Транспонирующие инструменты : Хрестоматия


  • Автор: Ирина Вискова
  • Рецензент: Е. М. Двоскина, кандидат искусствоведения, доцент; Т. А. Зенаишвили, кандидат искусствоведения, доцент; Р. Л. Поспелова, доктор искусствоведения, профессор; Е. В. Щербаков, старший преподаватель
  • Издательство: Научно-издательский центр "Московская консерватория", 2021
  • Тираж: 200 экз.
  • К-во страниц: 172
  • ISBN: ISMN 979-0-706360-57-7 (в обл.)

Редакционная коллегия серии: И. А. Барсова, доктор искусствоведения, профессор; И. В. Вискова, кандидат искусствоведения, доцент; Г. И. Лыжов, кандидат искусствоведения, доцент.

Третий выпуск хрестоматии «Уроки по чтению партитур» предназначен для освоения транспонирующих инструментов в курсе «Чтение симфонических партитур» на теоретическом, композиторском и дирижерском факультетах консерваторий. В целях достижения художественной целостности и понимания стиля музыкальных произведений все сочинения или их части даются целиком. В основном это произведения для ансамблей деревянных духовых и медных духовых инструментов. Материал расположен в порядке постепенного накопления трудностей и увеличения числа транспонирующих голосов. Хрестоматия открывается двумя очерками: о транспонирующих инструментах и о ключевой замене, которая широко используется при чтении транспонирующих инструментов. Материал данного выпуска соответствует практике преподавания курса чтения партитур в Московской консерватории.

Издание адресовано педагогам и студентам высших музыкальных учебных заведений.

Предисловие 7

Транспонирующие инструменты 9

Чтение партий транспонирующих инструментов 18

Список литературы 23

ХРЕСТОМАТИЯ. Строй С

Й. Гайдн. Дивертисмент для двух гобоев, двух валторн и двух фаготов. Hob II:7 25

Строй D

В. А. Моцарт. Дивертисмент для флейты, гобоя, фагота, четырех валторн и струнного оркестра. KV 131. V часть 32

Й. Гайдн. Дивертисмент для двух гобоев, двух валторн и двух фаготов 37

Строй B

К. Ф. Э. Бах. Два дуэта для двух кларнетов. H 636 (Wq 142) 43

Дж. Паизиелло. Дивертисмент для двух кларнетов и фагота 46

В. А. Моцарт. Дивертисмент. Переложение для гобоя, кларнета и фагота. KV 439b, № 2. I часть 47

И. Брамс. Der englische Gruss из цикла «Marienlieder» . Переложение для флейты, гобоя, кларнета и фагота Х. Хантер 48

Строй B basso

Й. Гайдн. Дивертисмент (Chorale St. Antoni) для двух гобоев, двух валторн, трех фаготов и контрафагота. Hob. II:46. III и IV части 50

Л. ван Бетховен. Марш для двух кларнетов, двух валторн и двух фаготов. WoО 29 55

Строй A

И. Стравинский. Пьеса из цикла «Три пьесы для кларнета соло» 56

В. А. Моцарт. Квинтет для кларнета, двух скрипок, альта и виолончели. KV 581. II и III части 56

А. Рейха. Квинтет для флейты, гобоя, кларнета, валторны и фагота. Ор. 91, № 3. III часть 71

Строй E (Es)

Ф. Шуберт. Пять дуэтов для двух валторн 77

В. А. Моцарт. Дивертисмент для двух гобоев, двух валторн и двух фаготов. KV 289. II часть 79

Л. ван Бетховен. Дивертисмент для гобоя, трех валторн и фагота. HESS 19. II часть 82

Л. ван Бетховен. Секстет для двух валторн, двух скрипок, альта и виолончели. Ор. 81b. III часть 85

Сочетание строя E (Es) со строями B и A

Дж. Паизиелло. Дивертисмент для двух флейт, двух кларнетов, двух валторн и фагота 90

Й. Мысливечек. Октет для двух гобоев, двух кларнетов, двух валторн и двух фаготов. III часть 92

Ф. Данци. Квинтет для флейты, гобоя, кларнета, валторны и фагота. Ор. 68, № 1. III часть 98

Ф. Данци. Квинтет для флейты, гобоя, кларнета, валторны и фагота. Ор. 67, № 2. II часть 101

Строй F

Ж. Галлэ. Дуэт для двух валторн 106

В. А. Моцарт. Четыре дуэта для двух валторн. KV 487 107

В. А. Моцарт. Дивертисмент. Переложение для двух гобоев и английского рожка. KV 439b, №5. I часть 110

Й. Гайдн. Менуэт для двух гобоев, двух кларнетов, двух валторн, трубы и двух фаготов 111

А. Рейха. Два менуэта из цикла «24 трио для трех валторн» 115

В. А. Моцарт. Kanonisches Adagio для двух бассетгорнов и фагота. KV 410 118

Н. Черепнин. Хорал для четырех валторн 119

Сочетание строя F со строями B, A и E (Es)

Й. Гайдн. Дивертисмент для двух кларнетов и двух валторн. Hob. II:14. III, IV и V части 121

Э. Григ. «В северном море». Обработка для голоса, флейты, гобоя, кларнета, валторны и фагота В. М. Буяновского 124

Ф. Данци. Квинтет для флейты, гобоя, кларнета, валторны и фагота. Ор. 67, № 1. II часть 131

А. Глазунов. In modo religioso для трубы, валторны и двух тромбонов 135

В. А. Моцарт. Дивертисмент для двух гобоев, двух кларнетов, двух английских рожков, двух валторн и двух фаготов. KV 186. I и II части 138

В. А. Моцарт. Дивертисмент для двух гобоев, двух кларнетов, двух английских рожков, двух валторн и двух фаготов. KV 166. I часть 142

Различные типы фактуры в духовых ансамблях

В. А. Моцарт. Adagio для двух кларнетов и трех бассетгорнов. KV 411 148

Ж. Ибер. Пьеса для флейты, гобоя, кларнета, валторны и фагота 154

П. Хиндемит. Вальс из «Маленькой камерной музыки для пяти духовых». Ор. 24, № 2 156

И. Стравинский. Пьеса из цикла «Восемь инструментальных миниатюр для 15 исполнителей» 161

Р. Леденёв. «Воспоминание» для квартета кларнетов 163

Д. Мийо. «Маузинглад» из сюиты «Прогулка короля Рене» для духового квинтета. Ор. 205, № 4 164

Н. Черепнин. «Хождение Богородицы по мукам». VI часть (Оркестровый отрывок и речитатив) 168

Главная цель настоящих «Уроков» — поместить занятия по чтению партитур в новый дидактический и гуманитарный контекст. Обычно в учебной практике изучают классико-романтические симфонические партитуры и отчасти позднебарочные. В них старинные ключи уже начали выходить из употребления. В данной хрестоматии, напротив, доклассическая музыка и старинная нотация преобладают. Появление такого замысла можно рассматривать как следствие широкого вовлечения старинной музыки в поле научного исследования и учебно-педагогической практики. Некая параллель просматривается и с введением старинной музыки в курсы анализа музыкальной формы. «Уроки по чтению партитур» в трех выпусках окажутся полезными и для таких дисциплин, как «История нотации», «Музыкально-теоретические системы», историческая часть курса «Гармонии». Следует подчеркнуть, что бóльшая часть из представленного в хрестоматии репертуара служит материалом учебных занятий по чтению партитур на историко­-теоретическом факультете Московской консерватории в течение последних двух десятилетий.

Однако поставленная цель — преподнесение знаний в историческом контексте — отнюдь не является лишь данью педагогической моде. Ведь активное освоение забытых или оставленных практик чтения нотации (например, чтение многолинейных нотоносцев в ключах), сопровождаемое историческими пояснениями, способно раскрепостить учащегося, сделать трудное постижимым и интересным и, главное, обогатить его как музыканта.

В своих «Жизненных правилах для музыкантов» Роберт Шуман говорит о феномене внутреннего слуха: «Ты должен настолько себя развить, чтобы понимать музыку, читая ее глазами»1. Очевидно, что задача воображаемого воспроизведения звучания многократно усложняется, если речь идет о чтении партитур2.

Теоретическое представление о строении партитуры и о том, как это строение исторически эволюционировало, должно подкрепляться навыками, тренировке которых и посвящено настоящее пособие. Один из них — умение одновременно (или почти одновременно) читать голоса, записанные разными способами, не совпадающими по принципу «дешифровки» — имеются в виду партии, нотированные в различных ключах или в транспозиции. Чтение партитур в этом смысле можно было бы сравнить с воображаемым синхронным переводом с нескольких языков одновременно, как если бы одна часть единой по смыслу фразы была написана на одном языке, а другая часть — на другом, при том что перевести общий смысл надо на третий — родной язык читающего.

Для большого числа современных музыкантов «родным» является язык фортепиано, отчего психологические стереотипы чтения фортепианных нот невольно переносятся на восприятие партитуры3. От таких стереотипов, базирующихся на визуальных представлениях, приобретенных опытом общения с фортепианными нотами, предстоит отрешиться желающему приступать к чтению партитур. Однако это не так легко; преодолевать инерцию «фортепианного» чтения можно различными способами, и это вовсе не обязательно делать на больших симфонических партитурах. Наоборот, нужно подготовиться к их чтению при помощи различных упражнений, в которых партитура немногострочна. Сделать это поможет данное пособие.

Помещенные в «Уроках по чтению партитур» упражнения направлены на выработку независимого, нескованного чтения ключевых комбинаций и транспонирующих партий. Приемами для этого является чтение партитуры в старинных ключах (выпуск 1), чтение барочной клавирной нотации с меняющимися ключами или с многолинейным нотоносцем (выпуск 2), чтение ансамблей духовых с транспонирующими партиями (выпуск 3).

В 1-м выпуске (автор-составитель Г. И. Лыжов), озаглавленном «Партитура со старинными ключами», собственно хрестоматии предшествует исторический очерк, где рассматриваются основные вехи эволюции так называемой исторической и дидактической партитуры в ключах.

2-й выпуск пособия (автор-составитель И. А. Барсова) посвящен теме «Нотация клавирной музыки XVII–XVIII веков». В нем представлены сочинения Г. Г. Нивера, Ф. Куперена и Дж. Фрескобальди в оригинальной нотации в виде факсимиле.

3-й выпуск хрестоматии (автор-составитель И. В. Вискова) — «Транспонирующие инструменты» — предназначен для освоения транспонирующих инструментов в курсе «Чтение симфонических партитур» на теоретическом, композиторском и дирижерском факультетах консерваторий. В целях достижения художественной целостности и понимания стиля музыкальных произведений все сочинения или их части даются целиком. В основном это произведения для ансамблей деревянных духовых и медных духовых инструментов, освоение которых является своего рода прелюдией к чтению оркестрового тутти. Материал в хрестоматии расположен в порядке постепенного накопления трудностей и увеличения числа транспонирующих голосов: от простого строя к сложному, от одного транспонирующего инструмента к инструментальному ансамблю. Хрестоматия открывается двумя очерками: о транспонирующих инструментах и о ключевой замене, которая широко используется при чтении транспонирующих инструментов. Материал данного выпуска соответствует практике преподавания курса чтения партитур в Московской консерватории.


1 Шуман Р. О музыке и музыкантах: Собрание статей: в 2 т. / сост. и ред. Д. В. Житомирского; пер. с нем. А. Г. Габричевского и Л. С. Товалевой; ред. пер. Г. А. Балтер. Т. II-Б. М., 1979. С. 177.

2 В тех же «Правилах» Шуман говорит об этом как бы в мистически-возвышенном тоне: «Некто утверждал, что законченный музыкант должен уметь представить себе впервые услышанное даже сложное оркестровое произведение в виде партитуры. Это высшее, о чем можно помыслить» (Там же. С. 182).

3 Один из распространенных примеров — машинальное считывание оркестровых партий первой и второй скрипок, излагающих мелодию в унисон, в виде удвоения мелодии в октаву. Это происходит потому, что глаз по инерции сопоставляет партитурную нотацию с клавирной и фиксирует примерно следующее: одна и та же мелодия записана в двух вариантах, один расположен ниже, другой выше — так выглядит на фортепиано изложение мелодии в октаву.