ее партитуру композитор ввел фагот, образовав в ансамбле две пары тембров: духовых (флейта и фагот) и струнных (альт и гитара).

Рукопись из библиотеки Московской консерватории не датирована, но время ее создания можно предположить по имеющимся на нотной бумаге филиграням (год «1826» при литерах OF FM под короной), то есть не ранее 1826 года и, возможно, до начала 1830-х годов.

К сожалению, нам неизвестны имена переписчика и владельца этой партитуры. Вместе с тем, бумага русского производства позволяет предположить, что заказчик рукописи жил в России. К 1820-м годам имя активно гастролирующего талантливого флейтиста-виртуоза могло быть знакомо во многих городах Европы (известно, что во время своего концертного путешествия 1805 года Каспар Фюрстенау с сыном Антоном Бернхардом посетил Санкт-Петербург).

В до-мажорной Серенаде 4 части: Allegro con giusto (C-dur), Менуэт (c-moll), Andante (G-dur), Полонез (C-dur). Фюрстенау посвятил ее своему другу Ф. Шмидту, упомянув об этом на титульном листе.

Рукопись приплетена к двум другим партитурам, тоже рукописным: Серенаде для флейты, кларнета, альта и виолончели В. Шиндлёкера и 12 пьесам для валторны И. Мангольда. Содержание данного конволюта отражено на верхней крышке коричневого картонного переплета (формат 20 х 18 см): 2 Serenades / par / Fürstenau et / Schindlöcker / et 12 Pieces pour 4. Cors / par Mangold. Экземпляр входит в собрание камерно-инструментальных партитур зарубежных композиторов XIX века, хранящееся в библиотеке Московской консерватории.

Предлагаемая публикация включает факсимиле рукописи с воспроизведением внешних особенностей экземпляра (проступающих на оборотной стороне страниц чернильных пятен, неровно обрезанных краев бумаги) и исполнительскую редакцию нотного текста, выполненную профессором Московской консерватории В. С. Поповым. Издание дает прекрасную возможность познакомить широкий круг музыкантов с забытым, но достойным внимания сочинением и обогатить современный камерный репертуар партитурой для редкого инструментального состава.

И. В. Брежнева, кандидат искусствоведения, заведующая отделом редких изданий и рукописей Научной музыкальной библиотеки имени С. И. Танеева