Русское музыкальное барокко: тенденции и перспективы исследования.Выпуск 3, часть 1


  • Рецензент: З. М. Гусейнова, д. иск., проф.; И. П. Шеховцова, к. иск., доц.; Г. А. Рымко, к. иск.
  • Издательство: Научно-издательский центр "Московская консерватория", 2022
  • Тираж: 200 экз.
  • К-во страниц: 200
  • ISBN: 978-5-89598-427-7 (в обл.)

Русское музыкальное барокко: тенденции и перспективы исследования: материалы международной научной конференции (18–19 ноября 2019 года). Выпуск 3. Часть 1.

Редактор-составитель доктор искусствоведения, профессор Н. Ю. Плотникова

Первая часть третьего выпуска материалов международной научной конференции «Русское музыкальное барокко: тенденции и перспективы исследования», прошедшей в Мос­ковской государственной консерватории и Государственном институте искусствознания 18–19 ноября 2019 года, представляет основные тематические направления в этой области науки. Публикуемые доклады посвящены истории партесного пения, изучению различных видов книжной песни, вопросам истории и теории постоянного и переменного (концертного) партесного многоголосия, некоторым аспектам исполнения музыки русского барокко. Авторы статей вводят в научный обиход ранее неизвестные музыкальные сочинения и новые архивные источники.

Издание адресовано специалистам-музыковедам, педагогам и студентам высших и средних учебных заведений культуры и искусства, а также всем интересующимся историей и теорией отечественного музыкального искусства XVII–XVIII веков.

От составителя 4

Список сокращений 7

Н. Ю. Плотникова Русское музыкальное барокко в исследованиях 2017–2019 годов 8

Вопросы истории и источниковедения

К. В. Постернак Истоки партесного пения — Польша или Крит? 19

Е. Е. Чернова О рукописи Add. MS 30063 и других певческих рукописях в зарубежных архивах 32

Ю. Б. Демиденко По следам одного открытия: сборник партесных концертов елизаветинского царствования в фондах Государственного Русского музея, Государственного Эрмитажа и Государственной Третьяковской галереи 45

Книжные песни эпохи русского барокко

Н. А. Потёмкина Рифмованные псалмы в рукописях № 895 и № 1743 из Музейского собрания Государственного исторического музея 56

Е. Е. Васильева Большая мелострофа псалмов архимандрита Германа 72

Постоянное партесное многоголосие (партесные гармонизации)

С. А. Тимуск, Е. В. Плетнёва Попевка Колесо/Ключ в четырехголосных партесных гармонизациях знаменной монодии 85

И. А. Семенёнок Проблемы статистического анализа в партесных обработках знаменного роспева последней трети XVII — середины XVIII века 106

Л. В. Кондрашкова О некоторых стилистических чертах ярославских восьмиголосных обработок греческого распева 126

Партесное переменное (концертное) многоголосие

И. В. Герасимова Две барочные музыкальные интерпретации последней трети XVII века: кондак акафиста святителю Николаю 142

Е. Е. Гатовская Концерт Василия Титова «В кимвалех устнами чистыми»: особенности тематизма и композиции 153

Г. И. Лыжов «Ля минор» в сочинениях Орландо ди Лассо, Генриха Шютца и Василия Титова 168

Е. Ю. Антоненко Многохорные концертные сочинения партесной эпохи: исполнительские подходы 181

Сведения об авторах 199

Вторая международная конференция «Русское музыкальное барокко: тенденции и перспективы исследования» была организована кафедрой теории музыки Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского и Государственным институтом искусствознания в рамках национального проекта «Культура» при поддержке Министерства культуры Российской Федерации1. Результаты своих исследований представили 20 музыковедов из трех стран (Россия, Украина, Германия), семи городов (Москва, Санкт-Петербург, Пермь, Псков, Львов, Любек, Регенсбург), активно работающих в данной области музыко­знания.

Одной из главных задач первой конференции, состоявшейся 24–26 октября 2016 года, было выявление и собирание воедино всех тематических направлений, прямо или косвенно связанных с музыкой русского барокко, что отразилось в количестве и секций конференции, и разделов в изданных материалах форума (их было восемь). Многие доклады были посвящены специфике переходного периода от Средневековья к Новому времени: реформе нотации, особым образцам монодии, певческой практике старообрядцев, различным видам раннего русского многоголосия. Тематика отдельных блоков была связана с творческими контактами России и Польши, с исполнительской практикой и учебными курсами в высших учебных заведениях.

Прошедшие годы привели к значительным результатам в сфере изучения музыки русского барокко. Изданы монографические нотные сборники, началась работа над составлением каталогов партесных сочинений, вводятся в научный обиход новые сочинения и памятники научной мысли, десятки статей участников конференции посвящены различным историческим и теоретическим вопросам2. Проблематика Второй международной конференции стала более концентрированной, внимание докладчиков фокусировалось преимущественно на вопросах изучения партесного стиля в двух его основных ипостасях — переменное и постоянное партесное многоголосие (по терминологии В. В. Протопопова), а также на книжной песне. Другие темы были представлены единичными докладами. Такое соотношение повлияло и на структуру данного сборника.

Открывает сборник статья заведующего сектором Биографического словаря архитекторов Государственного научно-исследовательского музея архитектуры имени А. В. Щусева (Москва) К. В. Постернака, предлагающего новый взгляд на происхождение партесного пения. В противовес общепринятому мнению о польском влиянии автор обращает внимание на то, что близкий аналог партесной музыки существовал в православном итало-греческом церковном пении XV–XVI веков — это так называемое «критское пение», о чем свидетельствуют литературные источники, а также отдельные примеры из музыкальных рукописей. Постернак выдвигает гипотезу, что именно «критское пение» явилось образцом для партесной музыки.

Особую ценность имеет источниковедческий блок. В статье докторанта Гейдельбергского университета Е. Е. Черновой представлены древнерусские рукописи, обнаруженные историком русского церковного пения И. А. Гарднером в библиотеках Франции, Великобритании, Баварии, Польши, США, Финляндии, и, что особенно ценно, Демественник конца XVII — начала XVIII века Add. MS 30063 из Британской библиотеки. Статья заведующей отделом декоративно-прикладного искусства Государственного Русского музея Ю. Б. Демиденко посвящена удивительному тройному открытию — в фондах Русского музея, Государственного Эрмитажа и Государственной Третьяковской галереи был обнаружен принадлежавший Придворному хору уникальный шестнадцатиголосный комплект партий, по одной из которых пела сама императрица Елизавета Петровна.

Малоисследованным видом многоголосного пения эпохи барокко остаются книжные песни, в первую очередь по причине отсутствия и публикаций, и полных описаний нотных рукописей. В этой связи представляется важной статья ведущего специалиста Мемориального музея-квартиры Ел. Ф. Гнесиной Н. А. Потёмкиной о рифмованных псалмах в рукописях из Музейского собрания Государственного исторического музея. О специфике песенной формы — мелострофы — в псалмах главы Новоиерусалимской школы архимандрита Германа, поэта и музыканта, пишет Е. Е. Васильева, доцент Санкт-Петербургского государственного института культуры.

Три статьи посвящены постоянному партесному многоголосию. Аспирант Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова И. А. Семенёнок предложил новый, мало используемый исследователями подход к анализу партесных обработок знаменного роспева3 последней трети XVII — первой половины XVIII века: статистический анализ. Аналитические выводы, представленные в цифрах, таблицах и схемах, иногда меняют наши обычные представления о стиле некоторых композиторов или певческих книг. Доцент кафедры древнерусского певческого искусства Санкт-Петербургской государственной консерватории Е. В. Плетнёва и преподаватель той же кафедры С. А. Тимуск проанализировали попевки «колесо» и «ключ» в условиях четырехголосных партесных гармонизаций знаменной монодии. Исследованные ими образцы продемонстрировали, с одной стороны, сохранение попевочной структуры монодии в условиях гармонизации, с другой, — представили разнообразное понимание авторами эпохи барокко ладомелодических особенностей попевок. Научный сотрудник Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва Л. В. Кондрашкова, изучив двухорные композиции греческого распева из рукописей церкви Петра и Павла на Волге г. Ярославля, сделала выводы о мелодике греческого распева, о фактуре и каденционных планах песнопений. Надгробное «Трисвятое» она считает настоящим шедевром, созданным неизвестным русским музыкантом.

Наибольшее количество статей содержит раздел, посвященный переменному, или концертному, партесному многоголосию. Доцент кафедры философии и теологии Псковского государственного университета И. В. Герасимова пишет о двух музыкальных интерпретациях кондака акафиста свт. Николаю «Миру всему миро многоценное», принадлежащих Михаилу Заславскому и, предположительно, Николаю Дилецкому. Старший преподаватель Православного Свято-­Тихоновского гуманитарного университета Е. Е. Гатовская исследует вопросы тематизма и композиции в концерте Василия Титова «В кимвалех устнами чистыми», единственном в своем роде образце партесного концерта, написанном в ми мажоре, имеющем 17 метрических смен и несколько текстовых рефренов. Этот концерт был исполнен хором студентов первого курса ПСТГУ под управлением самой Гатовской и вызвал искреннюю симпатию слушателей.

Статья доцента кафедры теории музыки Московской консерватории Г. И. Лыжова поднимает чрезвычайно актуальную проблему ладовой организации в сочинениях разных эпох: Ренессанса (Орландо ди Лассо) и барокко (Генрих Шютц и Василий Титов). Минорный лад с заключительным устоем «ля» — это ля минор или ля эолийский? Является ли он наследником двенадцатиладовой системы или относится уже к двуладовой мажорно-минорной? Автор приводит факты, свидетельствующие о том, что ладовая специфика «ля минора» обсуждалась уже в эпоху Ренессанса, а затем была своеобразно адаптирована в русской музыке. Наконец, актуальные проблемы исполнения многохорной музыки были раскрыты художественным руководителем вокального ансамбля «Intrada» Е. Ю. Антоненко.

Итак, в сборнике показаны ведущие тенденции в изучении музыки русского барокко и намечены перспективы дальнейших исследований, связанных с развитием источниковедения, описанием и публикацией памятников, разработкой вопросов истории и теории партесного многоголосия.

В рамках конференции состоялось два мастер-класса с руководителем ансамбля древнерусской духовной музыки «Сирин», певцом, композитором А. Н. Котовым и доцентом кафедры древнерусского певческого искусства Санкт-Петербургской консерватории, кандидатом искусствоведения Т. В. Швец. Андрей Котов поделился с участниками встречи своим богатейшим опытом исполнения музыки эпохи барокко, конкретными приемами произнесения текста, организации хорового звучащего пространства, дал практические советы по хоровой импровизации. Татьяна Швец работала с ансамблем хора студентов Московской консерватории над двумя композициями: четырехголосной партесной гармонизацией (Блаженна 5-го гласа «Разбойник на кресте») и трехголосным партесным концертом «Ликуют ангели вси». За короткое время ей удалось достичь существенных результатов: выработать несколько важных навыков произнесения текста, добиться особого соотношения голосов в партесной гармонизации, где ведущей является партия теноров; поработать над манерой звукоизвлечения. Репертуар, предложенный Швец, заинтересовал студентов, они с увлечением работали над произведениями и могли оценить специфику русской музыки партесного стиля.

Блестящим итогом конференции стал концерт в Рахманиновском зале Московской консерватории. В нем участвовали четыре коллектива: ансамбль старинной музыки «Ex Libris» (художественный руководитель Даниил Са­япин), ансамбль старинной музыки «Узорика» (художественный руководитель Варвара Котова), ансамбль «Хронос» (художественный руководитель Евгений Скурат), вокальный ансамбль «Intrada» (художественный руководитель Екатерина Антоненко); было исполнено 24 сочинения в разных жанрах и стилях, над расшифровкой и редакцией которых работали девять исполнителей и исследователей. Концерт стал настоящим праздником музыки русского барокко, первым событием подобного рода в истории отечественной музыкальной культуры.

Во время подготовки сборника к печати ушла из жизни Нина Александровна Герасимова-Персидская (23 декабря 1927 — 8 декабря 2020) — доктор искусствоведения, профессор Национальной музыкальной академии Украины имени П. И. Чайковского. Это большая утрата для всех исследователей музыки барокко. Монографии, статьи, нотные издания, подготовленные ею, заложили фундамент этой ветви современной отечественной науки. Осенью 2016 года Нина Александровна хотела принять участие в первом международном форуме, посвященном русскому барокко; ее тезисы «Становление многохорного партесного концерта и значение региональных школ (вторая половина XVII века)» были опубликованы в буклете конференции. По состоянию здоровья она не смогла приехать в Москву, но прислала видеообращение, в котором приветствовала участников «замечательного события», которое рассматривала как «большое достижение научной мысли»: «Очень важно, что есть энтузиазм, любовь к тому, чем мы занимаемся. Я думаю, что вы счастливы сейчас, и я за вас тоже счастлива. Жаль, что я не могу с вами встретиться». Но наши встречи не прекращаются, творческий научный диалог не прерывается. Низкий поклон и светлая память Нине Александровне!


1 Координаторами конференции стали Е. Ю. Антоненко, руководитель проекта «Русская духовная музыка в столице и регионах России», и Н. Ю. Плотникова, профессор Московской консерватории, ведущий научный сотрудник Государственного института искусствознания.

2 См. об этом статью Н. Ю. Плотниковой «Русское музыкальное барокко в исследованиях 2017–2019 годов» на с. 8–18 данного сборника.

3 В текстах сборника используется как написание распев, соответствующее современным орфографическим нормам, так и роспев (от др.-рус. «роспѣвъ»), типичное для певческих рукописей.