Ефим Сапелкин : Памяти выдающегося народного музыканта


  • Рецензент: Н. Н. Гилярова, кандидат искусствоведения, профессор; Н. Ю. Данченкова, кандидат искусствоведения
  • Издательство: Научно-издательский центр "Московская консерватория", 2020
  • Тираж: 300 экз.
  • К-во страниц: 156
  • ISBN: 978-5-89598-383-6 (в пер.)

Идея, концепция, составление — В. Н. Никитина, кандидат искусствоведения

Сборник посвящён Ефиму Тарасовичу Сапелкину (1917–2002) — выдающемуся народному певцу из села Афанасьевка Алексеевского района Белгородской области. Статьи, документы и воспоминания о нём собирателей фольклора, слушателей концертов, сельских музыкантов раскрывают творческую жизнь и судьбу одного из самых известных самородков ХХ века. Звуковое приложение к сборнику знакомит с голосами мастеров из Афанасьевки, а также с образцами фольклора в обработке современных композиторов.

Издание адресовано читателям, интересующимся духовной культурой России и судьбами народных мастеров.

Статьи

Вера Никитина. Легенда русской культуры 9

Вера Никитина. Ефим Сапелкин в жизни, творчестве и письмах 11

Фёдор Чертов. Моя Афанасьевка: об истории и культуре села 37

Татьяна Старостина. Афанасьевка: экспедиции последних лет (2012, 2015) 45

Воспоминания

Алексей Артемьев. Афанасьевцы пели на московских улицах 51

Валентина Васенина. Уходят последние могикане 52

Иван Веретенников. Среди чиновников он слыл скандалистом 53

Сергей Глебушкин. Жилетку Сапелкина я показывал в Китае 58

Анна Горбатовская. Чувство потери не исчезнет никогда 59

Михаил Горшков. Известные и безвестные мастера: народная культура в школьном музее 62

Ийя Давыдова. Он пел вдовские песни и плакал 66

Евгения Засимова. Он щедро осветил всех своим даром 67

Ирина Имхоф (Козлова). Сапелкин был похож на всех, а на него — никто 68

Андрей Кабанов. С годами такие люди становятся легендами 70

Иван Кабанов. Исполнитель мирового уровня 73

Надежда Калмыкова. Почему сегодня не поют, как Сапелкин? 73

Андрей Котов. Учиться у Сапелкина можно бесконечно 74

Александр Кошелев. Он самородок, которого нам Бог послал 76

Юрий Луньков. Глаза и руки стариков забыть нельзя 77

Владимир Мартынов. Мои музыкальные открытия: Стравинский, «Битлз», Сапелкин 78

Дмитрий Покровский. Весь зал будет петь 79

Болеслав Рабинович. Для афанасьевцев это было в первый раз 81

Геннадий Руднев. Только одно слово! 83

Ирина Серебренная. Все с благодарностью ему внимали 84

Тамара Смыслова. Наша благодарность не иссякнет 85

Сергей Старостин. Чудный, неповторимый, узнаваемый голос 91

Анна Теплова. Неожиданный подарок Сапелкина: изготовление куклы из золы 92

Александр Харыбин. Чарующий тенор в палитре южнорусских красок 100

Владимир Царегородцев. Человек, который научил меня петь 101

Татьяна Чунакова (Белоконева). Сапелкин красовался… как павлин 103

Ольга Чуприна (Алексеева). От восхищения его мастерством перехватывало дыхание 105

Вячеслав Щуров. Памяти Ефима Тарасовича Сапелкина 106

Слово народным музыкантам Белгородской области

Ольга Ивановна Маничкина. Говорят, сны не сбываются. Нет, сбываются… 115

Нина Петровна Попова. Он был растроган до слёз 117

Мария Тимофеевна Яковенко. Весь карагод от него не отходил 117

Комментарии к компакт-диску

Вера Никитина. Песни села Афанасьевка 121

Перечень записей 122

Песенные тексты 123

Приложения

Список основных выступлений хора села Афанасьевка 143

Литература 145

Дискография 146

Фильмография 147

Сведения об авторах 148

Издание подготовили 150

Summary 151

Выдающийся мастер ХХ века Ефим Тарасович Сапелкин (1917–2002) стоит в одном ряду с теми, кто составляет золотой фонд отечественной культуры. Уроженец Белгородской земли, он прославил не только родную Афанасьевку, но оставил глубокий след в современной практике освоения фольклора, в музыкальном образовании и композиторском творчестве. Человек-легенда, певец на все времена, неутомимый и неугасимый в своей энергии, сплотивший вокруг народной песни множество людей, — вряд ли можно назвать другого исполнителя, ставшего столь популярным среди специалистов и любителей народной музыки. Во многом благодаря деятельности известного исследователя и педагога В. Щурова, долгие годы изучавшего традиционную музыку Южной России и творчество Сапелкина1, песни из Афанасьевки едва ли не ежегодно звучат в программах фольклорных ансамблей и учебных курсов вузов культуры и искусства, а также входят в репертуар этнографических и самодеятельных коллективов в силу их популярности в южнорусском регионе.

В сборнике памяти Сапелкина представлено почти всё, что связано с личностью и творчеством знаменитого музыканта. Первые два раздела составили статьи и воспоминания. Портрет народного мастера в условиях сельской и академической практики, его исполнительский феномен рассматриваются в русле современных исследований, посвящённых проблеме индивидуальности в традиционной культуре (В. Никитина)2. Неизвестными биографическими фактами, рукописными материалами, редкими архивными данными поделились собиратели, приезжавшие в Афанасьевку в 1950–1990-е годы, руководители и участники фольклорных ансамблей. Встречи с Сапелкиным в быту и экспедициях, на престольных праздниках и этнографических концертах, в разные годы и разных ситуациях — это недавняя история нашего восприятия русской народной музыки, ещё звучавшей в полный голос на исходе ХХ века. Для многих такие встречи стали незабываемым событием, предопределили профессию, в ком-то пробудили любовь к песне. Поскольку издание было задумано сразу после кончины певца, некоторые материалы готовились в прошедшие десятилетия (А. Кошелев, Д. Покровский, Б. Рабинович, А. Харыбин, народные исполнители). Взгляд разных поколений исследователей и исполнителей фольклора (В. Щуров, А. Кабанов, И. Кабанов, С. Глебушкин, И. Давыдова, И. Козлова, С. Старостин, О. Чуприна), художников и композиторов (А. Артемьев, Н. Калмыкова, Ю. Луньков, В. Мартынов), слушателей и организаторов концертов (В. Васенина, М. Гутина), руководителей ансамблей (Т. Белоконева, И. Веретенников, А. Горбатовская, Е. Засимова, Г. Руднев, И. Серебренная, В. Царегородцев), участников одного коллектива (А. Котов, Т. Смыслова, А. Теплова) — всё это огромный социокультурный диапазон восприятия народного музыканта, его судьбы, его наследия! Такова концепция сборника. Подобное издание выходит впервые3.

В 2019 году Афанасьевке исполнилось 350 лет. Через неё «прошло» несколько поколений собирателей, прежде всего из Московской консерватории. Поэтому мы стремились показать встречи с мастерами хора в разные десятилетия, широко представив фотодокументы 1950–2000-х годов, осветить историю и современное состояние певческой традиции знаменитого села (Ф. Чертов, Т. Старостина)4. Символично участие в сборнике нынешнего руководителя афанасьевского хора Фёдора Чертова: продолжая дело Е. Т. Сапелкина, он посвятил себя не только исполнительской работе, но также исследовательской и педагогической, обрёл профессиональный статус в сфере культуры.

В издание включён диск с архивными записями 1958 года из фонда Научного центра народной музыки имени К. В. Квитки и обработками Юрия Колесника, Александра Павлова и Валерия Калистратова (1942–2020): их разножанровые произведения отражают творческую судьбу песен знаменитого села.

Хочется сказать слова благодарности всем, кто принял участие в коллективной работе, Научному центру народной музыки имени К. В. Квитки в лице Натальи Гиляровой, Елены Богиной, Елены Битеряковой и Марины Альтшулер. Литературная запись большинства воспоминаний выполнена составителем сборника Верой Никитиной и согласована с авторами5. Подготовке издания содействовали переводчик Алексей Картавых, дизайнер Юрий Никитин, реставратор записей Елена Дойникова и звукорежиссёр Михаил Горшков, а также рецензенты книги Наталия Данченкова и Наталья Гилярова.


1 Щуров В. М. Ефим Сапелкин и его ансамбль. М.: Сов. композитор, 1969; его же. Путешествия за песнями. Записки собирателя. М.: Луч, 2011; Русские народные песни в многомикрофонной записи: для пения (соло, ансамбль, хор) без сопровожд. / авт. записи, предисл. и примеч. А. Руднева, В. Щуров, С. Пушкина. М.: Сов. композитор, 1979; и др.

2 Личность в фольклоре: исполнитель, мастер, собиратель и исследователь: сб. науч. статей / сост. М. Д. Алексеевский, В. Е. Добровольская. М.: ГРЦРФ, 2008. (Славянская традиционная культура и современный мир; вып. 11); Личность в культурной традиции / сост. Л. В. Фадеева. М.: ГИИ, 2014; Ромодин А. В. Человек творящий. Музыкант в традиционной культуре. СПб.: РИИИ, 2009; его же. Творческая личность в бесписьменной традиции: монография. СПб.: РИИИ, 2019 (подгот. к печ.); Индивидуальность в традиционной культуре. Творчество и восприятие / ред.-сост. А. В. Ромодин. СПб.: РИИИ, 2019 (подгот. к печ.).

3 Учитывая разнородность многочисленных воспоминаний (по хронологии, содержанию, объёму и жанрам), составитель расположил авторов в алфавитном порядке.

4 См. также: Самотягина А. А. Певческая традиция села Афанасьевка. Режим доступа: https://www.culture.ru/objects/2098/pevcheskaya-tradiciya-sela-afanasevka-alekseevskogo-raiona-belgorodskoi-oblasti (дата обращения: 16.12.2019).

5 Авторские тексты предоставили: И. Веретенников, А. Горбатовская, М. Гутина, Т. Смыслова, С. Старостин, Т. Старостина, А. Теплова, А. Харыбин, Т. Белоконева (Чунакова), О. Чуприна (Алексеева), В. Щуров.