Василий Ильич Сафонов (1852–1918). Материалы научной конференции. К 100-летию со дня кончины


  • Рецензент: И. А. Скворцова, доктор искусствоведения, профессор; Е. М. Шабшаевич, доктор искусствоведения, доцент
  • Издательство: Научно-издательский центр "Московская консерватория", 2022
  • Тираж: 200 экз.
  • К-во страниц: 228
  • ISBN: ISBN 978-5-89598-426-0 (в обл.)

Составители: С. В. Грохотов, А. С. Скрябин.

Сборник объединяет в себе статьи, написанные на основе докладов на Между­народной научной конференции в честь Василия Ильича Сафонова, прошедшей в Москве в феврале 2018 года под эгидой Московской консерватории, Северо-­Кавказской филармонии и Фонда А. Н. Скрябина. В. И. Сафонов — одна из ключевых фигур в музыкальной жизни России конца XIX — начала ХХ веков. Публикуемые научные работы посвящены не только ему, но и художественному и историческому контекстам, в которых разворачивалась его жизнь и творчество. Многие из них являются как бы продолжением и развитием уже опубликованных. Книга также знакомит читателя с новонайденными архивными материалами.

Сборник адресован музыкантам разных специальностей, а также широкому кругу читателей, интересующихся русской культурой рубежа позапрошлого и прошлого столетий.

От составителей 4

В. И. Сафонов и его окружение

Б. Б. Бородин. В. И. Сафонов и его учителя: к вопросу о преемственности взглядов на фортепианное искусство 9

C. В. Грохотов. Сафоновские медалисты (о судьбах некоторых учеников В. И. Сафонова) 39

М. В. Дёмина. Русские концерты во дворце «Odd Fellow»: В. И. Сафонов в Копенгагене 56

А. Н. Макаревич. Василий Сафонов и Николай Бодаревский (музыкант и художник глазами краеведа) 68

Б. М. Розенфельд. Три сестры 88

Изучая архивные материалы

А. А. Алексеев-Борецкий. По следам музыкальной библиотеки В. И. Сафонова 101

О. П. Кузина. Фотографии на память (фотопортреты В. И. Сафонова с дарственными надписями в личных фондах Российского национального музея музыки) 113

М. В. Михеева. О работе Сафонова-дирижера над фантазией Н. А. Римского-Корсакова «Антар» 129

Г. А. Моисеев. В. И. Сафонов — автор проекта устава консерваторий (1891, 1898) 135

Е. Е. Полоцкая. В. И. Сафонов и Н. И. Заремба: история ученичества (по материалам архивов) 170

Приложения

Роза Ньюмарч. Василий Сафонов. Перевод с англ. Е. Н. Саранчи 181

Артур Лазер. Современные дирижеры. Василий Сафонов. Перевод с нем. С. В. Грохотова 190

 

Библиография Сост. Б. М. Розенфельд, Л. Л. Тумаринсон 195

Список иллюстраций 211

Об авторах сборника 213

Указатель имен Сост. Л. Л. Тумаринсон 214

Многочисленные научные публикации последних лет1 окончательно утвердили место Василия Ильича Сафонова в истории отечественного музыкального искусства. Он, действительно, одна из ключевых фигур в культурной жизни конца XIX — начала ХХ столетий — причем не только российской, но в значительной мере европейской и американской.

В русле оживившегося интереса к личности музыканта, в Москве в феврале 2018 года под эгидой Московской консерватории, Северо-­Кавказской филармонии и Фонда А. Н. Скрябина прошла Международная научная конференция, посвященная 100-летию со дня кончины артиста. Статьи, написанные на материале некоторых докладов, прочитанных на этой конференции, публикуются в настоящем сборнике.

Мемориальные чтения памяти выдающихся деятелей прошлого — будь то музыканты, литераторы или художники — это всегда своего рода «сборные концерты» (но объединенные именем чествуемого) с присущей такого типа мероприятиям пестротой. Выступления на них разнятся по жанру, стилю и масштабам. Соответственно разнятся и материалы, подготовленные к печати участниками настоящей конференции. В нашем случае их можно разделить на две взаимосвязанные группы — работы, посвященные художественному и историческому контекстам, в которых разворачивалась жизнь и деятельность В. И. Сафонова, и публикации, знакомящие читателя с новонайденными архивными материалами. Разумеется, разделение на эти группы во многом условно: статьи из первой включают в себя результаты архивных разысканий, а в материалах второй находит освещение сафоновское окружение. Многие работы в настоящем сборнике являются как бы продолжением и развитием уже опубликованных — ссылки на последние приводятся ниже.

Первый раздел книги «В. И. Сафонов и его окружение» открывается статьей Б. Б. Бородина «В. И. Сафонов и его учителя: к вопросу о преемственности взглядов на фортепианное искусство». В ней раскрывается сложный генезис исполнительской эстетики музыканта, порожденной его занятиями под руководством А. И. Виллуана, Т. Лешетицкого и Л. Брассена. В работе С. В. Грохотова «Сафоновские медалисты»2 прослеживаются творческие судьбы некоторых талантливых консерваторских выпускников Сафонова — В. А. Брок, В. М. Амираджиби, Ю. Д. Исерлиса, чья заметная роль в музыкальной жизни своего времени оказалась в наши дни забыта. Оживленные творческие и личные контакты артиста с датскими музыкантами и публикой освещены в статье М. В. Дёминой «Русские концерты во дворце “Odd Fellow”: В. И. Сафонов в Копенгагене»3. Жизнь и служебные дела сталкивали В. И. Сафонова с широким кругом отечественных деятелей культуры и искусства, в том числе с талантливым живописцем Н. К. Бодаревским, автором портретов самого Василия Ильича, а также тех, что украшают поныне Большой зал консерватории. Этому художнику, вкупе с интересными подробностям быта семьи Сафоновых, посвящена статья А. Н. Макаревич «Василий Сафонов и Николай Бодаревский (музыкант и художник глазами краеведа)»4. В мемуарном очерке Б. М. Розенфельда «Три сестры» рассказывается о встречах автора с дочерями Василия Ильича — Анной, Еленой и Марией, сыгравшими большую роль в сохранении памяти об их отце. Последние две публикации, выходящие за рамки музыкально-исторической и музыковедческой проблематики, тем не менее весьма интересны своим ракурсом — соответственно, краеведческим и мемуарным.

Материалы, публикуемые во втором разделе сборника, основаны на архивных разысканиях. А. А. Алексеев-Борецкий в статье «По следам музыкальной библиотеки В. И. Сафонова»5 подробно анализирует сохранившиеся фрагменты нотного и книжного собрания Сафонова и имеющиеся на изданиях инскрипты. Это позволяет автору уточнить ряд любопытных деталей, касающихся жизни и творчества музыканта. Фотопортреты В. И. Сафонова с дарственными надписями в личных фондах Российского национального музея музыки являются предметом изучения О. П. Кузиной. М. В. Михеева рассматривает выполненную собственноручно Сафоновым копию партитуры симфонической поэмы «Антар» Н. А. Римского-­Корсакова. Имеющиеся расхождения с оригиналом позволяют уточнить особенности дирижерского прочтения этого произведения. Деятельность Сафонова как организатора музыкального образования находится в фокусе внимания Г. А. Моисеева, публикующего статью «В. И. Сафонов — автор проекта устава консерваторий (1891, 1898)». Е. Е. Полоцкая в статье «В. И. Сафонов и Н. И. Заремба: история ученичества»6 воссоздает картину взаимоотношений талантливого ученика и замечательного педагога-теоретика; материалом послужили две тетради, которые молодой музыкант вел на уроках по теории композиции.

В приложении читатели найдут прижизненные материалы зарубежной прессы — впервые переведенную на русский язык С. В. Грохотовым статью А. Лазера и новый, на этот раз полный и критически откомментированный Е. Н. Саранчой перевод статьи Р. Ньюмарч. Сборник завершается подробной библиографией работ о Сафонове, составленной Л. Л. Тумаринсоном и Б. М. Розенфельдом.


1 Летопись жизни и творчества В. И. Сафонова / сост. Л. Л. Тумаринсон, Б. М. Розенфельд. М.: Белый берег, 2009; Сафонов В. И. Избранное. «Давайте переписываться с американскою быстротою…»: Переписка 1880–1905 годов / ред.-сост. Е. Д. Кривицкая, Л. Л. Тумаринсон. СПб.: Петроглиф, 2011; Странствующий маэстро: Переписка В. И. Сафонова 1905–1917 годов / ред.-сост. Л. Л. Тумаринсон. М.: Белый берег, 2012; «Трудись и надейся...» Василий Сафонов: новые материалы и исследования / ред.-сост. Л. Л. Тумаринсон. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2017; Сафонова М. В. Жизнеописание Василия Сафонова, составленное его дочерью / пер. с англ. Е. Н. Саранчи; ред. Л. Л. Тумаринсон. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2021.

2 См. также статью того же автора: Грохотов С. В. Иосиф и Розина Левины — ученики В. И. Сафонова // Василий Ильич Сафонов. 1852–1918. К 150-летию со дня рож­дения: Материалы научной конференции / отв. ред. Е. Л. Гуревич. М.: Московская консерватория, 2003. (Науч. труды Моск. гос. консерватории им. П. И. Чайковского; сб. 49). С. 72–84.

3 Статья продолжает изыскания, которые автор ведет в шведских архивах. См.: Дёмина М. В. В. И. Сафонов в Швеции и Дании. Письма В. И. Сафонова к Эмилю Гагнеру // «Трудись и надейся...». Василий Сафонов: новые материалы и исследования / ред.-сост. Л. Л. Тумаринсон. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2017. C. 23–44; ее же. «Safonoff sover»: история одного портрета // Там же. С. 479–487.

4 Публикация А. Н. Макаревич подробно разрабатывает в новом ракурсе тему сафоновской иконографии, представленную в статье О. В. Рожновой (Рожнова О. В. Штрихи к портрету: фрагменты иконографии В. И. Сафонова // «Трудись и надейся...». C. 591–600).

5 Эта работа может быть рассмотрена в одном ряду с близкими по тематике статьями М. В. Михеевой: Михеева М. В. Коллекция нот В. И. Сафонова: № 2712 — «Ромео и Джульетта» П. И. Чайковского // «Трудись и надейся…». С. 569–575; а также ее же статьей «О работе Сафонова-дирижера над Симфонической сюитой Н. А. Римского-Корсакова “Антар”», опубликованной в настоящем сборнике.

6 Статья Е. Е. Полоцкой служит замечательным продолжением ее же публикации: Из истории музыкально-теоретического образования в России (по ученическим тетрадям В. И. Сафонова) // «Трудись и надейся». С. 576–590.