Тромбон. Эволюция в ХХ веке и новые приемы игры


  • Автор: Ю. С. Каспаров
  • Рецензент: М. С. Высоцкая, д. иск., профессор, и. о. зав. кафедрой современной музыки; Г. В. Григорьева, д. иск., профессор; Е. И. Подгайц, засл. деятель искусств России, профессор; А. В. Старков, доцент кафедры медных духовых и ударных инструментов
  • Издательство: Научно-издательский центр "Московская консерватория", 2020
  • Тираж: 100 экз.
  • К-во страниц: 34
  • ISBN: 978-5-89598-390-4 (в обл.)

Учебное пособие обсуждено и утверждено на заседании кафедры сочинения от 20 сентября 2019 года; профессор, и. о. заведующего кафедрой ФГБОУ ВО «Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского» А. В. Чайковский

В предлагаемом учебном пособии описаны приемы игры на тромбоне и связанные с ними выразительные средства из арсенала современной музыки, а также соответствующие новые методы структурирования музыкального пространства. Пособие основано на анализе ключевых произведений для тромбона-соло европейских и американских композиторов-классиков ХХ века (Дж. Кейджа, Л. Берио, Я. Ксенакиса и др.).

Издание адресовано композиторам и музыковедам — студентам и педагогам музыкальных вузов, а также исполнителям на медных духовых инструментах, интересующимся современной музыкой.

Введение 4

Глава I Джон Кейдж. «Solo for sliding trombone» 6

Глава II Лучано Берио. «Sequenza V» для тромбона соло 14

Глава III Яннис Ксенакис. «Keren» для тромбона соло 19

Глава IV Сурдины для медных духовых инструментов 27

Глава V Дополнительные приемы игры на тромбоне, импортированные из арсенала деревянных духовых и ударных инструментов 28

Послесловие 31

Список использованной литературы 33

Одним из важнейших направлений сегодняшней композиторской практики является сонористика — техника композиции, в которой темброфактурная координата выступает как системообразующая. Этим объясняется тяга очень и очень многих молодых авторов, в том числе российских, к экспериментам, направленным на поиски новых экстравагантных приемов звукоизвлечения и необычных звуковых пластов. Это, в свою очередь, требует поиска иных принципов структурирования звукового пространства в целом. К сожалению, литература, из которой можно почерпнуть необходимые сведения, весьма скудна1. Это очень серьезный тормоз для композиторов: во-первых, они понапрасну тратят время, «изобретая велосипед» (что не всегда приводит к удачному результату); во-вторых, у них отсутствует представление о принципах структурирования сонорной музыкальной ткани, об опыте, накопленном в этом отношении. В частности, это касается тромбона, который становится в настоящее время всё более востребованным. Об этом свидетельствует возрастающее количество сочинений для этого инструмента — сольных, концертных, симфонических, камерных, включение тромбона в различные инструментальные ансамбли (порой очень необычные по своему составу). Восполнить эти пробелы призвано настоящее пособие.

Его основу составляют три главы. В них последовательно рассмотрены ключевые произведения ХХ века для солирующего тромбона, а именно «Solo for sliding trombone» Джона Кейджа, «Sequenza V» Лучано Берио и «Keren» Янниса Ксенакиса. Скрупулезно описаны все новые приемы, открытые этими титанами композиции; каждый из них проиллюстрирован примерами из партитур, которые в свою очередь сопровождаются подробными комментариями, а также пояснениями о смысле каждого приема и системе их связи в единое художественное целое. Таким образом, в пособии рассматриваются не только новые способы звукоизвлечения и новшества в области темброфактуры, но и организация звукового пространства в условиях иных композиционных систем ― таких, где привычная всем звуковысотная координата не является формообразующей, а музыкальное время подчиняется совершенно иным законам.

Отдельная глава посвящена сурдинам. К сожалению, в современной российской практике для труб и тромбонов употребляются исключительно «прямые» сурдины. Изредка композиторы предписывают использование «джазовых» сурдин с эффектом «вау-вау». Но в мировой практике исполнители на брасс-инструментах используют более 30 сурдин! Каждая из них ― это особый индивидуальный характер, иные сила и плотность звучания... Сурдина может изменить привычный тембр до неузнаваемости. К примеру, ансамбль из десяти тромбонов, играющих с различными сурдинами, может прозвучать как децимет совершенно разнородных инструментов! В пособии дается классификация сурдин и описаны наиболее популярные из них.

Работа адресована, прежде всего, молодым композиторам и музыковедам. Но также она важна для инструменталистов, интересующихся современной музыкой, не только тромбонистов, но и всех исполнителей на медных духовых, так как большинство описанных далее приемов универсально, а принципы исполнения многих из них едины для всех брасс-инструментов.

Прежде чем перейти к анализу ключевых пьес композиторов-классиков ХХ века, ознакомим читателя с русской и английской терминологией, касающейся составных частей тромбона.


1 Имеются в виду как новые приемы звукоизвлечения, так и аналитические описания конкретных опусов, рассматриваемых в качестве ориентиров.

Автор(ы)


Юрий Каспаров

Заслуженный деятель искусств РФ
Деятель культуры «Мәдениет саласының үздігі» Казахстана
Кавалер ордена «За заслуги в искусстве и литературе» Франции

Ссылки