Ссылки
Альфред Шнитке: На пересечении прошлого и будущего
  • Рецензент: И. И. Сниткова, кандидат искусствоведения, профессор; А. Л. Маклыгин, доктор искусствоведения, профессор
  • Издательство: Научно-издательский центр "Московская консерватория", 2017
  • Тираж: 200 экз.
  • К-во страниц: 220
  • ISBN: 978-5-89598-333-1 (в обл.)

Редактор-составитель: E. И. Чигарева, доктор искусствоведения, профессор

Сборник составлен на основе материалов научной конференции, прошедшей 2–3 декабря 2014 года в рамках фестиваля к 80-летию со дня рождения Альфреда Гарриевича Шнитке (23 ноября — 7 декабря 2014 года). В книгу включены статьи, раскрывающие различные аспекты жизни и творчества Шнитке: в них уточняются факты творческой биографии, анализируются черты авторского метода. Музыка Шнитке рассматривается в контексте как «вечных сюжетов» культуры, так и современного художественного процесса.

Издание адресовано профессиональным музыкантам: музыковедам и исполнителям, а также всем интересующимся творчеством А. Г. Шнитке.

От редактора-составителя 5

Е. И. Чигарева Альфред Шнитке: на пересечении прошлого и будущего 8

Е. Д. Кривицкая Фестиваль, посвященный 80-летию со дня рождения Альфреда Шнитке 18

Из творческой биографии

И. А. Барсова Альфред Шнитке на кафедре инструментовки 21

О. С. Фадеева Виктор Шнитке — брат и коллега 40

Т. Н. Левая Горьковские премьеры музыки А. Шнитке: от Первой симфонии к Первому фестивалю 51

Т. В. Франтова Учитель — ученица. Размышляя над письмами Альфреда Гарриевича Шнитке к Марии Владимировне Ожиговой 58

О творчестве А. Г. Шнитке

В. Н. Холопова Базовые эмоции в музыке А. Г. Шнитке 64

С. А. Михеев Оркестр Альфреда Шнитке (на примере Первой симфонии) 70

С. В. Пономарев Полистилистика Альфреда Шнитке в условиях инструментального театра 80

С. И. Савенко Первый концерт для скрипки с оркестром А. Шнитке: к истокам жанра в творчестве композитора 106

Г. В. Григорьева Интертекст в симфониях А. Шнитке (в интерпретации Дзюна Тибы) 115

Г. В. Ковалевский «Жизнь с идиотом» Альфреда Шнитке: Мефистофель под маской соц-арта 121

Шнитке и...

Е. В. Бараш Апокалипсис Шнитке и Данте: точки пересечения 128

Е. Н. Ханнанова Альфред Шнитке и Иероним Босх 149

М. С. Высоцкая Памяти A.(e)sch. и Ed(e)s.d. Концерт для оркестра «Vingt ans après — nostalgie...» Фараджа Караева 156

О. В. Синельникова Полистилистика Альфреда Шнитке и Родиона Щедрина: о семантике цитаты 167

Г. В.  Григорьева Рождественский гимн «Stille Nacht» в стилистической интерпретации Альфреда Шнитке 180

Н. С. Горбачева «Каменный гость» А. Пушкина — М. Швейцера — А. Шнитке: традиции и параллели 183

К. А. Жабинский «Художественные миры» А. Г. Шнитке в умозрениях А. В. Михайлова 197

Архивные материалы

Из архива В. С. Ценовой 205

Из архива Е. И. Чигаревой 212

Из архива В. П. Бобровского 216

Сведения об авторах 218

Обращение к имени композитора, который справедливо считается классиком музыки второй половины ХХ века, представляется закономерным. В творчестве Альфреда Шнитке сфокусировалось, может быть, самое существенное, чем вошел в историю этот период музыкального искусства. Постижение художественного мира Шнитке дает многое для понимания важнейших процессов истории современной музыки.

Основу настоящего издания составляют материалы научной конференции, которая прошла в Московской консерватории 2–3 декабря 2014 года в рамках фестиваля, посвященного 80-летию со дня рождения Альфреда Шнитке (23 ноября — 7 декабря 2014 года)1. В данном сборнике мы стремились, по возможности, представить творчество А. Г. Шнитке в различных аспектах, в том числе в контексте современного восприятия музыки композитора. Этим объясняется и название книги (такое же, как у фестиваля и конференции).

В сборнике — в соответствии с тематикой конференции — четыре раздела.

В первом, вводном, ставятся некоторые существенные проблемы творчества композитора (статья E. И. Чигаревой). Здесь же дается информация о фестивале (статья Е. Д. Кривицкой)2.

Во втором разделе рассматриваются факты творческой биографии А. Г. Шнитке: преподавание в Московской консерватории (статья И. А. Барсовой), премьера Первой симфонии в Горьком (ныне Нижний Новгород — статья Т. Н. Левой), творческие и человеческие контакты с братом, Виктором Шнитке, поэтом и переводчиком (статья О. С. Фадеевой), переписка композитора с его давней ученицей (статья Т. В. Франтовой).

Третий раздел посвящен различным проблемам творчества Шнитке: анализу эмоционального строя его музыки (статья В. Н. Холоповой), новым подходам к изуче­нию поэтики и композиции его сочинений: феномену интертекстуальности в его симфониях (по материалам книги Дз. Тибы — статья Г. В. Григорьевой), специфике его оркестрового мышления (статья С. А. Михеева). Здесь же в разных аспектах исследуются отдельные сочинения композитора (Первый скрипичный концерт — у С. И. Савенко; Первая симфония — у С. В. Пономарева; опера «Жизнь с идиотом» — у Г. В. Ковалевского).

В четвертом разделе, «Шнитке и…», речь идет о связях музыки композитора с мировым литературно-художественным наследием (с Данте — статья Е. В. Бараш, с Босхом — Е. Н. Ханнановой) и об отечественном музыкальном контексте его творчества (творчество Р. К. Щедрина — в статье О. В. Синельниковой, Ф. К. Караева — в статье М. В. Высоцкой). Сюда же входят работы (Г. В. Григорьевой, Н. С. Горбачевой), в которых затрагиваются проблемы трактовки в сочинениях композитора «вечных» / архетипических литературно-музыкальных сюжетов, а также статья К. А. Жабинского, посвященная интерпретации творчества А. Г. Шнитке видным отечественным мыслителем А. В. Михайловым.

В завершении книги читателю предлагаются не публиковавшиеся ранее материалы из архивов В. С. Ценовой, Е. И. Чигаревой, В. П. Бобровского. Это расшифровки записей бесед А. Г. Шнитке и некоторые черновые анализы его произведений, выполненные выдающимся советским музыковедом В. П. Бобровским.

В тематике сборника прослеживаются сквозные темы (например, формообразующая роль тембра (С. А. Михеев, С. В. Пономарев) либо обращение к одним и тем же произведениям Шнитке с разных точек зрения (Первая симфония и ее премьера: Т. Н. Левая, Г. В. Григорьева, Е. В. Бараш, С. В. Михеев, С. В. Пономарев; оперы «Джезуальдо» и «Жизнь с идиотом»: В. Н. Холопова, Г. В. Ковалевский).

Мы сочли возможным использовать некоторые материалы, важные для понимания различных сторон творчества Альфреда Шнитке, которые уже были опубликованы ранее3. Эти статьи переработаны и расширены авторами для настоящего издания.


1 Устроители фестиваля — Министерство культуры РФ, Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского, Московский государственный институт музыки имени А. Г. Шнитке, Союз композиторов Москвы, Всероссийское музейное объединение музыкальной культуры имени М. И. Глинки.

2 Эта информация важна не только потому, что конференция проходила в рамках фестиваля, но и потому что Евгения Давидовна как органистка участвовала в исполнении кантаты «История доктора Иоганна Фауста»,  которое состоялось в юбилейном году в Большом зале консерватории 29.09.2014.

3 Это статьи Е. Д. Кривицкой (Музыкальная жизнь. 2014. № 12), И. А. Барсовой, О. С. Фадеевой, Е. В. Бараш, М. С. Высоцкой (Шнитке посвящается. Вып. 9).